СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова" (2 класс), направленный на организацию учебной деятельности совместного обучения детей с ОВЗ (ЗПР) и сверстников, не имеющих ограничений здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ УРОКА СОСТАВЛЕН С УЧЕТОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И ДЕТЕЙ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова" (2 класс), направленный на организацию учебной деятельности совместного обучения детей с ОВЗ (ЗПР) и сверстников, не имеющих ограничений здоровья.»

Конспект урока

Педагог (ФИО) Лудцева Елена Николаевна
Предмет : русский язык
Класс 2 Б

Тема: «Что такое родственные слова»

Цель: формирование умения видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся .

Задачи

Образовательные:

- познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;

- формировать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас


Развивающие:

-развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;



Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах,

- воспитывать бережное отношение к природе.



Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник «Русского языка»(Канакина), карточки с заданием, «светофор»



1. Организационный момент

Цель: Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность. Установить межличностный контакт.

Формирование УУД.

Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Личностные УУД Освоение личностного смысла учения, желания учиться, развитие навыков сотрудничества с детьми в различных ситуациях;

- формирование установки на развитие мотивации к совместному труду.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся с ОВЗ

Приветливо улыбается детям:

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Я надеюсь, что наш урок будет интересным и познавательным. Успехов вам и удачи!

Создание положительного эмоционального настроя на работу.

Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу.


Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу



2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Цель: отработка навыка каллиграфии, характеристики звуков

Формирование УУД.

Предметные УУД. Умение каллиграфически правильно писать буквы, называть признаки согласных звуков

Познавательные УУД : активизации познавательной деятельности обучающихся;

- включение в процесс познания, развития таких функций, как память, мышление, воображение, речь.

Коммуникативные УУД : правильное оформление своих мыслей в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Регулятивные УУД : принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач, самостоятельный поиск знаний, деятельности, оценка и самооценка учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся с ОВЗ

Предлагает выполнить самомассаж рук

Обращает внимание детей на правильность его выполнения.














- Запишите даты и вида работы.


Обращает внимание детей на правильность посадки во время письма

отгадайте загадку


Круглое, румяное, 
Я расту на ветке. 
Любят меня взрослые, 
И маленье детки.




- Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква ?

- В каких случаях эта буква обозначает два звука?




Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Записывают в тетради: 17 декабря

Классная работа







Ребята называют слово отгадку.

Дают характеристику буквы /я/



Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Записывают в тетради: 17 декабря

Классная работа









Повторяют характеристику буквы




3. Самоопределение к деятельности

Словарная работа:

Цель: включение в процесс познания, повторить написание словарных слов

Предметные УУД Умение каллиграфически правильно писать слова, правильно ставить ударение

Формирование познавательных УУД.

- включение в процесс познания, развития таких функций, как память, мышление, воображение, речь.

Формирование регулятивных УУД.

- Принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач, оценка и самооценка учебной деятельности

Формирование коммуникативных УУД.

- целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы.

Дети учатся:

- слушать других, принимать другую точку зрения;

- учатся отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению;

- высказывать своё мнение;

- участвовать в диалоге;

- учатся правильно оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся с ОВЗ

- Выпишите из стихотворения слова антонимы

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал, что низко,

А Мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

- Что вы? –

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

Г.Сапгир



- Проверьте правильность выполнения задания.



- Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить?







- Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте?




- Итак, какие слова мы называем антонимами?









- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»



Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

О! Здравствуйте! Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша родственница – гусеница.



- Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

–Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

Дети выполняют это задание в парах. Один выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом.



На доске:

Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.
















Взаимопомощь, взаимопроверка

Сверка с образцом на доске.



Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму



На доске записывают слова: воробей, ворона



Объясняют значение слова «Антонимы».





Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы

































Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке

Ученик выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ.

























Проверка правильности выполнения задания сильным учеником



Списывает подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке.





Списывают с доски





Ученик высказывает свое мнение







Ученик высказывает свою точку зрения по данным вопросам





























Повторяют тему и цели урока

4. Работа по теме урока

Цель: формирование понятия «родственные слова» в русском языке, умение находить родственные слова в тексте, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся; умения работать с книгой.

