Тема: Сохраним природу Земли вместе.
Цели: - обобщить и расширить знания об использовании человеком природных
богатств Земли; дать учащимся конкретное представление о величине
экологической проблемы, нависшей над человечеством;
- познакомить с мерами по охране природы;
- развивать культуру общения, умение высказывать свои мысли;
- попытаться пробудить чувство сопереживания, ответственности перед
окружающей средой, чувство доброго хозяина по отношению к природе;
Оборудование: таблички с надписями, шапочки для судей, проектор, экран,
компьютер.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: ролевая игра «Экологический суд», «Микрофон»
Ход урока:
Сообщение темы урока. Мотивация.
«Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля»
«Микрофон»
-Как вы понимаете слова, ставшие эпиграфом нашего урока?( 4 слайд )
2.Планета когда-то прекрасной была.(5 слайд)
И реки струились, прозрачней стекла.
Был снег белоснежным
И дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету
Природы искусный резец
Миллионами лет
Превращал в образец.
Но.....сейчас ( 6 слайд)
Истыкали трубы просторы небес.
Отравлены воды, испакощен лес.
Плывут облака,
Точно черная ночь:
Дышать и животным,
И людям невмочь........
II.Работа над материалом урока
Учитель: Если бы человек каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, возможно, на Земле сохранились бы все виды сейчас исчезнувших животных и растений (по вине человека). Уничтожение продолжается и сейчас. Иногда слышишь: «Человек – царь природы». Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А ведь человек - сам часть природы и жить без нее он не может. Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – все это щедро дает природа, а взамен просит только одного – бережного, доброго отношения к ней. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями. (7 слайд)
А теперь давайте представим, как мог бы проходить такой суд над человеком. Для этого нам нужно избрать членов суда (судьи и секретарь). У нас будет адвокат, защитник человека, обвиняемый, свидетели: атмосфера, земля, химик, биолог, врач,. Присяжными заседателями будут все присутствующие.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Сегодня рассматривается дело № 2013 по обвинению человечества в лице Гомо Сапиенс в осквернение природы, истреблении и уничтожении братьев наших меньших. Начнем заседание. Слово для обвинения. Пожалуйста, господин обвинитель.
Природа: От имени зверей и трав, птиц и рыб, деревьев и мхов, от имени всех живых существ на Земле я обвиняю тебя, Человек разумный, в твоих злодеяниях на планете Земля. На протяжении тысячелетий первобытный человек поклонялся природе, обожествлял ее, чего нельзя сказать о, так называемом, цивилизованном человеке.
Стали люди сильными, как Боги и судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.
Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?(8 слайд)
-Мне кажется, уже ничего нельзя сказать в оправдание обвиняемого. Не так ли?
Адвокат: Я считаю, что обвиняемый заслуживает снисхождения и прошу обратить внимание на ту ситуацию, в которой оказался мой подзащитный. Ведь он действовал не столько по велению сердца, сколько под напором цивилизации. И это было вне его воли.
Судья: Есть ли у Вас доказательства или свидетели, подтверждающие правоту Ваших слов.
Адвокат: Доказательства? Пожалуйста. Развитие промышленности, гигантский выпуск автомобилей, холодильников, стиральных порошков, одежды, обуви и т. д., в которых так нуждается человечество, стимулировало наступление на природу. Ведь мой подзащитный делал все для улучшения жизни человека. Разве это не убедительное доказательство?(9 слайд)
Судья: Высокий суд не считает это убедительным доказательством. Пожалуйста, сядьте. Есть ли доказательства и свидетели у стороны обвинения.
Обвинитель: О, да! Ваша честь! Я представлю суду свидетелей и доказательства моей правоты в обвинении Человека.
