СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Семейное право" 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать характеристику основам семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семейное право" 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова»




Тема урока: Семейное право.

Цель урока: дать характеристику основам семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали

Задачи урока: формирование системы знаний семейного права, создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Обучающиеся должны знать, что: Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежавшими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.

Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска; учебник «Введение в обществознание» Л.Н. Боголюбова, 8-9 класс; статьи семейного кодекса, раздаточный материал.



1)Здравствуйте! Я рада снова вас видеть! Надеюсь, это взаимно? Прекрасно! Тогда начнём наш урок.

2)Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы найти взаимопонимание друг с другом?( Мы должны улыбнуться. )Конечно же, мы должны друг другу улыбнуться. Повернитесь налево, повернитесь направо. Улыбнитесь и пожелайте успеха всем на уроке.

3) Сегодня мы познакомимся с правовой отраслью, а с какой именно, вы мне сами скажите, прослушав эту мелодию. (звучит вальс Мендельсона) (свадебный марш) Как называется мелодия, когда она исполняется



4)Как вы думаете, о каком праве пойдёт речь на уроке? (О семейном праве)

5)Откройте тетради и запишите тему урока «Семейное право»

6)Я надеюсь, что эта тема вас заинтересует, так как в недалёком будущем вам предстоит создавать свои семьи и знания, полученные сегодня, вам в этом пригодятся в выборе действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства.

7) Ребята, а что вы уже знаете по этой теме? Что хотели бы узнать?

8) Свои ответы запишите в таблицу, в графу « Знаю» и «Хочу узнать»

9)А сейчас озвучьте, свои записи, Что вы знаете? Что хотели бы узнать? Молодцы. Прекрасно.

10)Исходя из того, что вы уже знаете и что хотели бы узнать, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. ( познакомиться с семейным кодексом РФ, порядком и условиями вступления в брак, изучить личные и имущественные права и обязанности супругов, а также права и обязанности родителей и детей). Спасибо.

План урока:

  1. Что такое семейное право?

2. Потребность человека в семье.

3. Порядок и условия заключения брака.

4.Права и обязанности супругов.

5.Права и обязанности родителей и детей.

12) Для достижения наших целей мы будим работать со статьями семейного кодекса, анализировать их, выражать свою позицию, делать выводы, работать с терминами. У вас на столах лежат рабочие листы, обратите внимание на таблицу с терминами, к концу урока вы её должны будите привести в соответствие.

Задача урока: Нужна ли полноценная семья? Какой вид брака поддерживаете? На эти вопросы вы дали ответ в проведённой анкете. К полученным результатам мы вернёмся в конце урока, а сейчас у вас есть сорок минут, чтобы вы смогли по этим вопросам, своё мнение изменить или наоборот, окончательно в нём утвердиться.

13)Что же такое семейное право? Разобраться нам в этом поможет

Варламов Саша, который подготовил небольшое сообщение.

Вывод: Действительно принципы и цели семейного права отражают и юридически закрепляют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью. Исходя из них, оценивается поведение человека как члена семьи.

Что такое семья? Внимание на экран. Семья – это основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Тема семьи волновала людей во все времена. Волнует она и сегодня. В 21 веке, люди, по прежнему создают свои семьи на основе разных видов брака: гражданского, фактического или церковного, но с каждым годом в мире увеличивается число семей живущих фактическим браком, в 2012 году таких семей было 35 %. А также растёт число людей, которые считают себя истинными холостяками.

Закройте глаза и представьте себе, что мы встретили человека, который не желает создавать полноценной семьи и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи? Ответил так: « А зачем она мне? У меня есть деньги, верные друзья и подружки, работа, много свободного времени».

Чтобы вы ответили ему, зачем человеку семья?

Семья даёт: защиту, взаимопонимание, душевное тепло, поддержку, продолжение рода, уважение, тепло.

Вывод: Семья – это надежда и опора человека.



Создание семьи с юридической стороны, ответственный шаг в жизни человека. И начинается её создание с брака. Что же такое брак? Внимание на экран. Брак – это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Сейчас мы поработаем в группах со статьями семейного кодекса и выясним порядок и условия заключения брака.

Цель работы: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Работа в группах:

1 группа работает со статьями 10 и 11, выясняет порядок заключения брака.

2 группа работает со статьями 12 и 13, каковы разрешающие условия заключения брака.

