СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Страницы истории Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру.

Тема: «Обобщение изученного по разделу

«Страницы истории Отечества». Контроль знаний».

Обобщить знания по  истории Отечества; Формировать интерес к предмету; Воспитывать интерес к истории своего народа.  

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные

обобщать и систематизировать изученный материал

Метапредметные

выполнять тестовые задания; оценивать свои учебные достижения; соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами

Личностные

определять личностный смысл изучения темы; проявлять целостное восприятие окружающего мира; формировать адекватную оценку своих достижений     

Оборудование:

задания по теме урока карточки

Межпредметная связь: русский язык – уроки развития речи – история – обобщение знаний по истории Отечества– математика – римская нумерация, работа по ленте времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Страницы истории Отечества"»

Урок по окружающему миру.

Тема: «Обобщение изученного по разделу

«Страницы истории Отечества». Контроль знаний».

  • Обобщить знания по истории Отечества;

  • Формировать интерес к предмету;
    Воспитывать интерес к истории своего народа.


  • Познавательные УУД:
    Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные

  • обобщать и систематизировать изученный материал

Метапредметные

  • выполнять тестовые задания;

  • оценивать свои учебные достижения;

  • соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами

Личностные

  • определять личностный смысл изучения темы;

  • проявлять целостное восприятие окружающего мира;

  • формировать адекватную оценку своих достижений

Оборудование:

  • задания по теме урока

  • карточки

Межпредметная связь: русский язык – уроки развития речи – история – обобщение знаний по истории Отечества– математика – римская нумерация, работа по ленте времени.











  • Ход урока:

  • I. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

    • Создание ситуации успеха Звенит, заливается школьный звонок,
      Вас ждет интересный, полезный урок.
      Чудесным пусть будет у вас настроение,
      Легко и прелестно дается учение!
      Мы с вами закончили изучение большого раздела учебника. Как он называется?

  • Сформулируйте тему нашего урока. Помогут вам шифровки ( на листках буквы русского алфавита и английского), зачеркните буквы английского алфавита и прочтите слова которые у вас получились, сформулируйте тему нашего урока.

ОWRБGFОNLБDЩWЕQWНLUИXЕZ ИVЗGУSЧFGЕННОVГLО ПО РVNАYЗRДQЕWWЛDУ…

  • Сегодня на уроке мы обобщим сведения об истории Отечества. Чем они могут быть полезны для вас? (От нас зависит, каким мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о прошлом и настоящем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь мир, чтобы сохранить его для будущих поколений).

  • У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего.

  • II. Работа с оценочными листами.

  • Какие темы мы повторим сегодня на уроке?
    В начале урока каждому учащемуся выдаётся оценочный лист

Темы

Оценка в начале урока

Оценка в конце урока

Жизнь древних славян

 

 

Трудные времена на Руси

 

 

Великие люди России

 

 

Отечественная война 1812г

 

 

Страницы истории XIX века

 

 

Страницы истории XX века



  • Прежде чем мы приступим к выполнению заданий, возьмите, пожалуйста, листок для оценок и поставьте ту отметку, которая по вашему мнению отражает ваши знания по  пройденным темам.
    В конце урока вы снова попробуете оценить свои знания, интересно, станут ли они лучше.
    III. Закрепление и обобщение изученного.
    1) Заполните пропуски на ленте времени.

годы

1-100

 

201-300

301-400

401-500

501-600

601-700

701-800

801-900

901-1000

века

I

II

III

IV

 

VI

VII

VIII

IX

 


 










1001-1100

1101-1200

 

1301-1400

1401-1500

1501-1600

1601-1700

1701-1800

 

1901-2000

2001-2100

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

 

XXI













2) Запишите римскими цифрами век, в котором произошло событие. Расставьте события по «ленте времени» (цифрами 1,2….).

1 карточка. 1. Куликовская битва (1380) ____________век

(даты на карточке не указываются) 2. Крещение Руси (988)_______________век

3. Ледовое побоище (1242)____________век

4. Основание С-Петербурга (1703)___________век

5. Полёт Ю.Гагарина в космос (1961)___________век

6.Отмена в России крепостного права (1861)__________век

7. Начало Великой Отечественной войны (1941)____________век

Самооценка. Проверка ( лента времени на доске). Оцените свои знания нет ошибок поставьте +, если 1-2 +, -, 3 и больше ошибок -.

3) Работа в группах

1гр. Жизнь древних славян.


  1. Закончите предложения, выбрав правильный ответ в скобках.

