КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Лицо местоимений
Класс: 4
Предмет: Русский язык
УМК: Перспектива. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение определять лицо местоимений;
2. Использование личных местоимений в речи
Метапредметные:
Регулятивные УУД: вырабатывать рефлексивные действия для умения анализировать работу, осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать знаково-символические средства (моделирование), логические операции, проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; классифицировать, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: уметь работать в сотрудничестве, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Личностные:
Оценивать свои достижения;
Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.
Образовательная цель: учиться определять лицо местоимений
Развивающая цель: развивать уважение к себе как носителю русского языка, потребность в овладении безошибочным письмом; формировать УУД;
Воспитательная цель: воспитывать нравственные качества – сострадание,сочуствие
Педагогические технологии: деятельностный метод обучения
Методы, приемы: поисковые методы обучения, приемы кооперативного обучения
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: 1) учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; 2) компьютер, проектор, экран; 3) для каждой группы: А-4 коврик управления, конверт с раздаточным материалом (Приложение)
Демонстрационный материал: презентация
Раздаточный материал: 1) карточки для самостоятельной работы, 2) Макет флаера, 3) карточки с местоимениями
Комментарии к уроку: Данный урок отражает способы организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах. Основная идея - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Основные условия организации обучения в сотрудничестве на уроке:
Учитель до урока формирует группы учащихся из 4 человек, в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый, девочки и мальчики. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Приложение);
На уроке оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание, называя № от 1 до 4. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке русского языка мы затронем очень важную проблему, которая касается и нашего города, особенно она актуальна зимой. Просмотрите фотографии. Слайд 2
- Что это за проблема? (Бездомных животных)
- Как плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким обделенным. Никто их не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог их к себе не пускает.
Они ведь страдают от мук одиночества,
И им человеческой радости хочется.
- Кто виновник возникновения этой проблемы?
- Обоснуйте.
- Какие способы решения этой проблемы вы бы предложили?
- Я предлагаю напомнить об этой проблеме людям, которые тоже могут помочь бездомным животным.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Сегодня на уроке изготовим флаеры. Что такое флаер? Слайд 3
- Для флаеров вам нужно будет придумать слоганы. Что такое слоган?
- Предлагаю познакомиться с инструкцией. Слайд 4
Прочитайте инструкцию и карандашом отметьте знаком «+» те пункты, которые вам понятны и поставьте «?» около тех, которые вызвали вопросы.
- Какой из пунктов инструкции непонятен вам?
- Что нужно узнать?
-. Это будет целью вашей работы.
- Сформулируйте тему урока. Слайд 5
3. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
Запишите число, классная работа.
- Какое понятие из темы урока (Лицо местоимений) вы можете объяснить?
- Что такое местоимение?
- Приведите примеры использования местоимений в речи.
- В русском языке много местоимений, в курсе начальной школы изучаются личные местоимения. Запишем эти местоимения в тетрадь, как задание для чистописания. Слайд 6
- Участники №2 возьмите в конверте карточки с местоимениями (я, мы, ты, вы, он, она,оно,они), разложите их в центре стола.
- Распределите местоимения по группам.
Во время работы учащиеся могут распределить местоимения по числам, тогда делаем вывод, что у местоимений есть категория числа.
К доске вызвать представителей группы, которая распределила местоимения по отношению к говорящему. Одна группа – местоимения, указывающие на говорящего(я,мы), другая – указывающая на собеседника (ты, вы) и следующая группа – местоимения, указывающие, о ком или о чем идет речь (он, она, оно, они).
- Как вы думаете, какие местоимения относятся к 1 лицу, обоснуйте?
- Ко 2 лицу? К 3 лицу?
- Зафиксируем новое знание в эталоне-таблице. В тетрадь запишите новые сведения о местоимениях, оформив их в таблицу (Слайд 7)
- Сделаем вывод. Какие местоимения относятся к 1, 2,3 лицам? Слайд 8
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Потренируемся в определении лица и числа местоимений. Составьте и запишите два предложения с любым местоимением, в предложениях озвучьте тему бездомных животных, может эти предложения вам пригодятся при составлении слоганов.
- Местоимения подчеркнуть, подписать число и лицо.
- Проверьте свою работу по эталону-таблице.
- Сейчас ваши предложения вы предложите как задание для одноклассников.
По моему сигналу вы встанете, задвинете стулья, образуете пару с участником другой группы. В паре прочитаете друг другу свои предложения, предложив собеседнику определить число и лицо использованных местоимений. Работаем спокойно, бесшумно.
- Займите свои места в группах. Справились с заданиями друг друга?
- Проговорим еще раз эталон нового знания.
(Местоимения 1 лица – я, мы, 2 лица – ты, вы, 3 лица – он, она, оно, они)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполним самостоятельную работу. Участники № 3 раздайте карточки из конверта для самостоятельной работы.
Задание: выписать в столбик все местоимения, определить число и лицо.
Самопроверка по эталону с комментированием одним из участников. Слайд 9
Оцените свой результат.
Какие знания вам помогали выполнять задание? (Местоимения 1 лица – я, мы, 2 лица – ты, вы, 3 лица – он, она, оно, они)
6. Включение в систему знаний.
- Вернемся к тексту инструкции по изготовлению флаера. Какой пункт вызывал вопросы в начале урока?
- Какие местоимения относятся к 1,2,3 лицам?
- Участники № 4 возьмите в конверте шаблон флаера и положите в центр стола.
- Рассмотрите фотографии животных, подумайте, о чем они могут попросить людей?
Соблюдая инструкцию, составьте слоган и запишите на флаере.
Участники групп презентуют свои работы у доски.
-Молодцы, вы правильно употребили местоимения, составили хорошие слоганы.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили на данном уроке?
− Вам удалось достичь цели? Докажите
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
− У вас получилось 7 флаеров, а как вы бы предложили их распространить? (Можно поручить участникам № 1 разнести флаеры по классам)
- Я предлагаю вам воспользоваться современными технологиями – использовать социальную рекламу. Что это за реклама? (В социальных сетях)
- Каким образом флаеры могут туда попасть? ? (Сфотографировать на телефон и отправить в разные группы соц.сетей)
-Закончить урок хотелось бы словами:
Стремись животных защищать,
Они ведь – братья наши!
Стремись чуть-чуть добрее стать,
Мир это сделать краше!
- Не забывайте о тех, кто нуждается в вашей помощи.
- А дома я попрошу вас написать небольшой текст о том, как вы помогаете бездомным животным. В тексте используйте личные местоимения.
Молодцы! Урок закончен.
Приложение
Инструкция
1. Содержание флаера должно побудить читателя
к действию.
2. В предложениях используй местоимения 1, 2, 3 лица – то увеличит эмоциональность.
3. В верхней части листовки запиши слоган (1-2 коротких предложения, в которых кратко, ясно, точно вырази основную мысль).
Карточки с местоимениями
Заготовки для флаеров
Карточка для самостоятельной работы
Самостоятельная работа.
Таня выбежала на улицу. Через несколько минут она принесла крошечного щенка. Он жалобно визжал. Я взял этого щеночка и закутал его в старое одеяло. Оно согрело песика, и скоро мы с Таней увидели, что щенок сладко спит. Мы назвали его Трезоркой.
22