3 группа работает со статьями 14 и15, выясняет, какие обстоятельства препятствуют заключению брака.

Выступление групп с результатами работы.

1 группа – в строгой хронологической последовательности расставить действия молодожёнов при заключении брака:

4)Отметка в паспорте

2)Обязательное присутствие жениха и невесты

5)Выдача свидетельства о браке

3)Подписи в книге актов гражданского состояния

1)Подача заявления в ЗАГС (расшифровать абривиатуру)

Каковы сроки подачи заявления:

Общие правила –

Наличие уважительных причин:

-

-

Наличие особых обстоятельств (каких)

-

2 группа -

Разрешающие условия заключения брака

Общепризнанный брачный возраст -

Снижение брачного возраста при наличии уважительных причин –

Максимальный возраст

Почему не желательны ранние браки?

3 группа –

Обстоятельства, препятствующие браку

Почему?

Каков же вывод из проделанной работы: Существует строгий порядок заключения брака, имеются разрешающие и запрещающие условия вступления в брак.

13) Молодцы, хорошо поработали. А сейчас, давайте закрепим полученные знания, рассмотрим несколько ситуаций и попробуем их разрешить.

Ситуация первая. Ваши друзья Татьяна и Виктор в 16 лет без особых на то причин решили вступить в брак. Будет ли зарегистрирован их брак? Ответ аргументируйте.

Ситуация вторая. Малышева вышла замуж за Резникова, имевшего семилетнего сына Костю. Через 12 лет Резников умер. Через год после смерти Резникова, Малышева и Костя, убедившись, что любят друг друга, решили зарегистрировать брак и подали заявление в ЗАГС. Какое решение примет орган ЗАГСа? Почему?

Ситуация третья. Елена и Игорь полюбили друг друга с первого взгляда. Через три месяца они поженились. Но вскоре Елена узнала, что Игорь скрыл от неё, что состоит в первом нерасторгнутом браке. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй. Почему? (второй, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке).

14)Только после заключения брака в органах ЗАГС у супругов возникают определённые права и обязанности по отношению друг к другу. А какие именно возникают права и обязанности, что к ним относится, сейчас мы выясним, поработав с учебником, с пунктом «Права и обязанности супругов», параграфа 43, стр.275-277. Каждая группа получает задание:

1 группа работает с учебником пункт «Права и обязанности супругов» стр.275 (2 абзац) – 276( 1 и 2 абзац), и выясняет, что такое личные права и обязанности супругов?

2 группа работает с учебником пункт «Права и обязанности супругов» стр.276 (4 абзац), выясняет, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?

3 группа работает с учебником пункт «Права и обязанности супругов» стр. 276 (5-6 абзацы) -277 (1-2 абзацы), выясняет, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.

Выступление групп с результатами работы.

Вы хорошо потрудились, но какой же вывод можно сделать по результатам вашей работы?

Вывод: Имеется два вида прав и обязанностей: личные и имущественные. Имущественные права и обязанности супругов возникают по поводу нажитого в браке имущества, и это общее имущество признаётся законным режимом, но также по обоюдному согласию супругов может возникнуть договорной режим супружеской собственности, путём составления брачного договора. Внимание на экран. Брачный договор это – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов в браке или в случае расторжения брака.

Чтобы закрепить изученный материал, сейчас сыграем в игру, которая называется «Моё и наше». У вас на столах лежат наборы пазлов, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо разложить их в две стопки.

1.Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»).

2.Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно моё)

Карточки с заданиями:

1.Яхта, полученная женой по наследству, во время брака.

2.Серьги с бриллиантами, купленные супругами в годы совместной жизни.

3. Заработанная плата жены.

4.Акции, купленные мужем в годы супружества.

5.Одежда супругов.

6.Дом в деревне, купленный женой до свадьбы и капитально отремонтированный супругами в годы семейной жизни, в результате чего стоимость дома возросла в 2 раза.

Молодцы! Хорошо усвоили. Твёрдо будите стоять на страже своего имущества и не будете посягать на чужое.

Ребята, у вас было опережающее домашнее задание « Познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей», используя для этого материал учебника и статьи семейного кодекса и к этому материалу придумать по 4 вопроса. С помощью этих вопросов мы с вами проведём викторину.