Формирование УУД:

Предметные УУД: уметь находить родственные слова,

Познавательные УУД: целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

Регулятивные УУД: ориентироваться в учебнике, принятие обучающимися учебных задач, включение в процесс решения задач, самостоятельный поиск знаний, деятельности, оценка и самооценка учебной деятельности

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Работа с учебником

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Прочитайте текст упражнения 77.

-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов.



- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.





- Какая общая часть в этих словах?



-гус-



– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью - гус– можно подобрать?

(Учитель прикрепляет на дерево листочки со словами)

Вывод: какие слова записали? Почему?

- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так


: Читают текст, анализируют, делают выводы.







Определяют признаки родственных слов, называют и фиксируют

Еще раз проговаривают правило





В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-Выделяют общую часть родственных слов









Дети записывают слова и выделяют общую часть в словах











Записывают и выделяют общую часть.

Самопроверка














Проговаривают правило





Записывают слова с доски. Выделяю общую часть слов









Списывает слова с карточки , выделяет общую часть слов















Записывает группу и выделяет общую часть

Самопроверка

Физкультминутка для глаз

Цель: снятие напряжения глаз у детей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность ученика с ОВЗ

Просит проследить за движениями на экране.

Следят за движениями на экране.

Следят за движениями на экране.




5. Задание на дом

Цель: отработка навыка находить корень в словах; пополнять словарный запас учащихся, умение работать с книгой

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Домашнее задание на карточках

При выполнении домашней работы пользуйтесь правилом из учебника


Записывают домашнее задание в дневник



Записывают домашнее задание в дневник








Физкультминутка

Цель: Снятие напряжения и утомляемости детей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

. Просит повторить движения за учителем.

Под музыку

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.



1.Повторяют движения



Закрепление изученного


Цель: отработка навыка находить родственные слова в тексте, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся, умение работать в группах

Формирование регулятивных УУД. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Предметные УУД: уметь подбирать родственные слова, уметь выделять корень в словах

Познавательные УУД: целенаправленное включение обучающихся в коллективное обсуждение поставленной проблемы, умение анализироварь, делать выводы

Формирование коммуникативных УУД.

- организацию работы учащихся в группах;

- целенаправленное включение учащихся в коллективное обсуждение проблем, совместному поиску решения поставленных задач, демонстрируя при этом взаимоуважение и взаимную поддержку.

- Каждая группа получает карточку с заданием

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.





Прочитайте текст, подчеркните родственные слова.

Учитель наблюдает, по необходимости оказывает помощь.













- Итак, какие родственные слова вы подчеркнули в тексте сказки?

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

- Какая общая часть у всех этих слов?

-Молодцы! Хорошо потрудились! Какое правило использовали для определения родственных слов?


Работа по группам

Работа с карточками

Взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка

























Дети записывают слова и выделяют общую часть






Повторяют признаки родственных слов





























Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть. Сильный ученик проверяет правильность выполнения



Повторяют признаки родственных слов







Рефлексия

Цель: самооценка на основе критерия успешности.

Формирование регулятивных УУД.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности; взаимопроверка

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность ученика с ОВЗ

Учитель:

- Ребята, давайте проверим, всё ли вы сегодня поняли? Вам даны карточки:

- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.



. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.



Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.



- Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?



- Что общее у синонимов и родственных слов?



- Ребята, давайте подумаем, кому за работу сегодня мы поставим «отлично»?

За что ты бы мог похвалить себя?

-Кто уже понял, что такое корень?

-Кому ещё нужно время, чтобы разобраться?

- Спасибо за урок!


Выполняют самостоятельно.



Взаимопроверка















Отвечают, высказывая свою точку зрения



Дети анализируют свою работу и показывают «светофорами» или ручными знаками: справился ребенок с задачей или нет





Самооценка

Выполняет по опорным карточкам

















Повторяют выводы













Выполняет по образцу















ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -снег-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -лет-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -бег-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -лес-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -ход-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -боль-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -зим-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите родственные слова с общей частью -вод-. В словах укажите общую часть. Дерево раскрасьте.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей