СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Наречие". Технология - КСО, форма - групповая.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Наречие"»

Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»

7 класс


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала


Технология: КСО


Форма урока: групповая


Цели урока:


1. Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о наречии как части речи;

  • закрепить правила правописания наречий;

  • совершенствовать умения находить наречия в тексте;

  • повторить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь, внимание, память;

  • развивать интерес к познавательной деятельности;

  • развивать умение работать в группе, сотрудничать и помогать друг другу


3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство ответственности, взаимоуважение.


В роли ассистентов — диспетчеров — ученицы 9 класса

Роль ассистента — диспетчера:

  • распределить вопросы внутри группы,

  • оценить ответы,

  • отметить в Листе учета задания и оценки,

  • корректировать ответы учащихся,

  • регулировать работу в группе.



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Разминка-настрой на работу в группах.


Цель: повторить теорию о наречии как части речи; закрепить умение распознавать наречия;

настроить на совместную деятельность.



Вопросы:

  • Что такое наречие?

  • Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

(Ответы обсуждаются в группах. От группы отвечает 1 ученик, назначенный ассистентом. Ассистенты анализируют и оценивают ответы. Ответы должны быть обязательно с примерами).

Задания:

1. Игра «Найди ошибку» (работа над ошибками, допущенными в самостоятельной работе на предыдущем уроке)

Задание: ученику нужно было выписать из предложения словосочетания, соответствующие схеме «глагол + наречие». Вот что у него получилось. Какую ошибку он допустил?

Раздавались (где?) в вышине (наречие)

раздавались (где?) вдали (наречие)

Выводы:

2. Игра «Составь слово»

- от глагола поговорить взять приставку,

- от прилагательного добрый — корень,

- от прилагательного новому окончание.

  • Какое слово получилось? Какая это часть речи? Как написали? Разберите по составу.

Проверка: по записи на обратной стороне доски.

  • Поднимите руки, кто правильно разобрал. (Ассистенты ставят в Лист учета «5»)

  • В каком случае по пишется раздельно?

3. Подведение итогов 1 этапа урока.

III. Самостоятельная работа в группах.

1. Словарный диктант (15 слов). Пишут на листочках.

Цель: проверить умение писать наречия, правописание которых надо запомнить (учебник, с.100-104).

Диктант проводят ассистенты, затем проверяют его. Оценки заносят в Лист учёта знаний.

Нормы оценок:

«5» - 0 ош.

«4» - 1 ош.

«3» - 2-3 ош.

«2» - более 3 ош.


2. Проверка знания правил правописания наречия.

Ассистенты выдают учащимся своей группы карточки с вопросами, на которые каждый ученик должен ответить, и ответ, если нужно, записать в тетрадь. Привести 2-3 примера. Примеры записать. (Карточки дифференцированы. Если ученик не знает ответ, ассистент разрешает воспользоваться учебником.)

Проверка: теорию отвечают по очереди в своей группе. Учащиеся слушают, дополняют, уточняют, задают вопросы, не перебивая отвечающего.

Ассистенты и группа оценивают каждый ответ, примеры (примеры можно записать). Оценки заносятся в Лист учёта знаний.

3. Работа с карточками

Цель: проверить степень усвоения правил правописания наречий, умение обозначать орфограммы, находить наречия в тексте.

Ассистенты в своей группе выдают карточки с предложениями (без пропусков букв и знаков препинания).

Задание: выписать 4-6 предложений (по выбору), найти в них наречия и графически объяснить их написание. В указанных предложениях (номера обведены) графически объяснить знаки препинания.

Карточки дифференцированы. Для слабых учащихся наречия подчеркнуты.

Для тех, кто справился с работой раньше других, дается дополнительное задание.

Проверка в группе:

Объяснительный диктант.

Каждый ученик выбирает 2-3 предложения из своей работы и проводит с группой объяснительный диктант. У всех учащихся должно быть одинаковое обозначение орфограмм и пунктограмм. Ассистент оценивает объяснение учащихся и ставит оценки в Лист учета знаний.

4. Проверка (общеклассная)

Одна из групп отвечает теорию, приводит примеры (у доски), другая выполняет практическую часть на доске. Остальные слушают, исправляют, дополняют.