Вывод: Вы рассмотрели правоотношение родителей и детей в семье. Пройдёт немного времени, и каждый из вас станет по закону «свободным от родительской опеки», а значит, и полностью ответственным за свою судьбу, свои дела и поступки, воспитание своих будущих детей. А пока не огорчайте родителей, своим непослушанием. В самые тяжёлые времена , именно они поймут вас, дадут вам полезные советы.

Ребята, вспомните, что вы хотели узнать в начале урока по нашей теме?

Удалось вам этого достичь?

Что вас больше всего удивило?

Ребята, посмотрите внимательно на план нашего урока. Какой можно сделать вывод? Мы познакомились с основным материалом нашего урока, значит, поставленную цель мы достигли.

А теперь, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним небольшой тест, ответы отмечайте на печатном листе.

Тест

1.Порядок заключения брака регулируется:

А) Трудовым кодексом РФ;

Б) Семейным кодексом РФ;

В) Экологическим кодексом РФ;

Г) гражданским кодексом РФ.

2.Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст:

А) в18 лет;

Б) в 16 лет;

В) в 14 лет;

Г) в 15 лет.

3.Согласно российским законам, признаётся брак:

А) церковный;

Б) фактический;

В) гражданский;

Г) виртуальный.

4. Верны ли следующие суждения?

А) Яхта, полученная женой по наследству, во время брака, является общей собственностью мужа и жены;

В) Родители вправе определять имя, отчество, фамилию, а также местожительство своих детей.

1. Верно только А; 2. Верно только В;

3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны..

5. Найдите условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

1.Экономическая самостоятельность сторон;

2. Взаимное добровольное согласие;

3. Расторжение предыдущего брака;

4.Проживание отдельно от родителей;

5. Достижение брачного возраста.

Выполнили? Передайте свои листы соседу по парте и осуществите взаимопроверку. Правильные ответы на доске.

  1. Б); 2. А); 3. В); 4. 2); 5. 2) 3) 5).

У кого пять плюсов, поднимите сердечко красного цвета, это оценка 5, у кого 4 плюса, сердечко сиреневого цвета, это оценка 4. Молодцы!

Путешествуя по стране семейного права, мы встретились с новыми понятиями и их определениями, но они у нас в голове перемешались, помогите им встретиться, приведите в соответствие таблицу.



Понятие

Определение

Семейное право

Длительное, совместное проживание мужчины и женщины без оформления своих отношений в ЗАГСе.

Брак

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Семья

Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Гражданский брак

Это основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Фактический брак

Это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов в браке или в случае расторжения брака.

Церковный брак

Зарегистрированный в ЗАГСе союз мужчины и женщины на законных основаниях.

Брачный договор

Венчание мужчины и женщины в церкви без регистрации на законных основаниях.



Молодцы! Наши понятия и определения встретились.

Вы сегодня на уроке хорошо потрудились, поэтому я хотела бы отметить работу следующих ребят (выставление оценок)

Изучив Семейное право, изменилось ли ваше отношение к семье и к гражданскому браку, или наоборот, окончательно утвердились в своём мнении по вопросам «Нужна ли полноценная семья? Какой вид брака поддерживаете?». Сейчас вы должны выразить свою точку зрения по этим вопросам.

Перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах лежат листочки разного цвета. Желтый выберут те, кто считает, что гражданский брак и полноценная семья человеку не нужны, а зелёный те, кто считает, что семья и брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа необходимы. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению. (Прохожу по рядам , дети вешают листья)

Я очень рада, что вы в своих анкетах высказались за поддержку создания института брака и семьи и сейчас это еще раз подтвердили. С вашей помощью институт брака и семьи как единое целое будет действовать ещё сотни лет.

Я думаю, что вы действительно сможете, полученные знания на уроке применять в повседневной жизни и создадите счастливые семьи.

Лев Николаевич Толстой писал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Вы сегодня хорошо потрудились, но дома изученный материал нужно закрепить. Чтобы в дальнейшем вы могли им пользоваться на уроках и в повседневной жизни.





Домашнее задание: прочитать §43; выполнить одно из заданий на выбор:

  1. Написать эссе на тему «Возможна ли фактическая свобода супругов в выборе рода занятий, профессии, места жительства?»;

  2. Составить памятку на тему «Принципы счастливого детства».

  3. Привести аргументы «За» и «Против» брачного договора.

Наш урок окончен. Что нужно сделать? Улыбнуться. И с хорошим настроением покинуть кабинет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!