Жилище и предметы быта

  1. Дома древних славян были углублены в …… (глину, песок, землю).

  2. Строились жилища из …….. (кирпича, деревьев, камня).

  3. Крыша была покрыта ……. (шифером, досками, соломой).

  4. Вся посуда делалась из ….. (глины, стекла, фарфора)

Занятия древних славян

1.В озерах и реках они ловили ….. (рыбу, раков, разводили птицу)

2. В лесу наши предки …… (играли в прятки, охотились, собирали ягоды, грибы, мед, травы) 2 правильных ответа.

3.Основным занятием древних славян было …. (птицеводство, земледелие, книгопечатанье).

4. Основным занятием женщин было ….. (ходили на охоту, пряли, шили.) 2 ответа.

Одежда древних славян

  1. Одежда мужчин состояла из …..(футболки и джинсы, рубашки из льна, штанов и пояса)

  2. Одежда женщин состояла из …. (длинного платья из льняной материи , короткие сарафаны и юбки)

  3. Обувь древних славян представляла собой нечто вроде …..(сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой, замшевая на молнии)

  1. Где древние славяне выбирали место для жилья? Почему? ( Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол.)

  2. Почему древние славяне жили племенами? ( Сама жизнь требовала от славян сплочённости, заниматься земледелием, защищаться от врагов)


2гр. Трудные времена на Руси

    1. Расположите части текста так, чтобы получился рассказ.

XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско.

Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три
дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно по­стоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Поздней осенью 1237 года Батый привел к рус­ским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское кня­жество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к вла­димирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Батый после завоевания Руси основал огромное государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай. Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Двести сорок лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

    1. Почему Русь покорилась монголо-татарам?

ПРИЧИНА: Раздробленность Руси на княжества.

Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех.

И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила ни шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести сорок лет хозяйничали монголы на русской земле.

3. Какая появилась новая угроза? (шведы и немцы)

4. Кто выступил против шведов? (князь Александр) Какое прозвище получил молодой князь? (Александр Невский)

4.Текст с ошибками (исправьте ошибки)

5 апреля 1240 (1242) года шведские (немецкие) рыцари построились клином на льду реки Невы (Чудского озера). Киевский (Новгородский) князь Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев. Это сражение вошло в историю как «Ледовая (ое) битва (побоище)».


3гр. Великие люди России

1.Недаром А. С. Пушкин сказал о нём:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он, всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Расскажите о нём.

Очень выразителен был и внешний облик Петра I. Огромного роста (2 м 4 см), необычайной физической силы - он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. В обращении он был прост, но суров до жестокости. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Деятельный, активный и деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался открыто критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной и могучей. И в нашей истории он по праву остался Петром Великим, так похожим на нашу необъятную Россию, которой правил.

Продолжательница дел Петра Первого стала ….______________________________________________

Так же, как и Петра Первого, её называли Великой.

Что вы запомнили о ней?

Екатерининская эпоха подарила нам выдающегося полководца, вышедшего из среды русского народа. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию мальчика: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили мальчика. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а он накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом и добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Звездой первой величины сияет имя А. В. Суворова.

А. В. Суворов родился 13 ноября 1729 года в Москве в дворянской семье. От природы он был наделён пытливым умом. С раннего возраста проявлял любовь к знаниям. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию Суворова: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельдмаршалом и генералиссимусом. Суворов очень ценил русских солдат. Это они - простые русские солдаты - были истинными творцами великих побед Суворова.

Большим событием культурной жизни России стало открытие в 1755 году первого русского университета. Инициатором создания Московского университета был … (М. Ломоносов.)


Какой царь в детстве так увлекался военным делом, что сам создавал войско и сам служил барабанщиком?

(Петр I, Иван Грозный, Александр I)


Какой ученый провел много опытов по изготовлению цветного стекла – смальта?

(Иван Петрович Кулибин, К.Э. Циолковский, М.В. Ломоносов)


Назовите главнокомандующего русской армией во время битвы с французами под командованием Наполеона?

(А.В. Суворов, М.И.Кутузов, А.Невский)


Кто провел более 60 боев и ему принадлежит изречение «Тяжело в учении, легко в бою» ( А.В.Суворов)


Какому царю поставлен памятник «Медный всадник» в Санкт – Петербурге?

(ПетрI, Александру I, Николаю I)


. Физкультминутка «Да нет».


  1. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. да

  2. Московского князя Ивана Даниловича прозвали Невский. нет

Русь выплачивала Золотой Орде налоги. да

  1. Самый первый печатный станок открыл немецкий мастер Иоганн Гуттенберг. Да

  2. Книгопечатание на Руси начинается при правлении Ивана Калиты. нет

  3. .



