СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) "

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) "»

Русский язык. 5 класс.

Тема: Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) 

Цель: углубить знания учащихся о звонких и глухих согласных; познакомить с классификацией звуков (сонорные, звонкие и глухие); формировать умение находить сильную и слабую позицию звонких и глухих согласных; воспитывать у учащихся познавательный интерес.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Встали красиво, улыбнулись друг другу, пожелали удачи и себе, и другу. Удачи всем.

Открываем свои тетради, записываем число.

ІІ. Актуализация знаний. Формулирование темы.  Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

( Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  • Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.

  • (Корень, соединительная гласная, звонкийтранскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный)   (2 балла)

Проверка.

  • На какие группы делятся звуки речи?

( Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

  • Перечислите все гласные звуки. Сколько их?


А сейчас я предлагаю вам, ребята, послушать, сказку и сказать о каких звуках идёт речь в сказке.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозкасказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

-  О каких звуках идёт речь в сказке?

 - О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)



 На доске написана фраза. Прочитайте её.

(учащиеся читают)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.



 Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

( парные звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

( искажается смысл слов и фразы)

- Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему  сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: « Согласные звонкие и глухие (парные и непарные)»

ІІІ.Целеполагание и мотивация

- Каковы же цели нашего урока?

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их;

  • уметь различать звонкие и глухие согласные звуки;

  • Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными.


ІV. Работа над темой урока

1. Рассмотрите внимательно таблицу, которая лежит у каждого на парте. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

- А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено жирным шрифтом (стр. ). Обо всём ли мы сказали?

Согласные парные по звонкости/глухости:

Звонкие

[б]

[б`]

[в]

[в`]

[г]

[г`]

[д]

[д`]

 [ж]

  [з]

 [з`]

Глухие

[п]

[п`]

[ф]

 [ф`]

[к]

[к`],

[т]

 [т`]

 [ш]

 [с]

 [с`]

 

Согласные звонкие непарные: [j'], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`]. 

Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].



Итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Ребята, чуть не забыла! Перед уроком на своём столе нашла вот такое письмо. Честно признаюсь: ничего не поняла. Помогите! Попробуйте прочитать странное письмо. Для этого вам надо знать парные звонкие и глухие согласные.


Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть под корой. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.



2. Работа у доски.

Вызываем «на старт» 3 учащихся с 3-х рядов. ( 2 балла)

Задание:  каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. Ряды выполняют за своим учеником.

1-й ученик:                              2-й ученик:                                        3-й ученик

Ястреб                                         косьба                                             отбой

Хрустнуть                                    властный                                       сердце

Клад                                             пастбище                                       ошибка

Площадь                                      уловка                                            пароход

3.Распределительная работа (0,25 б. за правильный ответ)

Задание: перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие согласные, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2. (4 б)


 4.Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке, на которых записаны слова:

           мо...г,  дро...д,   ска...ка,  ру…ка,  гво..дь, гру...ть, гро...дь,  ду..., ло...ка, звё...д, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба, огоро… .

Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.



Физкультминутка

Назвали все предметы по порядку, Теперь я приглашаю на зарядку. Мелкие шажки – раз, два, три. Лёгкие прыжки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три. Мягкая посадка – раз, два, три.



5.Работа по карточкам

Карточка № 1 (3 балла)



Карточка №2 (3 балла)

РЯБИНА

Красненькую ягодку мне дала рябина. Думал я, что сладкую, а она – как хина.

То ли эта ягодка просто недозрела, то ль рябина хитрая подшутить хотела?



Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева. (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)

1) Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова.

2) Какие звуки обозначает буква я в словах стихотворения? Какой еще звук, не встретившийся в стихотворении, может обозначать буква я? Приведите пример.



Карточка № 3 (2 балла)

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Подчеркните орфограмму.

Гла.., арбу.., сугро.., сторо.., яго..ка, ночё..ка, стару..ка, зага..ка, пого..ка, бума..ка.

КАРТОЧКА ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ (дополнительные задания)

Найди ошибки. Перепиши и исправь ошибки.

1. Заяц грыс моркофь. 2. Дожть лил как из ведра. 3. Ночью был силный марос. 4. Снежный сугроп засыпал ёлочьку.

6.Коллективная работа

Ваша задача: прочитать строки и найти слова, в которых вместо одного парного согласного произносится другой.

1.Пальчик я порезал малость…
Проявите ко мне шалость.
2. В предложении про кочку
Я в конце поставлю дочку.
3. Подложил я в печь дровишки, Чтобы шар испёк коврижки.
4. Я под солнышком хожу,
За собою день ношу.

5. Вырос том многоэтажным,
Стал в квартале самым важным.
6. Голос во поле стоит,
Голос золотом горит. 7. Ничто Серёже не поможет,
Его доска сегодня гложет! 8. «Ура! Весна!- сказала дочка. –
На ветвях набухли бочки!»
9. После школы весь народ
Корка ледяная ждёт.

10. Чтоб для маленькой сестрёнки
Грушу спелую достать,
Уверяю, что не стоит
Балку с дерева ломать.

7.Стихотворение В. Приходько «Пешком шагали мышки». Учащиеся должны ответить: сколько звуков ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору? Групповая работа.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке От деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щёлкали орешки - От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, А на пушистой киске и мягко, и приятно. Если кошке по пути — отчего не подвезти?!

( 27 звуков; автор использует звукопись, чтобы передать неслышимый шаг мышек).

Подведение итогов урока.

V. Рефлексия учащихся.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

VІ.Д/з

І-ІІ ур. – упр.171

ІІІ ур. – упр.173

ІV ур. – упр.175

Выучить теоретический материал


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!