СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и середине слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведен во 2 классе по УМК Планета Знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и середине слова"»

"Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"

Закрепление.

Цель:

Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.


Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.



  1. Орг. момент

-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

-Запишите число. Классная работа.

-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

-Верно. С чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

  1. Чистописание.

Игра: «Лишняя буква».

На доске буквы: я,е,ё,и,ь,ю

– Какая буква лишняя?(Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков.

Напишите красиво букву «мягкий знак» …

-Что вы знаете о мягком знаке?......Что он обозначает?

3. Орфографическая минутка

- Какой следующий этап у нас на уроке русского языка? (орф. минутка) Для чего она нужна? (учиться видеть орфограммы, учиться грамотно писать)

– Какая орфограмма есть во всех этих словах? Назовите проверочные слова. - Запись под диктовку (слова закрываются) лиса сова лесник кольцо - Поставьте ударение. Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу. Встаньте, чей сосед написал слова с безударной гласной в корне слова без ошибок.

- Какое слово лишнее? Докажите.

Все вместе выполним : звуко-буквенный разбор- кольцо

кольцо́: коль-цо. 2 слога

  • к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
    о — [а] — гласный, безударный
    л — [л’] — согласный, непарный звонкий, мягкий
    ь — 
    ц — [ц] — согласный, непарный глухой, твёрдый
    о — [о] — гласный, ударный

В слове 6 букв и 5 звуков

у доски: лось, конь, окунь (3 ученика)

Ло́сь 1 слог: Лось.

л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь — 

В слове 4 буквы и 3 звука.

В слове ко́нь: 1 слог,

к

[к]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый


о

[о]

:

гласный


н

[н']

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий


ь


4 буквы, 3 звука

о́кунь

окунь — слово из 2 слогов: о-кунь. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [окун’]

о — [о] — гласный, ударный
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
у — [у] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — 

В слове 5 букв и 4 звука.

Проверка: - Какое было у вас задание? Ты справилась без ошибок? Как ты себя оцениваешь?

4. Словарная работа:

- Какое правило мы только что вспомнили на орфографической минутке? (безударная гласная, которую можно проверить)

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

- Почему (проверяем по словарю).

- Назовите мне эти слова :

учитель, тетрадь, девочка, коньки, медведь, декабрь.

Можно ли эти слова разделить на две группы? На какие?

- Запишем их в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

С комментированием дети пишут в тетрадях.

кто?

учитель

девочка

медведь

что?

тетрадь

декабрь

коньки

- Какое лишнее слово лишнее? (девочка)

- Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

Составьте предложение со словом девочка (разбор предложения)

5. Физминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что общего у всех этих слов, кроме слова девочка? Где ещё встречались нам сегодня слова с ь? - Почему в этих словах пишется мягкий знак?

Итак, какова цель нашего урока? – закрепить умение писать слова с мягким знаком.

- Какие же задания мы сейчас будем выполнять? (задания на закрепление умения писать слова с ь)


-Откройте учебник на с. 51 упр. 29. Прочитайте загадки. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.


Зимой беленький, летом серенький.

Мохнатенький, усатенький, лапки мягонькие, походка лёгенькая, а коготки остры.


Запишите получившиеся загадки и отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие звуки.

- Давайте проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

- Посмотрите на доску . Вам надо в предложения вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. ( слайд)

У кол(?)ца нет кон(?)ца.

У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки.

Горят угол(?)ки в угол(?)ке печ(?)ки.



-А с какими буквами ещё согласные читаются мягко?


-Возьмите карточку со стола. Запишите только те слова, где есть Ь . Работу выполнить в паре.


Лес_, лос_, сол_, сон_, кон_ки, вил_ка, пал_то, сирен_, топол_, орешник_, бел_ка, ден_ки, мис_ка, гор_ка, пен_, кот_, лам_па, снегир_, воробей_, ден_ги .


Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Встаньте, чья пара записала слова без ошибок.


- Внимание на доску: спишите слова с мягким знаком.

-Догадайтесь о чём идёт речь?


8. Итог урока:

- Какую тему изучали?

- Где может стоять ь?

- А с какими гласными читаются мягко?








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!