5. Обсуждение оценок с ассистентами и их объявление.

IV. Диктант «Проверяю себя» (оценивает учитель)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Чему мы сегодня с вами учились?

- Понравилась ли вам своя работа на уроке?

VI. Домашнее задание

1 гр. - Составить диктант для соседа по теме «Правописание наречий».

2 гр. - Выписать из любого рассказа И.С. Тургенева 5-6 предложений, найти в них наречия и объяснить правописание.

3 гр. - Карточка № 2.



Приложение1


Словарный диктант

1 группа

Давным-давно, бок о бок, досыта, добела, неподалёку, на цыпочки, в насмешку, до смерти, вмиг, на ходу, на скаку, на дом, насилу, по двое.

2 группа

Волей-неволей, по совести, мало-помалу, досуха, смолоду, подолгу, за границей, в насмешку, с разбегу, на миг, по трое, с ходу, на глазок, на память.

3 группа

Видимо-невидимо, точь-в-точь, сослепу, за границу, на цыпочках, на лету, на совесть, под силу, на днях, вовремя, с ходу, по памяти.


Приложение 2

Вопросы:

1-ый ученик в группе

  • В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких — две нн? Привести 2 примера. Записать.

  • На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак? Привести 2 примера.

Записать.

2-ой ученик в группе

  • В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -о, а в каких — а? Привести 2 примера. Записать.

  • Как пишется не с наречиями на -о,е? Привести 2 примера. Записать.

3-ий ученик в группе

  • Когда наречия пишутся через дефис? Привести 2 примера. Записать.

  • Когда в отрицательных наречиях пишется приставка не-, а когда — ни? Привести 2 примера. Записать.


Приложение 3


Дополнительное задание:

выписать из текста рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» предложения с наречиями на изученные правила.

См. стр.108 (учебник литературы) с абзаца: «Между тем небо продолжало расчищаться...»



Приложение 4


Текст диктанта «Проверяю себя»


Утро было чудесное, именно начало зимы. Свежий пушистый снег укрыл всю землю. Лес был мохнатый, белый, а над ним неярко синело прозрачное зимнее небо. Мы шли по тропинке через мелколесье. Кое-где по сторонам возвышались старые сосны, сплошь усыпанные снегом.

Приложение 5

Карточка №1

  • Ветер, совершенно не ощутимый внизу, иногда плавно проносил по небу белоснежные облака.

  • В поле было холодно.

  • Она говорила певуче, и голос её ясно рисовал передо мною шум леса.

  • Все вокруг было необыкновенно тихо.

  • Направо и налево были овраги, заросшие лесом.

  • Я явственно различал где-то справа от себя стрекотание кузнечиков.

  • Солнце так сильно, не по-весеннему пригревало, что все мрачные мысли мало-помалу улетучились.

  • Незаметно подкрадывается зимний вечер. Откуда-то справа вместе с ветром доносится голодный вой волков.

  • Тихо-тихо в лесу. Вот неслышно, по-кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы.

  • Изредка донесется откуда-нибудь треск дерева, не выдержавшего ледяных объятий мороза.


Карточка № 2

1. Спустились сумерки. Вороны летали над островом и каркали испуганно и зловеще.

2. Мы идем на север. Справа все время виден берег, сплошь заросший лесом.

3. Кое-где сохранились палисадники, метелки рябин, стоявших когда-то у окошек.

4. Направо желтая, немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами.

5. Умное слово не тяжело, а легко.

6. Старик уверенно, легко, по-молодому работал веслами.

7. Пробитые пулями в битвах знамена нигде, никогда не склонял Ленинград.

8. Летела пташка высоко, села недалеко.


Карточка № 3

  • С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть.

  • Утром вы замечаете, что трава чуть-чуть побелела.

  • Свежо.

  • Лужи сплошь засыпаны листьями.

  • По-осеннему мелкие дожди сосем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля не просыхает скоро.

  • Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев.

  • Листья на деревьях начинают кое-где желтеть.

  • Поля мало-помалу желтеют, лишь по-прежнему зеленеет озимь.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!