Цель урока: ознакомление и формирование целостного представления о реках, и их роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие: начать формировать представление о реках и их частях, создание образа рек различного типа.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником, составлять описание географического объекта.
Воспитательные: способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Геономенклатура: реки Волга, Обь (с Иртышом), Амазонка, Нил, Лена, Миссисипи,
Инд, Ганг, Конго, Сырдарья, Амударья, Енисей, Дунай,
Основные термины и понятия : река; русло; исток; устье; ; речная система; водосборный бассейн; водораздел.
Опорные знания: ручей; река; части реки: исток, устье, речная долина; приток.
Оборудование урока.
Традиционное: физическая карта Казахстана и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, рабочая тетрадь, сигнальные карточки, схемы, глоссарий, макет.
Современное: интерактивная доска, презентация, электронный учебник, видеоролик.
Образовательные результаты: знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, расширение кругозора.
Методы: наглядные, словесные.
Особенности структуры урока: Урок обобщающего повторения с использованием слайд - презентации.
I.Организационный момент.
Приветствует учащихся: проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание
участников.
Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
II. Подготовка учащихся к работе на уроке
1). Учитель: Минутка внимания: послушаем загадки.
(Слайд №1)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. С горы пришла, в море ушла.
– Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о … (реках).
2). Задачи урока:
«Знать»: (понятия) – река, речная система, речная долина, пойма, русло, исток, устье, приток.
«Уметь»: отмечать реки на контурной карте.
(Слайд №2)
III.Основной этап урока
Актуализация знаний
– Посмотрите на карту мира, и вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты. Через горы, равнины, леса несут они свои воды – чистые и мутные, студеные и теплые, пресные и соленые. Одни реки – могучи и полноводны, другие скромны и незаметны. Сколько же этих рек, больших и малых, на нашей планете Земля? Считал ли их кто-нибудь?
(Слайд №3)
Есть в мире много всяких рек, Великих, сильных, полноводных, Коварных, тихих, благородных, Воспел их в песнях человек. Есть Дон, Кубань, Урал, Ока, Есть Волга матушка-река.
– Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов.
- Совершим мысленное путешествие по реке.
- Наверное, вы представляете себе воду, текущую постоянно в углублении на поверхности суши. А это углубление называется руслом. Так как бы вы дали определение реки?
1). Дайте определение понятию «река»*.
«Река» - это поток воды, текущий выработанным им углублении, называемый «руслом».
- Предлагаю ознакомиться с определением
(Слайд№4)
2). Части реки.
- Теперь давайте познакомимся с частями реки. Найдем место, где начинается река.
(Слайд №5)
Проблемные вопросы:
1.Почему река имеет течение?
2.Как определить какой приток правый, а какой левый?
Если встать лицом вниз по течению, то справа будет правый, а слева – левый. На судоходных реках вдоль правого берега более крутого устанавливают красные бакены, а вдоль левого – белые.
Задание №1. Определи по схеме и подпиши: (На доске работает один ученик, остальные в рабочих тетрадях выполняют на стр. 8. зад 5).
Взаимопроверка (Слайд №6)
Рисунок на доске:
горы
ключ
Вопросы к рисунку:
- Сколько притоков? (три)
- Чем отличаются друг от друга? (левый, правый)
- Как определить, какой правый, какой левый?
- Что объединяет притоки, берущие начало в горах и с родника? (они оба левые)
- Как выяснить, какая река основная, а какая – приток? (по длине, ширине, объему
воды).
Это и есть речная система* – главная река со всеми своими притоками.
Задание №2 Река +приток + приток = речная система(В рабочей тетради выполняют задание на стр. 8 зад. 6)
3). Работа с картой.
Давайте поработаем с физической картой и этой таблицей.
- Ребята, скажите, как правильно показываются реки на карте? Реки показываются на картах голубыми линиями. От истока к устью. Временно пересыхающие реки или части обозначаются голубой пунктирной линией.
Самые длинные реки мира
|
Название реки
|
Длина, км
|
Материк
|
Притоки
|
Нил (с Кагерой)
Миссисипи (с Миссури)
Амазонка (с Мараньоном)
Янцзы
Обь (с Иртышом)
Хуанхэ
Меконг
Амур (с Аргунью)
Лена
Парана
Конго
|
6671
6420
6400
5800
5410
4845
4500
4440
4400
4380
4320
|
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Евразия
Евразия
Евразия
Евразия
Евразия
Евразия
Южная Америка
Африка
|
Голубой Нил, Атбара, Огайо
Укаяли, Журуа,
Мадейра
Ялунцзян
Ишим
Хуайхэ
Сан, Конг
Уссури, Зея, Бурея
Алдан, Вилюй
Парагвай
Луалаба, Касай
|
4)Профиль реки.
