СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Рельеф дна океана 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 6 классе на тему Рельеф дна океана. Цель, задачи, тип урока, метод обучения, форма организации, оборудование.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Рельеф дна океана 6 класс»

Урок 27 Класс: 6

Дата:29.09.2015

Количество часов: 1



Раздел 2. Оболочки Земли

Тема 1. Литосфера и земная кора

Тема: §25 Рельеф дна Океана

Цель: Сформировать представление о рельефе дна океана. Понятия о материковой отмели (шельфе), материковом склоне, ложе океана, срединно-океаническом хребте, желобе.

Задачи урока:

Образовательные: Способствовать формированию представлений о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, сток, глубоководные желоба, островные дуги.

Развивающие: Формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

Воспитательные: Воспитать чувства прекрасного через созерцание картины дна Мирового океана. Ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: словесный, рассказ, объяснение, логико-опорная схема (ЛОС)

Форма организации: индивидуальная, коллективная, инклюзивная

Оборудование: физическая карта мира, полушарий, план местности, атлас, глобус, презентация

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление, Географический тренинг-Игра «Самые – самые»

Критерии успешности:

  • Уметь оперировать понятиями «Материковая отмель» - «шельф», «материковый склон», «глубоководные желоба», «ложе океана»- «котловина», «срединно-океанические хребты»

  • Уметь правильно обозначать вулканы и горные системы на контурной карте

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

II. Этап повторения пройденного материала (5 минут)

ЗАДАНИЕ 1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

  1. Какие две крупные формы рельефа суши вы знаете?

  2. Как делятся горы по высоте?

  3. Какие бывают равнины по высоте?

  4. К каким формам рельефа относятся нагорье и плоскогорье?

  5. Самая низкая отметка высот на суше равна... (-400 м).

  6. Какова разница между наибольшей и наименьшей абсолютными высотами на Земле? (8848 м + 400 м = 9248 м.)

  7. Какие различия имеются в строении земной коры? (Она делится на океаническую и материковую. Океаническая кора имеет меньшую толщину и состоит из двух слоев; материковая кора состоит из трех слоев.)

ЗАДАНИЕ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Обширные слабоволнистые пространства с небольшими колебаниями высот. (Равнины.)

2. Равнины с абсолютной высотой от 0 до 200 м. (Низменности.)

3. Самая крупная по площади равнина мира. (Амазонская.)

4. Форма рельефа, образованная временными водными потоками. (Овраг.)

5. Песчаные холмы, перемещающиеся под действием ветров и имеющие форму полумесяца. (Барханы.)

6. Насыпные горы, образованные деятельностью человека. (Терриконы.)

7. Равнина, расположенная между Уральскими горами и рекой Енисей. (Западносибирская.)

8. Участок суши, имеющий высоту ниже 0 м. (Впадина.)

9. Плоскогорье, занимающее полуостров на юго-западе Азии. (Аравийское.)

10. Крупное плоскогорье, расположенное на востоке России. (Среднесибирское.)

III. Изучение нового материала (20 минут)

Изучение новой темы сопровождается показом презентации

Давайте обратимся к истории изучения дна океана. Впервые сведения об океаническом дне получил Фернан Магеллан. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь (прочный трос с грузом), вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров.

В 1872-1876 годах английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное.

Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника.

Эхолот излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке.

рассмотрите рисунок 44 в учебнике

Исследование океанов с помощью эхолота, глубоководное бурение их дна позволили получить полное представление о рельефе дна Мирового океана. Сегодня ученые выделяют три основных зоны дна Мирового океана:

  1. подводная окраина материков

  2. ложе океана и

  3. переходная зона

Подводная окраина материков. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м, называется материковой отмелью или шельфом.

На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Обычно она покрыта осадочными обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов волнами. На шельфе добывают полезные ископаемые – нефть, природный газ. Здесь находится основная зона мирового морского рыболовства. Шельф материков имеет различную ширину.

РАБОТА С КАРТОЙ:

- познакомьтесь с картой океанов в атласе, расскажите о ней по плану.

– по карте океанов определите, у каких материков и их частей: а) наиболее широкий шельф, б) узкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин

- каким цветом на карте океанов изображают шельф?

Учитель: Между подводной окраиной материка и ложем океана расположена зона, имеющая сложный рельеф. Она включает дуги островов и глубоководные океанические острова. Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. Самый глубокий океанический желоб – Марианский желоб в западной части Тихого океана. Его глубина 11 022 метра.

РАБОТА С КАРТОЙ:

  • - найдите на карте океанов Марианский желоб

  • - каким цветом на карте океанов изображают глубоководные желоба?

  • - в каких океанах нет глубоководных желобов?

Ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Те же вулканы, которые потухли, начали разрушаться, они имеют плоские, выровненные течениями вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом – это атоллы.

Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва

На глубине 5000 метров уже темно, солнечный свет не попадает, обитают глубоководные обитатели, рельеф достаточно ровный это - подводные равнины или их называют котловинами.

РАБОТА С КАРТОЙ:

  • пользуясь картой океанов, приведите примеры котловин и хребтов ложа океанов

Учитель: Важнейшим открытием в конце 50-х гг.20 в. стали срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. Температура воды у дна ущелья очень высокая, поэтому растворенные в воде вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя серную кислоту. Кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают высокие конусообразные постройки. Над конусами образуются черные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «черные курильщики».

На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

IV. Закрепление новых знаний, умений, навыков (10 минут)

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ И ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ:

  1. Пользуясь картой океанов, найдите срединно-океанические хребты в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах.

  2. В каком океане срединный хребет самый широкий?

  3. Какой большой остров является частью Срединно-Атлантического хребта?

  4. Найдите острова, образованные вулканической деятельностью. (Курильские, Гавайские и др.)

  5. Найдите острова-атоллы, образованные деятельностью коралловых полипов (кораллов).

На картах они показаны красными скобками. Если постройки кораллов не достигли уровня поверхности океана, то это коралловые рифы. Самый длинный коралловый риф находится у северо-восточных берегов Австралии — это Большой Барьерный риф.

V. Рефлексия (3 минуты)

МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Сегодня на уроке я узнал….

  • Для меня было интересным…..

  • Самым трудным было…..

  • Теперь я могу объяснить, почему…..

VI. Домашнее задание (3 минуты)

§25 – ответить на вопросы. На контурную карту нанести крупнейшие горные системы Земли.

Спасибо за внимание! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!