4гр. Отечественная война 1812г

  1. Сформулируй определение .
    Отечественная война – (это война, в которой свое отечество защищает весь народ независимо от сословия)

  2. Чтобы узнать год Бородинской битвы, надо решить математическую задачу:
    “Этот год можно записать двумя двузначными числами; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6 ”.
    ( Правильно, это 1812 год. )

  3. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её" Кто сказал эти слова?

А теперь ответьте на вопросы        (ТЕСТ)

1.Во Франции в XVIII  веке власть  захватил полководец:

а)    Багратион, б)    Наполеон, в)      Барклай- де- Толли.

2.Французская армия вторглась в Россию: 

а)    1 сентября 1812 года, б)    14 ноября 1812 года,

в)    12 июня 1812 года.

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов, б)    А. В. Суворов,  в)      Ф. Ф. Ушаков.

4.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву, б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.


5гр. Страницы истории XIX века

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

Какие технические новшества появились в 19 веке? (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты).



Игра «Домино»

Генералиссимус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная дорога

Екатерина II

Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов




6гр. Страницы истории XX века


1. Какие важные события произошли в начале XX столетия? (Николай II отрекся от престола).

  • в 1917 году в Росси произошло два очень серьезных события;

  • в феврале был свергнут с престола последний русский царь Николай II;

  • власть перешла к временному правительству;

  • осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия большевиков во главе с В.И.Лениным.


2. Экспресс-опрос.
Если высказывание верное, то напротив него поставьте знак “+”, если нет – “–”. Взаимопроверка.
Высказывания:

  • войска фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю (“+”);

  • 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война (“+”);

  • враг рассчитывал на долгую войну (“–”);

  • первыми приняли удар пограничники Брестской крепости (“+”);

  • силы были равные (“–”);

  • весь наш народ встал на защиту Родины (“+”);

  • эта война получила название Великой Отечественной (“+”).

  1. Викторина, которую подготовила Иванова Юля.



  1. Кроссворд, который составила Нагорная Полина.

IV. Подведение итогов.

1. Работа с оценочными листами.
Выставление оценок в оценочные листы.
Каждый ученик выставляет себе оценки в оценочный лист.

  • У кого оценка изменилась к концу урока, стала выше, чем в начале урока?

  • - Какой фрагмент урока вам запомнился? Почему?
    - Почему важно и нужно изучать историю? и т.д.
    Выставление оценок учащимся с комментариями.

  • Рефлексия

  • я запомнил (а), узнал (а), повторил (а) удивил (ась)ся…

  • букет настроения

  • Если вам понравился наш урок поднимите красный цветок , а если нет то синий.



Почемучка» .


  1. Почему царя Ивана ӀV прозвали Грозным?

  2. Почему князя Ярослава прозвали Мудрым?

  3. Почему Козельск монголо–татары назвали злым?

9.

1) Конкурс «Вопрос – ответ».

- Что такое «герб»? (Символ государства)

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

- От какого слова произошло слово «копейка»? (Копьё)

- Что такое «Аз», «Буки», «Веди»? (Буквы славянской азбуки)

- Что такое «скипетр»? ( Украшенный жезл – символ власти, одна из регалий монарха)

- Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

- Закончи пословицу: «При солнышке тепло, при матери…. (добро)

- Что такое флаг? (Символ государства)

- Кто изображён на Российском гербе? (Двуглавый орёл)

- Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением)

- Кто напечатал первую печатную книгу в России? (Иван Фёдоров)

- Закончи пословицу: «Человек без Родины, что соловей без…..(песни)

- До изобретения печатного станка как создавались книги? (Рукописные)



















1) Столица первого русского государства:

а) Москва; б) Петербург в) Киев

2) Древнерусские сооружения:

а) собор б) мечеть в) кремль

3) Предметы одежды русских женщин:

а) чалма б) сарафан в) сапожки

4) Праздник проводов русской зимы:

а) Рождество б) Масленица в) Крещение

5) Жилой дом у русского народа:

а) хата б) изба в) юрта

6) Как долго продолжалось монголо-татарское владычество над русскими землями?

а) 10 лет б)1.000 лет в) 240 лет

7) Какое оружие использовали монголо-татары?

а) шпага б) лук в) автомат

8) Имя какого русского князя связано с событиями 1380 года?

а) Иван Калита

б) Александр Невский

в) Дмитрий Донской

9) Где произошла битва между русскими и монголо-татарскими воинами?