Атмосфера: Я важнейший компонент окружающей среды, степень загрязнения которого прямо влияет на состояние природных экосистем и здоровье человека. Именно я становлюсь чаще всего первичным природным объектом, непосредственно воспринимающим токсические выбросы. И к чему это ведет?(10 слайд)
Адвокат человечества: Подождите, подождите! Миллионы лет в атмосферу поступал дым и загрязняющие вещества в результате извержения вулканов, природных потопов, пыльных бурь. Человечество не имеет к этому отношения, не правда ли?(11 слайд)
Атмосфера: Да, это так. Но я была способна поглотить и удалить эти естественные загрязнители. С тех пор, как люди научились пользоваться огнем, к природным источникам загрязнения прибавились новые. Но и с этими избыточными поступлениями загрязнителей я длительное время справлялась. Так продолжалось до эпохи промышленной революции. С середины XX века добавился транспорт и его количество постоянно растет. (12 слайд)
При добыче и переработке полезных ископаемых на заводах меня загрязняют большим количеством пыли, углекислого газа. Все это ведет к возникновению "парникового эффекта” и как следствие изменение климата. Давайте спросим об этом ученых – химиков.
Химик: Хорошо известно, что в парниках и теплицах температура воздуха всегда выше, чем снаружи. Причина в том, что солнечный свет проникает через прозрачную пленку или стекло и нагревает землю внутри теплицы. Нагретая земля выделяет тепло, которое не может проникнуть обратно. Мы считаем, что средний рост приземной температуры составляет около 0,30 С за 10 лет. Так к 2025 году температура возрастет на 10 С.
Атмосфера: Вот видите! И вы считаете, что это не очень серьезно?
Адвокат человечества: А что в этом плохого? Не будет холодных зим, людям будет тепло и уютно. (13слайд)
Атмосфера: Вы считаете, будет уютно? Вызовите биолога.
Биолог: Наиболее существенно это скажется на полярных районах. Возможность более интенсивного таяния горных ледников и полярных льдов, достаточное для поднятия уровня Мирового океана за это время на 20 см. Если температура возрастет на 4-5 С, то это грозит затоплением значительных территорий. Миллионы людей будут вынуждены покинуть обжитые места.(14 слайд) Более сильное воздействие это окажет на сельское хозяйство. Потребуется время, чтобы растения приспособились к новым климатическим условиям. Это приведёт к снижению урожайности. Ежегодно мы будем терять урожай стоимостью от 1 до 5 млрд. долларов
Медики: Все это прогноз на будущее. Но и сегодня парниковый эффект дает о себе знать. Увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения на 10% может привести к росту заболеваемости раком кожи на 26%, увеличить рост заболеваемости глаз у людей.
Атмосфера: Суд присяжных заседателей, я считаю, что доказала вам объективность своих претензий к человечеству?
Судья: Спасибо. Суд учтет все факты и вынесет справедливый приговор. Господин адвокат, можете ли Вы сказать, что-либо в защиту своего подопечного?
Адвокат человечества: Все что говорила атмосфера отчасти верно, но обратите внимание, что очень много сделано человечеством, чтобы предотвратить все эти последствия: (15слайд)
На трубы ставятся фильтры, производство стремятся сделать безотходным;
работают над снижением выхлопных газов автомобилей и заменой топлива для транспорта;
введены системы штрафов;
вводятся охраняемые территории, в мире насчитывается около 10тыс.;
создаются общественные организации в защиту природы,
проводятся конференции по охране природы под эгидой ООН (1972г. – Стокгольм, 1992г. – Рио-де-Жанейро);
создана Красная книга, где указаны животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и их нужно охранять силой государства;
есть список ЮНЕСКО по охране Всемирного наследия культурных и природных памятников.
Прокурор природы: Но ведь загрязняется не только атмосфера. Вызываю следующего свидетеля – Водяной.
Водяной: Всякий раз, когда заходит речь о возможности жизни на других планетах, нас интересует присутствие на них воды. Без воды существование жизни невозможно. И как ее использует человек?