Работа с рисунком в учебнике стр. 126 рис. 78.
Задание №4. Я буду читать определение, а вы должны узнать, о какой части речной долины идет речь, найти ее по рисунку и подписать (один ученик работает у доски, прикрепляет в нужные места карточки с названием частей речной долины).
- Самая низкая часть реки, занятая водным потоком - (русло)*
- Нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье – (пойма)*
- Остатки старого днища реки – (терраса)*
- Относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды – (речная долина)*
ВЫВОД: Речная долина имеет русло, пойму, террасу.
(Глоссарий вручается детям).
5) Географическая задача: - научиться определять длину рек.
- Как можно измерить длину извилистой, кривой реки? (при помощи нитки и масштаба)
- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб.
- Измерьте длину р. Нил.
6). А теперь немножко отдохнем:
Физкультминутка: «А-а-а в Африке реки вот такой ширины,
А-а-а в Африке реки вот такой глубины.
А-а-а в Африке горы вот такой вышины».
(Руки в стороны, присели, встали руки вверх)
7).Самостоятельная работа: (работа с учебником).
Задание №6
Пользуясь текстом учебника, стр. 126 снизу последний абзац изучить, что такое:
- речной бассейн*
- водораздел *
(Слайд № 7)
Речной бассейн – территория, с которой река собирает воду (водосбор).
- Что является бассейном р. Обь? (Западно-Сибирская равнина)
Водораздел – граница между речными бассейнами.
Демонстрация модели «Водораздел».
- Что служит водоразделом рек? (горы, возвышенности)
В горах определить водораздел легче, на равнине труднее.
8).Питание рек – это пополнение их поверхностными и подземными водами.
Составить кластер:
Прочитайте самостоятельно пункт 4 стр.128. и составьте кластер в тетради “Питание реки”. Задание №7
(Слайд №8)
Вопросы на выявление восприятия:
- Почему в реках вода все время течет, течет, а не иссекает?
(Реки питаются водами, которые находятся в круговороте, - дождевыми, подземными, а также водами, которые образуются при таянии снега (снеговые) и ледников (ледниковые).
- Откуда же поступает вода в реки зимой, если она покрыта льдом?
(Зимой реки питаются за счет выхода грунтовых вод в русло рек. В умеренном поясе обычно смешанное). Питание рек зависит от климата.
9).Режим рек – это их поведение во времени.
(Слайд №9).
Половодье в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
10).Реки равнинные и горные.
Характер течения рек зависит от рельефа местности, по которой они протекают. Выделяют два основных типа рек – равнинные и горные. Их режим и форма долин, во многом противоположна.
(Слайд №10)
11). Пороги и водопады.
(Слайд №11)
Вы слышите шум воды? Мы приближаемся к водопаду.
(Просмотр видеоролика). Водопад Виктория р. Замбези. Африка.
(Слайд №12)
Задание№8:
Найдите на своей карте самый высокий водопад в мире - водопад Анхель. (Юж. Америка). Как обозначаются на карте водопады, ребята? Вода его падает с высоты 1054 м., но количество воды, протекающее через этот водопад небольшое.
12). Хозяйственное значение рек.
(Слайд № 13)
13).Экологическая минутка.
( Слайд № 14)
IV. Проверка понимания учащимися темы
1).Теперь давайте проверим, как вы усвоили новые понятия.
Вопросы:
- Углубление, по которому течет река (русло)
- Начало реки (исток)
- Место впадения реки (устье)
- Река со всеми притоками (речная система)
- Площадь, с которой река с притоками собирает воду (речной бассейн)
- Граница, разделяющая бассейны рек (водораздел)
2).Древний философ Гераклит сказал: “Дважды не войти в один и тот же поток”. Почему он так сказал? (вода в реке движется, бежит)
Домашнее задание:
(Слайд №15).
1)Параграф 44;
2) В контурной карте на стр.15-16 отметить крупные реки мира.
3) Измерить р. Иртыш.
V. Подведение итогов урока.
1).Оценивание работу учеников:
2) Выставление отметок в журнал и дневник.
Рефлексия.
(Слайд №16)
Уходя, поставьте на листе бумаги, который лежит у вас на столе, восклицательный знак напротив той мимики, которая вам сейчас больше подходит по состоянию души, выразив тем самым, понравился вам урок или нет.
Спасибо. Урок закончен, можете идти.