СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Язык и языкознание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Язык и языкознание" для 5 класса разработан с опорой на УМК Л.М.Рыбченковой и др.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Язык и языкознание"»

Дата «___»___________ Урок № _______

Тема урока. Язык и языкознание

Цель: осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные результаты

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные результаты

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.


Структура урока:

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

2. Актуализация знаний и умений, приобретённых в начальной школе. Проблемный диалог.

3. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

4. Рефлексия. Домашнее задание.

Эпиграф

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)


Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

1. Для учителя.

Важно с самого первого урока обучать пятиклассников умению ориентироваться в материале учебника; это позволяет создавать условия для развития устной и письменной речи, осмысленного восприятия материала.

2.Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике.

3. Беседа по материалу учебника (с. 3).

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

4. Работа с эпиграфом.

Беседа.

- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.)

- Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

- Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

- Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

II. Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых учащимися в начальной школе.

1.Запись в тетради: Язык — система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

2. Постановка учебной задачи: найти в материалах данного параграфа подтверждение записанной выше мысли.

3. Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой).

3. Работа с учебником

Для учителя.

При выполнении упражнения 2 важно подсказать учащимся, что данную схему можно дополнить примерами из разных разделов языкознания, обращаясь к материалу изучаемого параграфа (например, лексическое значение слова языкознание — см. определение в учебнике). Можно предложить решить, какие из записанных учителем на доске примеров относятся к определённым разделам языка.

Материал к упражнению 2 можно прокомментировать.

Язык — 4 б., 5 зв. (Пример к разделу «Фонетика — звуковой состав языка».)

В слове языкознание есть соединительная гласная о. (Состав и образование новых слов — словообразование.)

Языкознание — имя существительное 2-го скл., ср. р. (Пример к разделу «Морфология», изучающему слова как части речи.)

«Язык — средство человеческого общения». (Пример предложений, изучением которых занимается синтаксис.)

Упражнение 2 (стр.5)

Задание: опираясь на схему, расскажите о том, что такое языкознание, что оно изучает и из каких разделов состоит.

4. Для учителя.

Упражнение 4 позволяет учащимся вспомнить о словах, имеющих противоположное значение, — антонимах.

Упражнение 4.

Задание: внимательно прочитайте текст из «Эн­циклопедии для детей. Языкознание. Русский язык» и ответьте на вопрос: «Язык необыкновен­но прост или необыкновенно сложен?» Своё мне­ние постарайтесь доказать.

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многооб­разно связан с жизнью каждого чело­века и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера пол­ностью овладел языком!» Язык — неис­черпаем.

Задание: найти в тексте и выписать слова, характеризующие язык: прост, сложен. Также обращаем внимание учащихся на другую пару антонимов, встречающихся в тексте: каждый человек — всё общество.

Для учителя

Конструкции, которые могут стать опорой для составления текста, — предложения, которые можно использовать для выражения собственной позиции: Я думаю, что язык прост (сложен), потому что... Язык можно назвать простым (сложным), так как... Также можно попросить учащихся привести примеры ситуаций общения, подтверждающих мысль о том, что язык прост или сложен.

Обращение к материалу «Из истории языка» позволяет организовать работу по поиску однокоренных слов к слову здравствуйте, наблюдению за фонетическими процессами в этих словах: здоровье, здоров, здравствуйте, здравица. Выпишем эти слова, определим корни и подчеркнём в них полногласие / неполногласие.

Из истории языка.

Издавна самым распространённым русским приветствием было пожелание здоровья. Былинное «гой еси, добрый молодец» — будь здоров, хорошо живёшь! Форма «здравствуйте» сформировалась к концу XVII века. «Здравствуй» — те же «многа лета» — самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. Всё начиналось и кончалось пожеланием здоровья- и здравицы в застолье, и прощание при разлуках: «Будь здоров!»

(По В. Колесову)


III. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

1.Для учителя

Работа со схемой позволяет развивать такие универсальные учебные действия, как кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов) и декодирование (вычитывание информации, представленной в виде схемы, модели).

«Советы помощника» — «Как работать со схемой» (с. 5).

Можно вновь обратиться к рисунку, представляющему разные знаковые системы: систему дорожных знаков, систему музыкальных знаков, язык жестов. Смайлики, которые многие используют при передаче сообщений, тоже представляют собой систему знаков.

Как работать со схемой

  • Внимательно рассмотрите схему.

  • Определите тему, которая рас­крывается в схеме.

  • Выделите основную информацию; укажите, где она расположена на схеме.

  • Укажите на схеме, где располо­жена дополнительная информация (та, которая раскрывает основную).

  • Обратите внимание на стрелки, которые связывают основную информацию и дополнительную.


2. Для учителя

Адресуем учащихся к материалу «Введения» и условным обозначениям: особым знакам, обозначающим появление на страницах учебника теоретического материала, вопросов в конце темы, слов для орфографического практикума.

3. Задание: прочитать текст (он записан на доске или спроецирован на экран), переписать, не допуская ошибок, озаглавить.

Беседа

- Можно ли передать содержание текста в виде схемы? А в виде рисунка? Что будет изображено на рисунке?

1) Прощальными раскатами прогремели летние грозы. 2) Ливни пошли на убыль. 3) Но солнце ещё щедро отдаёт своё тепло. 4) В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. 5) В полдень ещё припекает солнце. 6) Разнотравье превратилось в душистые скирды. 7) Полиняли краски летней поры. (А. Марин)

Дополнительные вопросы и задания

1. Какие приметы перехода лета в осень вы можете назвать?

2. Как вы понимаете выражение полиняли краски летней поры?

3. Есть ли в тексте примеры использования одного из средств художественной выразительности — олицетворения, когда признаки живого предмета переносятся на не-живой и предмет внешне уподобляется человеку?

4. Вы прочитали художественный текст, тема которого — состояние природы накануне осени, а главная мысль — изменения в погоде, красках и звуках окружающего нас мира. Просмотрите фрагмент учебно-научного текста на эту тему и ответьте на вопрос: какие различия между двумя текстами вы увидели? Объясните причину их появления.


Текст для работы

В конце августа происходит смена времён года. Заканчивается лето, солнце находится уже не так высоко над горизонтом, угол падения его лучей уменьшается, и поверхность земли получает меньше тепла. Приближается осень, признаками которой являются похолодание, заморозки, частые осадки в виде дождя или мокрого снега, увядание растений, изменения окраса листвы деревьев и травы, листопад, миграции перелётных птиц, созревание плодов и ягод.


Сделайте вывод, содержание какого текста вам легче передать в виде схемы, в виде рисунка. Почему? Можно ли утверждать, что русский язык позволяет нам говорить об одном и том же по-разному: в одном случае — с прощальной нежностью и грустью сожалеть о том, что уходит светлая и радостная пора лета, в другом — перечислять сезонные изменения в природе, используя язык науки, содержащий термины?

Для учителя

Это задание способствует формированию УУД, потому что побуждает пятиклассников к сравнению текстов разных стилей речи, требующих овладения стратегией смыслового чтения. Кроме того, задание с текстами предусматривает обучение умениям работать со знаково-символическими средствами, преобразовывать и интерпретировать информацию, содержащуюся в текстах, уметь делать правильный выбор наиболее удобной формы такого преобразования.

IV. Рефлексия. Домашнее задание.

Беседа

- Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача?

- Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений?

- Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Домашнее задание: подготовить рассказ о том, что такое языкознание; привести примеры, помогающие дополнить материал схемы упражнения 2.


6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!