а) Бородинское поле

б) Мамаев курган

в) Куликово поле

10) О ком идёт речь в этом стихотворении?

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник….»

( ____________ )

11) Как народ прозвал за светлый и ясный ум киевского князя Ярослава? (_____________________)

12) При царе Иване Грозном выпущены монеты, на которых изображён всадник с копьём в руке. Как назывались эти монеты? (__________________)







1) Столица первого русского государства:

а) Москва; б) Петербург в) Киев

2) Древнерусские сооружения:

а) собор б) мечеть в) кремль

3) Предметы одежды русских женщин:

а) чалма б) сарафан в) сапожки

4) Праздник проводов русской зимы:

а) Рождество б) Масленица в) Крещение

5) Жилой дом у русского народа:

а) хата б) изба в) юрта

6) Как долго продолжалось монголо-татарское владычество над русскими землями?

а) 10 лет б)1.000 лет в) 240 лет

7) Какое оружие использовали монголо-татары?

а) шпага б) лук в) автомат

8) Имя какого русского князя связано с событиями 1380 года?

а) Иван Калита

б) Александр Невский

в) Дмитрий Донской

9) Где произошла битва между русскими и монголо-татарскими воинами?

а) Бородинское поле

б) Мамаев курган

в) Куликово поле

10) О ком идёт речь в этом стихотворении?

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник….»

( ____________ )

11) Как народ прозвал за светлый и ясный ум киевского князя Ярослава? (_____________________)

12) При царе Иване Грозном выпущены монеты, на которых изображён всадник с копьём в руке. Как назывались эти монеты? (__________________)


3) Тест «Лучший знаток истории страны».

  • Учитель читает 30 утверждений по истории России, а дети в таблице около номера соответствующего утверждения ставят + (если утверждение верно) и – (если утверждение ошибочное).

1) Дома ремесленников окружены высокими каменными заборами.

2) В монастыре монахи вставали в 8 часов утра, шли на завтрак.

3) Кузнецы могли изготовить серебряные кубки, золотые украшения.

4) В больших городах можно было обойтись без труда сапожников, так как любая семья могла сама себе сшить обувь.

5) В келье монаха была деревянная мебель: лавки, полати, стол, шкаф, кровать.

6) На юге крестьяне строили дома из дерева, а на севере – мазанки (из веток, обмазанных глиной).

7) Летом помещики трудились на полях, а зимой чинили сети, вырезали изделия из дерева.

8) Многие богатые помещики имели собственные оркестры и театры.

9) Флигеля – это царские палаты.

10) На царский двор никто не смел въезжать на коне, входили только пешком.

11) В 17 веке стекла ещё не знали, поэтому в окна вставляли куски гранита.

12) Княжеский двор на Руси окружал небольшой забор.

13) В Испании в пещере Альтамира археолог – любитель обнаружил наскальные рисунки.

14) Икону «Троица» написал Андрей Рублёв.

15) Бородинское сражение состоялось в 1800 году.

16) Знаменитый механик-самоучка - это Иван Кулибин.

17) Во времена правления Петра 1 в армии была введена пожизненная служба.


18) Царь-реформатор – это Иван Грозный.

19)1380 год – дата Куликовской битвы.

20) Государство, образованное монголо-татарами после завоевания Руси, называлось Ордынское Золото.

21) Дата основания Москвы – 1147 год при Юрии Долгоруком.

22) Христианство на Руси было всегда.

23) Пётр 1 – это былинный герой Древней Руси.

24) «Повесть временных лет» написал монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

25) Афанасий Никитин – это путешественник, купец.

26) Крепостных крестьян можно было продать, подарить, проиграть в карты, наказать.

27) Михаил Васильевич Ломоносов – это художник.

28) Наполеон – это император Франции.

29) Глинка, Чайковский – это композиторы.

30) Почти все помещики держали в усадьбе гончих собак и имели коллекцию оружия, чтобы в случае необходимости можно было защитить имение (усадьбу) от воров.





1 11 21

2 12 22

3 13 23

4 14 24

5 15 25

6 16 26

7 17 27

8 18 28

9 19 29

10 20 30

«

Почемучка» (по очереди отвечает каждая команда).


  1. Почему Олега прозвали «вещим»?

  2. Почему князя Владимира прозвали «Красное Солнышко».

  3. Почему царя Ивана ӀV прозвали Грозным?

  4. Почему князя Ярослава прозвали Мудрым?

  5. Почему Козельск монголо–татары назвали злым? (дополнительно

9.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!