"Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"
Закрепление.
Цель:
Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.
Орг. момент
-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)
-Запишите число. Классная работа.
-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)
-Верно. С чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)
Чистописание.
Игра: «Лишняя буква».
На доске буквы: я,е,ё,и,ь,ю
– Какая буква лишняя?(Ь)
– Почему? (Не обозначает звука).-
– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков.
Напишите красиво букву «мягкий знак» …
-Что вы знаете о мягком знаке?......Что он обозначает?
3. Орфографическая минутка
- Какой следующий этап у нас на уроке русского языка? (орф. минутка) Для чего она нужна? (учиться видеть орфограммы, учиться грамотно писать)
– Какая орфограмма есть во всех этих словах? Назовите проверочные слова. - Запись под диктовку (слова закрываются) лиса сова лесник кольцо - Поставьте ударение. Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу. Встаньте, чей сосед написал слова с безударной гласной в корне слова без ошибок.
- Какое слово лишнее? Докажите.
Все вместе выполним : звуко-буквенный разбор- кольцо
кольцо́: коль-цо. 2 слога
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, мягкий
ь —
ц — [ц] — согласный, непарный глухой, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
В слове 6 букв и 5 звуков
у доски: лось, конь, окунь (3 ученика)
Ло́сь 1 слог: Лось.
л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь —
В слове 4 буквы и 3 звука.
В слове ко́нь: 1 слог,
к | → | [к] | : | согласный, парный глухой, парный твёрдый | |
о | → | |
н | → | [н'] | : | согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий | |
ь | → | |
4 буквы, 3 звука
о́кунь
окунь — слово из 2 слогов: о-кунь. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [окун’]
о — [о] — гласный, ударный
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
у — [у] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь —
В слове 5 букв и 4 звука.
Проверка: - Какое было у вас задание? Ты справилась без ошибок? Как ты себя оцениваешь?
4. Словарная работа:
- Какое правило мы только что вспомнили на орфографической минутке? (безударная гласная, которую можно проверить)
- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
- Почему (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова :
учитель, тетрадь, девочка, коньки, медведь, декабрь.
Можно ли эти слова разделить на две группы? На какие?
- Запишем их в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?
С комментированием дети пишут в тетрадях.
кто? учитель девочка медведь | что? тетрадь декабрь коньки |
- Какое лишнее слово лишнее? (девочка)
- Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)
Составьте предложение со словом девочка (разбор предложения)
5. Физминутка
6. Продолжение работы по теме урока
Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что общего у всех этих слов, кроме слова девочка? Где ещё встречались нам сегодня слова с ь? - Почему в этих словах пишется мягкий знак?
Итак, какова цель нашего урока? – закрепить умение писать слова с мягким знаком.
- Какие же задания мы сейчас будем выполнять? (задания на закрепление умения писать слова с ь)
-Откройте учебник на с. 51 упр. 29. Прочитайте загадки. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Зимой беленький, летом серенький.
Мохнатенький, усатенький, лапки мягонькие, походка лёгенькая, а коготки остры.
Запишите получившиеся загадки и отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие звуки.
- Давайте проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- Посмотрите на доску . Вам надо в предложения вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. ( слайд)
У кол(?)ца нет кон(?)ца.
У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки.
Горят угол(?)ки в угол(?)ке печ(?)ки.
-А с какими буквами ещё согласные читаются мягко?
-Возьмите карточку со стола. Запишите только те слова, где есть Ь . Работу выполнить в паре.
Лес_, лос_, сол_, сон_, кон_ки, вил_ка, пал_то, сирен_, топол_, орешник_, бел_ка, ден_ки, мис_ка, гор_ка, пен_, кот_, лам_па, снегир_, воробей_, ден_ги .
Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Встаньте, чья пара записала слова без ошибок.
- Внимание на доску: спишите слова с мягким знаком.
-Догадайтесь о чём идёт речь?
8. Итог урока:
- Какую тему изучали?
- Где может стоять ь?
- А с какими гласными читаются мягко?
6