Заводы все жидкие отходы и сточные воды с самыми различными составами загрязнителей сбрасывают в канализационные системы или водоемы. В условиях промышленного региона загрязнение водных ресурсов стоками промышленных предприятий сегодня превратилось в важнейшую экологическую проблему. (16 -17 слайды).Токсические вещества, поступая в живые организмы, нарушают их нормальное функционирование, что приводит к тяжелым заболеваниям: развитие рака, появление мутаций, врожденные дефекты у детей. Кроме того, они могут вызывать серьезные заболевания печени, почек, подавление иммунитета
Вред причиняется не только морям. В загрязненной среде практически все организмы быстро вымирают, часто не из-за прямого токсического влияния, а в силу невозможности размножения. (18 слайд)
Адвокат человечества: Чтобы исключить поступление токсичных веществ в воду, применяются приемы очистки и обезвреживания сточных вод.
Прокурор природы: Спасибо! Следующий свидетель – земля.
Земля: Меня загрязняют токсичные вещества из воздуха, минеральные удобрения и пестициды, широко применяемые в сельском хозяйстве. Даже после прекращения загрязнения атмосферы я остаюсь источником поступления токсичных веществ в растения, а через них – к животным и человеку. Люди вырубают леса, разрушают гнёзда птиц и муравейники, охотятся на животных…(21слайд)
Адвокат человечества: В последнее время резко сократилось использование минеральных удобрений, химикатов. Разработаны учеными новые достаточно эффективные методы восстановления нарушенных земель, производится посадка саженцев, создаются заповедники, заказники, национальные парки…(23слайд)
Прокурор природы: Загрязняя воздух, почву и воды человечество причинило вред и живым организмам и самим себе. Давайте спросим врачей.
Врач: Здоровье населения не определяется только загрязнением окружающей среды. Это и обеспеченность жильем, характер и режим работы и отдыха, уровень медицинского обслуживания, количество и качество питания и т. д. В числе прочих вредоносных для здоровья факторов особое место занимают пагубные привычки к курению и спиртному.
Остро стоит проблема чистой воды. (с водой в организм поступает основная масса токсичных веществ). Решить проблему здоровья населения очень непросто. Потребуются огромные усилия и средства, чтобы обеспечить людям чистую окружающую среду и уровень жизни.
Прокурор: Спасибо, всем моим свидетелям. Суд присяжных каков ваш вердикт?
Судья: Человечество безусловно виновно! По закону обвиняемому полагается последнее слово.
Человек: Я слушал аргументы «за» и «против» себя и своей деятельности на Земле. Все, что я сделал, все перед вами – хорошее и плохое! Я не буду оправдываться. Я прошу прощения у природы за огромный ущерб, иногда невосполнимый. Я признаю, что мало делаю по охране окружающей среды.
Судья: Какое решение нам принять? (Совещаются).
Прошу внимания!
Изучив материалы дела, установили, что из-за необдуманных поступков человека:
- каждый день фауна земного шара становится беднее,
- каждую неделю мы навсегда теряем 1 вид растения,
- каждую минуту вырубается 20 га тропических лесов
- каждому пятому виду зверей, птиц, каждому четвертому виду рыб грозит опасность,
- каждый третий гектар пашни подвержен эрозии,
- безжалостно вырубаются леса, обеднели ягодники, исчезают грибы, сокращается поголовье животных в лесу, в реке.
Особое беспокойство вызывает уровень экологической культуры, бездумное отношение к природе, нелюбовь к ней проявляется от великого (Чернобыль ) до малого: в брошенном мимо урне окурке, выброшенной конфетной обертке или пластиковом пакете или бутылке, в сорванном и тут же выброшенном листочке, полевом цветке, многие моют машину на берегу водоема.
Приговор наш таков:
Человек должен исправить все, что можно исправить, иначе без чистого воздуха, чистой воды, полноценной флоры и фауны он сам не сможет выжить. Человек приговаривается к исправительным работам на срок всей его жизни.
IV. Итог урока. Релаксация.
- Люди, будьте бдительны, чтоб когда-то, быть может, скоро
В просторы Вселенной Земля не послала сигнал
3 точки – 3 тире – 3 точки…
(видеоролик)
V.Домашнее задание:
-Обсудить с родителями экологические проблемы жителей нашего посёлка.
Для Всезнаек: Нарисовать плакат «Сохраним природу Земли вместе!» (работа в группе) или знаки, запрещающие загрязнять и уничтожать природу.