- формировать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас
- воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент Цель: Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность. Установить межличностный контакт. Формирование УУД. Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Личностные УУД Освоение личностного смысла учения, желания учиться, развитие навыков сотрудничества с детьми в различных ситуациях; - формирование установки на развитие мотивации к совместному труду. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ |
Приветливо улыбается детям: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Я надеюсь, что наш урок будет интересным и познавательным. Успехов вам и удачи! Создание положительного эмоционального настроя на работу. | Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу. | Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу |
2. Актуализация знаний Минутка чистописания Цель: отработка навыка каллиграфии, характеристики звуков Формирование УУД. Предметные УУД. Умение каллиграфически правильно писать буквы, называть признаки согласных звуков Познавательные УУД : активизации познавательной деятельности обучающихся; - включение в процесс познания, развития таких функций, как память, мышление, воображение, речь. Коммуникативные УУД : правильное оформление своих мыслей в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Регулятивные УУД : принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач, самостоятельный поиск знаний, деятельности, оценка и самооценка учебной деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ |
Предлагает выполнить самомассаж рук Обращает внимание детей на правильность его выполнения. - Запишите даты и вида работы. Обращает внимание детей на правильность посадки во время письма отгадайте загадку Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленье детки. - Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква ? - В каких случаях эта буква обозначает два звука?
| Подготовка руки к письму. Самомассаж рук: *большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой; *при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной; *заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук; *дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук. Записывают в тетради: 17 декабря Классная работа
Ребята называют слово отгадку. Дают характеристику буквы /я/ | Подготовка руки к письму. Самомассаж рук: *большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой; *при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной; *заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук; *дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук. Записывают в тетради: 17 декабря Классная работа
Повторяют характеристику буквы
|
3. Самоопределение к деятельности Словарная работа: Цель: включение в процесс познания, повторить написание словарных слов Предметные УУД Умение каллиграфически правильно писать слова, правильно ставить ударение Формирование познавательных УУД. - включение в процесс познания, развития таких функций, как память, мышление, воображение, речь. Формирование регулятивных УУД. - Принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач, оценка и самооценка учебной деятельности Формирование коммуникативных УУД. - целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы. Дети учатся: - слушать других, принимать другую точку зрения; - учатся отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; - высказывать своё мнение; - участвовать в диалоге; - учатся правильно оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ |
- Выпишите из стихотворения слова антонимы Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, что низко, А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы? – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Г.Сапгир
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить?
- Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте? - Итак, какие слова мы называем антонимами?
- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница.
- Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. –Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. - Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока? - Какие цели вы поставите себе на уроке? | Дети выполняют это задание в парах. Один выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом.
На доске: Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.
Взаимопомощь, взаимопроверка Сверка с образцом на доске.
Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму
На доске записывают слова: воробей, ворона
Объясняют значение слова «Антонимы».
Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы
Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке | Ученик выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ.
Проверка правильности выполнения задания сильным учеником
Списывает подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке.
Списывают с доски
Ученик высказывает свое мнение
Ученик высказывает свою точку зрения по данным вопросам
Повторяют тему и цели урока |
4. Работа по теме урока Цель: формирование понятия «родственные слова» в русском языке, умение находить родственные слова в тексте, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся; умения работать с книгой. Формирование УУД: Предметные УУД: уметь находить родственные слова, Познавательные УУД: целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу Регулятивные УУД: ориентироваться в учебнике, принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач, самостоятельный поиск знаний, деятельности, оценка и самооценка учебной деятельности Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Работа с учебником - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов.
- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.
- Какая общая часть в этих словах?
-гус-
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью - гус– можно подобрать? (Учитель прикрепляет на дерево листочки со словами) Вывод: какие слова записали? Почему? - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так | : Читают текст, анализируют, делают выводы.
Определяют признаки родственных слов, называют и фиксируют Еще раз проговаривают правило
В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -Выделяют общую часть родственных слов
Дети записывают слова и выделяют общую часть в словах
Записывают и выделяют общую часть. Самопроверка |
Проговаривают правило
Записывают слова с доски. Выделяю общую часть слов
Списывает слова с карточки , выделяет общую часть слов
Записывает группу и выделяет общую часть Самопроверка |
Физкультминутка для глаз Цель: снятие напряжения глаз у детей. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность ученика с ОВЗ |
Просит проследить за движениями на экране. | Следят за движениями на экране. | Следят за движениями на экране.
|
5. Задание на дом Цель: отработка навыка находить корень в словах; пополнять словарный запас учащихся, умение работать с книгой |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Домашнее задание на карточках При выполнении домашней работы пользуйтесь правилом из учебника | Записывают домашнее задание в дневник |
Записывают домашнее задание в дневник
|
Физкультминутка Цель: Снятие напряжения и утомляемости детей. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
. Просит повторить движения за учителем. Под музыку Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
1.Повторяют движения | |
Закрепление изученного Цель: отработка навыка находить родственные слова в тексте, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся, умение работать в группах Формирование регулятивных УУД. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Предметные УУД: уметь подбирать родственные слова, уметь выделять корень в словах Познавательные УУД: целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы, умение анализироварь, делать выводы Формирование коммуникативных УУД. - организацию работы учащихся в группах; - целенаправленное включение учащихся в коллективное обсуждение проблем, совместному поиску решения поставленных задач, демонстрируя при этом взаимоуважение и взаимную поддержку. |
- Каждая группа получает карточку с заданием В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
Прочитайте текст, подчеркните родственные слова. Учитель наблюдает, по необходимости оказывает помощь.
- Итак, какие родственные слова вы подчеркнули в тексте сказки? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? -Молодцы! Хорошо потрудились! Какое правило использовали для определения родственных слов? | Работа по группам Работа с карточками Взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка Дети записывают слова и выделяют общую часть Повторяют признаки родственных слов |
Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть. Сильный ученик проверяет правильность выполнения
Повторяют признаки родственных слов
|
Рефлексия Цель: самооценка на основе критерия успешности. Формирование регулятивных УУД. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности; взаимопроверка адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность ученика с ОВЗ |
Учитель: - Ребята, давайте проверим, всё ли вы сегодня поняли? Вам даны карточки: - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий.
Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.
- Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
- Что общее у синонимов и родственных слов?
- Ребята, давайте подумаем, кому за работу сегодня мы поставим «отлично»? За что ты бы мог похвалить себя? -Кто уже понял, что такое корень? -Кому ещё нужно время, чтобы разобраться? - Спасибо за урок! | Выполняют самостоятельно.
Взаимопроверка
Отвечают, высказывая свою точку зрения
Дети анализируют свою работу и показывают «светофорами» или ручными знаками: справился ребенок с задачей или нет
Самооценка | Выполняет по опорным карточкам
Повторяют выводы
Выполняет по образцу |