СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 4 классе "Родительный падеж имён существительных во множественном числе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит интересный дидактический материал по теме "Родительный падеж имён существительных во множественном числе", а также тестовые задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Родительный падеж имён существительных во множественном числе"»

МКОУ Бобровская СОШ №2









Русский язык. 4 класс

«Родительный падеж имен существительных во множественном числе»











Учитель начальных классов

Мачнева Людмила Альбертовна

г. Бобров, 2014 г.



Русский язык 4 класс.

Тема: «Родительный падеж имен существительных во множественном числе».

Цели:

  • воспитание и первичное осознание норм образования форм Р. п. мн. числа имен существительных; введение в употребление словаря “Как правильно изменить слово?”; повторение склонений, падежей имен существительных, способов проверки орфограмм корня;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к красоте, богатству, разнообразию, образности русского языка; воспитание коллективизма и взаимопомощи;

  • развитие учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений и навыков.

Оборудование:

для учителя: презентация «Родительный падеж имен существительных во множественном числе»;

для учеников: карточки настроения, тестовые задания, индивидуальные карточки, учебник «Русский язык 4 класс» под редакцией Т. Г. Рамзаевой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

Он, наверно, не пойдет в аптеку,

А здоровым будет много лет.

- Давайте пожелаем друг другу здоровья и успехов в нашей сегодняшней работе. Я прошу вас положить на край стола ваши карточки настроения.

  1. Чистописание. Словарная работа.





  1. Словарь: килогрáмм, вóсемь.

- Слово «килограмм» - это сложное слово. Первой частью является греческое слово «кило», что означает «тысяча». «Грамм» - это единица массы. Вспомните из уроков математики, сколько граммов в килограмме.

- Составьте со словами «килограмм» и «восемь» предложения (устно).

- А теперь будьте внимательны: словарный диктант. Слова, которые я буду диктовать, попробуйте записать во множественном числе. Первый ряд будет «ловить» существительные женского рода, второй ряд – мужского, а третий ряд – среднего рода (одновременно 3-4 человека работают с индивидуальными карточками).

Болото, картина, космонавт, столица, железо, багаж, богатство, агроном, метро, ягода, вокзал, деревня, растение, аллея, самолет, облако, пальто, молоко.

- Какие слова вам не удалось записать во множественном числе? Почему? Проверьте себя.

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

картины

столицы

ягоды

деревни

аллеи

космонавты

багажи

агрономы

вокзалы

самолеты

болота

богатства

растения

облака

Железо, метро, пальто, молоко.

- Молодцы! Справились с трудным заданием!

  1. Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы урока.

- Я приглашаю вас в одну интересную деревушку. Прочитайте стихотворение, обратите внимание на подчеркнутые слова:

В деревушке семь избушек,

Семь деревьев, семь старушек,

Семь семей и семь щенков,

Семь драчливых петухов

Распустили семь хвостов.

Каждый хвост семи цветов.

- Я думаю, вы догадались, с какой темой нам предстоит сегодня работать? (родительный падеж имен существительных во множественном числе)

- Молодцы! А теперь попробуем ответить на вопрос: какие окончания имеют существительные множественного числа женского рода в родительном падеже? А мужского рода? Давайте теперь представим, что в деревушке семь облаков, семь морей, а на яблоне семь яблок. Какие окончания будут иметь существительные среднего рода?

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

- □, - ей

- □, - ов, - ев, - ей

- □, - ов, - ев, - ей

- Как вы думаете, всегда ли будут такие окончания? В сомнительных случаях нам придется прибегать к помощи орфографического словаря.

Физкультминутка

Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

  1. Работа с материалами учебника.

Стр. 128, упр. 253

- Прочитайте. Что означают выражения «поливные сады», «поливные огороды»? Как можно озаглавить текст?

- Спишите (комментировано) текст. Выделите окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

- Сделайте разбор слова «на огородах» как части речи. (памятка на слайде)

Порядок разбора имени существительного:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает?

  2. Начальная форма (Именительный падеж, единственное число).

  3. Род. Склонение.

  4. Падеж. Число.

  5. Роль в предложении.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга.



  1. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «У меня нет…».

- Давайте поиграем в игру «У меня нет…». Я начинаю фразу и показываю вам предмет. Попробуйте правильно закончить предложение, поставив существительное во множественном числе:

- У меня нет… (варежки).

- У меня нет… (апельсины).

- У меня нет… (блюдца).

- У меня нет… (пальто).

- У меня нет… (туфли).

- У меня нет… (тетради).

- Молодцы!

  1. Тест (на индивидуальных карточках и на слайде).

- Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки


- Проверьте себя:

огурцы (огурцов)


улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)


килограммы (килограммов)


сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+

- Молодцы!

  1. Загадка-шутка.

- А теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

- Правильно! Только эта загадка еще и на внимание: зубы-то у рыб есть, а иногда еще какие!

  1. Рефлексия.

- Закончите фразы:

  • Сегодня я узнал…

  • Мне больше всего удалось…

  • Я могу похвалить себя за…

  • Я могу похвалить своего одноклассника за…

  • Я могу похвалить учителя за…

  • А нужен ли тебе был сегодняшний урок? Зачем?

- Положите на стол карточку настроения. Изменилось ли оно? Как?

(Оценки …, домашнее задание: стр. 130, упр. 257)



Приложение к уроку

(карточки настроения)


Отметь знаком «+» имена существительные, которые в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки



Отметь знаком «+» имена существительные, которые в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки



Отметь знаком «+» имена существительные, которые в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

огурцы


улицы


фабрики


помидоры


килограммы


сапоги


яблоки


места


задачи


ботинки



(тестовые задания)


Имя существительное Вариант 2

  1. Поставьте имена существительные в форму, указанную в скобках.

Образец: книга (П. п., мн. ч.) – о книгах.

Обед (Д. п., ед. ч.) - _________________________

Дерево (Т. п., мн. ч.) - ________________________

Аллея (П. п., ед. ч.) - _________________________

День (Р. п., мн. ч.) - __________________________

Роза (Р. п., ед. ч.) - ___________________________

Газета (П. п., мн. ч.) - _________________________

Пчела (Д. п., мн. ч.) - __________________________


Имя существительное Вариант 1

  1. Определите падеж существительных. (Надпишите над словом.)

Около речки девочки увидели густой лес. В нем было много ягод и грибов. В кустах прятались ежи и зайцы. От речки дул свежий ветер. На верхушке ели трещали сороки. Но вот в небе раздался гул. Девочки дружно посмотрели вверх и увидели самолет. С веселым рокотом пролетел он над лесом и скрылся за облаками.

Имя существительное Вариант 2

  1. Поставьте имена существительные в форму, указанную в скобках.

Образец: книга (П. п., мн. ч.) – о книгах.

Обед (Д. п., ед. ч.) - _________________________

Дерево (Т. п., мн. ч.) - ________________________

Аллея (П. п., ед. ч.) - _________________________

День (Р. п., мн. ч.) - __________________________

Роза (Р. п., ед. ч.) - ___________________________

Газета (П. п., мн. ч.) - _________________________

Пчела (Д. п., мн. ч.) - __________________________


Имя существительное Вариант 1

  1. Определите падеж существительных. (Надпишите над словом.)

Около речки девочки увидели густой лес. В нем было много ягод и грибов. В кустах прятались ежи и зайцы. От речки дул свежий ветер. На верхушке ели трещали сороки. Но вот в небе раздался гул. Девочки дружно посмотрели вверх и увидели самолет. С веселым рокотом пролетел он над лесом и скрылся за облаками.


(карточки для индивидуальной работы)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!