СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохраним природу вместе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Сохраним природу вместе".

Просмотр содержимого документа
«Сохраним природу вместе»

Тема: Сохраним природу Земли вместе.

Цели: - обобщить и расширить знания об использовании человеком природных

богатств Земли; дать учащимся конкретное представление о величине

экологической проблемы, нависшей над человечеством;

- познакомить с мерами по охране природы;

- развивать культуру общения, умение высказывать свои мысли;

- попытаться пробудить чувство сопереживания, ответственности перед

окружающей средой, чувство доброго хозяина по отношению к природе;

Оборудование: таблички с надписями, шапочки для судей, проектор, экран,

компьютер.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: ролевая игра «Экологический суд», «Микрофон»

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока. Мотивация.

«Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля»

  1. «Микрофон»

-Как вы понимаете слова, ставшие эпиграфом нашего урока?( 4 слайд )

2.Планета когда-то прекрасной была.(5 слайд)

И реки струились, прозрачней стекла.

Был снег белоснежным

И дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза.

Планету

Природы искусный резец

Миллионами лет

Превращал в образец.

Но.....сейчас ( 6 слайд)

Истыкали трубы просторы небес.

Отравлены воды, испакощен лес.

Плывут облака,

Точно черная ночь:

Дышать и животным,

И людям невмочь........


II.Работа над материалом урока

Учитель: Если бы человек каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, возможно, на Земле сохранились бы все виды сейчас исчезнувших животных и растений (по вине человека). Уничтожение продолжается и сейчас. Иногда слышишь: «Человек – царь природы». Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А ведь человек - сам часть природы и жить без нее он не может. Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – все это щедро дает природа, а взамен просит только одного – бережного, доброго отношения к ней. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями. (7 слайд)

А теперь давайте представим, как мог бы проходить такой суд над человеком. Для этого нам нужно избрать членов суда (судьи и секретарь). У нас будет адвокат, защитник человека, обвиняемый, свидетели: атмосфера, земля, химик, биолог, врач,. Присяжными заседателями будут все присутствующие.

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Сегодня рассматривается дело № 2013 по обвинению человечества в лице Гомо Сапиенс в осквернение природы, истреблении и уничтожении братьев наших меньших. Начнем заседание. Слово для обвинения. Пожалуйста, господин обвинитель.

Природа: От имени зверей и трав, птиц и рыб, деревьев и мхов, от имени всех живых существ на Земле я обвиняю тебя, Человек разумный, в твоих злодеяниях на планете Земля. На протяжении тысячелетий первобытный человек поклонялся природе, обожествлял ее, чего нельзя сказать о, так называемом, цивилизованном человеке.

Стали люди сильными, как Боги и судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?(8 слайд)

-Мне кажется, уже ничего нельзя сказать в оправдание обвиняемого. Не так ли?

Адвокат: Я считаю, что обвиняемый заслуживает снисхождения и прошу обратить внимание на ту ситуацию, в которой оказался мой подзащитный. Ведь он действовал не столько по велению сердца, сколько под напором цивилизации. И это было вне его воли.

Судья: Есть ли у Вас доказательства или свидетели, подтверждающие правоту Ваших слов.

Адвокат: Доказательства? Пожалуйста. Развитие промышленности, гигантский выпуск автомобилей, холодильников, стиральных порошков, одежды, обуви и т. д., в которых так нуждается человечество, стимулировало наступление на природу. Ведь мой подзащитный делал все для улучшения жизни человека. Разве это не убедительное доказательство?(9 слайд)

Судья: Высокий суд не считает это убедительным доказательством. Пожалуйста, сядьте. Есть ли доказательства и свидетели у стороны обвинения.

Обвинитель: О, да! Ваша честь! Я представлю суду свидетелей и доказательства моей правоты в обвинении Человека.

Атмосфера: Я важнейший компонент окружающей среды, степень загрязнения которого прямо влияет на состояние природных экосистем и здоровье человека. Именно я становлюсь чаще всего первичным природным объектом, непосредственно воспринимающим токсические выбросы. И к чему это ведет?(10 слайд)

Адвокат человечества: Подождите, подождите! Миллионы лет в атмосферу поступал дым и загрязняющие вещества в результате извержения вулканов, природных потопов, пыльных бурь. Человечество не имеет к этому отношения, не правда ли?(11 слайд)

Атмосфера: Да, это так. Но я была способна поглотить и удалить эти естественные загрязнители. С тех пор, как люди научились пользоваться огнем, к природным источникам загрязнения прибавились новые. Но и с этими избыточными поступлениями загрязнителей я длительное время справлялась. Так продолжалось до эпохи промышленной революции. С середины XX века добавился транспорт и его количество постоянно растет. (12 слайд)

При добыче и переработке полезных ископаемых на заводах меня загрязняют большим количеством пыли, углекислого газа. Все это ведет к возникновению "парникового эффекта” и как следствие изменение климата. Давайте спросим об этом ученых – химиков.

Химик: Хорошо известно, что в парниках и теплицах температура воздуха всегда выше, чем снаружи. Причина в том, что солнечный свет проникает через прозрачную пленку или стекло и нагревает землю внутри теплицы. Нагретая земля выделяет тепло, которое не может проникнуть обратно. Мы считаем, что средний рост приземной температуры составляет около 0,30 С за 10 лет. Так к 2025 году температура возрастет на 10 С.

Атмосфера: Вот видите! И вы считаете, что это не очень серьезно?

Адвокат человечества: А что в этом плохого? Не будет холодных зим, людям будет тепло и уютно. (13слайд)

Атмосфера: Вы считаете, будет уютно? Вызовите биолога.

Биолог: Наиболее существенно это скажется на полярных районах. Возможность более интенсивного таяния горных ледников и полярных льдов, достаточное для поднятия уровня Мирового океана за это время на 20 см. Если температура возрастет на 4-5 С, то это грозит затоплением значительных территорий. Миллионы людей будут вынуждены покинуть обжитые места.(14 слайд) Более сильное воздействие это окажет на сельское хозяйство. Потребуется время, чтобы растения приспособились к новым климатическим условиям. Это приведёт к снижению урожайности. Ежегодно мы будем терять урожай стоимостью от 1 до 5 млрд. долларов

Медики: Все это прогноз на будущее. Но и сегодня парниковый эффект дает о себе знать. Увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения на 10% может привести к росту заболеваемости раком кожи на 26%, увеличить рост заболеваемости глаз у людей.

Атмосфера: Суд присяжных заседателей, я считаю, что доказала вам объективность своих претензий к человечеству?

Судья: Спасибо. Суд учтет все факты и вынесет справедливый приговор. Господин адвокат, можете ли Вы сказать, что-либо в защиту своего подопечного?

Адвокат человечества: Все что говорила атмосфера отчасти верно, но обратите внимание, что очень много сделано человечеством, чтобы предотвратить все эти последствия: (15слайд)

  • На трубы ставятся фильтры, производство стремятся сделать безотходным;

  • работают над снижением выхлопных газов автомобилей и заменой топлива для транспорта;

  • разрабатываются долгосрочные программы улучшения окружающей среды;

  • введены системы штрафов;

  • вводятся охраняемые территории, в мире насчитывается около 10тыс.;

  • создаются общественные организации в защиту природы,

проводятся конференции по охране природы под эгидой ООН (1972г. – Стокгольм, 1992г. – Рио-де-Жанейро);

  • создана Красная книга, где указаны животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и их нужно охранять силой государства;

  • есть список ЮНЕСКО по охране Всемирного наследия культурных и природных памятников.

Прокурор природы: Но ведь загрязняется не только атмосфера. Вызываю следующего свидетеля – Водяной.

Водяной: Всякий раз, когда заходит речь о возможности жизни на других планетах, нас интересует присутствие на них воды. Без воды существование жизни невозможно. И как ее использует человек?

Заводы все жидкие отходы и сточные воды с самыми различными составами загрязнителей сбрасывают в канализационные системы или водоемы. В условиях промышленного региона загрязнение водных ресурсов стоками промышленных предприятий сегодня превратилось в важнейшую экологическую проблему. (16 -17 слайды).Токсические вещества, поступая в живые организмы, нарушают их нормальное функционирование, что приводит к тяжелым заболеваниям: развитие рака, появление мутаций, врожденные дефекты у детей. Кроме того, они могут вызывать серьезные заболевания печени, почек, подавление иммунитета

Вред причиняется не только морям. В загрязненной среде практически все организмы быстро вымирают, часто не из-за прямого токсического влияния, а в силу невозможности размножения. (18 слайд)

Адвокат человечества: Чтобы исключить поступление токсичных веществ в воду, применяются приемы очистки и обезвреживания сточных вод.

Прокурор природы: Спасибо! Следующий свидетель – земля.

Земля: Меня загрязняют токсичные вещества из воздуха, минеральные удобрения и пестициды, широко применяемые в сельском хозяйстве. Даже после прекращения загрязнения атмосферы я остаюсь источником поступления токсичных веществ в растения, а через них – к животным и человеку. Люди вырубают леса, разрушают гнёзда птиц и муравейники, охотятся на животных…(21слайд)

Адвокат человечества: В последнее время резко сократилось использование минеральных удобрений, химикатов. Разработаны учеными новые достаточно эффективные методы восстановления нарушенных земель, производится посадка саженцев, создаются заповедники, заказники, национальные парки…(23слайд)

Прокурор природы: Загрязняя воздух, почву и воды человечество причинило вред и живым организмам и самим себе. Давайте спросим врачей.

Врач: Здоровье населения не определяется только загрязнением окружающей среды. Это и обеспеченность жильем, характер и режим работы и отдыха, уровень медицинского обслуживания, количество и качество питания и т. д. В числе прочих вредоносных для здоровья факторов особое место занимают пагубные привычки к курению и спиртному.

Остро стоит проблема чистой воды. (с водой в организм поступает основная масса токсичных веществ). Решить проблему здоровья населения очень непросто. Потребуются огромные усилия и средства, чтобы обеспечить людям чистую окружающую среду и уровень жизни.

Прокурор: Спасибо, всем моим свидетелям. Суд присяжных каков ваш вердикт?

Судья: Человечество безусловно виновно! По закону обвиняемому полагается последнее слово.

Человек: Я слушал аргументы «за» и «против» себя и своей деятельности на Земле. Все, что я сделал, все перед вами – хорошее и плохое! Я не буду оправдываться. Я прошу прощения у природы за огромный ущерб, иногда невосполнимый. Я признаю, что мало делаю по охране окружающей среды.

Судья: Какое решение нам принять? (Совещаются).

Прошу внимания!

Изучив материалы дела, установили, что из-за необдуманных поступков человека:

- каждый день фауна земного шара становится беднее,

- каждую неделю мы навсегда теряем 1 вид растения,

- каждую минуту вырубается 20 га тропических лесов

- каждому пятому виду зверей, птиц, каждому четвертому виду рыб грозит опасность,

- каждый третий гектар пашни подвержен эрозии,

- безжалостно вырубаются леса, обеднели ягодники, исчезают грибы, сокращается поголовье животных в лесу, в реке.

Особое беспокойство вызывает уровень экологической культуры, бездумное отношение к природе, нелюбовь к ней проявляется от великого (Чернобыль ) до малого: в брошенном мимо урне окурке, выброшенной конфетной обертке или пластиковом пакете или бутылке, в сорванном и тут же выброшенном листочке, полевом цветке, многие моют машину на берегу водоема.

Приговор наш таков:

Человек должен исправить все, что можно исправить, иначе без чистого воздуха, чистой воды, полноценной флоры и фауны он сам не сможет выжить. Человек приговаривается к исправительным работам на срок всей его жизни.

IV. Итог урока. Релаксация.

- Люди, будьте бдительны, чтоб когда-то, быть может, скоро

В просторы Вселенной Земля не послала сигнал

3 точки – 3 тире – 3 точки…

(видеоролик)

V.Домашнее задание:

-Обсудить с родителями экологические проблемы жителей нашего посёлка.

Для Всезнаек: Нарисовать плакат «Сохраним природу Земли вместе!» (работа в группе) или знаки, запрещающие загрязнять и уничтожать природу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!