СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока рефлексии по окружающему миру 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Виды животных»

Тип урока: рефлексия

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока рефлексии по окружающему миру 1 класс»

Окружающий мир, 1 класс

Тема: «Виды животных»

Тип урок: рефлексия

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) карточка с высказыванием; 2) рисунки со зверями; 3)эталоны с прошлых уроков; 4) картинки с птицами; 5) картинки с рыбами; 6) картинки с насекомыми; 7) карточка с последовательностью действий при работе с эталонами; 8) образец выполнения самостоятельной работы 1; 9) алгоритм исправления ошибок.

Раздаточный материал: 1) карточка с самостоятельной работой 1; 2) задания для тренинга;

3) образец для самопроверки заданий для тренинга; 4) карточки с самостоятельной работой 2;

5) образец для самопроверки самостоятельной работы 2; 6) образцы выполнения заданий повышенной сложности; 7) справочники, энциклопедии.

Ход урока

На доске карточка с высказыванием:

«Не ошибается только тот, кто ничего не делает».






− Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с высказывания.

− Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то, конечно, ошибок и не будет.)

− А как вы думаете, может быть, действительно ничего не надо делать, чтобы ошибок не было? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)

− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

− С какой общей темой вы работали на последних уроках? (Мир животных.)

− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы? (Да.)

− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно провести самостоятельную работу.)

− Какие шаги вы будете выполнять на уроке? (1 шаг – что умею. 2 шаг – учусь применять.)

На доске эталоны:


№ 1



№ 2



№ 3



№ 4

На доске карточка с последовательностью действий при работе с эталонами:

  1. Смотрим и находим основные признаки.

  2. Сравниваем с эталоном.

  3. Определяем, к какой группе относится.








− С чего вы начнете работу? (С повторения.)

− Какую цель вы поставите перед собой, повторяя материал? (Вспомнить эталоны, которые мы открыли на прошлых уроках.)

− Хорошо. Что вам было задано на прошлом уроке? (Нам нужно было вставить недостающий рисунок и определить группу животных.)

− Кто из первой группы представит свою работу? (На наших картинках изображены звери, так как они покрыты шерстью. А лишней картинкой является картинка с медведем, потому что только он зимой впадает в спячку.)

Рисунок зайца

Рисунок лося

Рисунок медведя

Рисунок лисы

− Каким эталоном вы пользовались?

− Кто из второй группы представит свою работу? (На наших картинках изображены птицы, так как они покрыты перьями. А недостает изображения чайки, потому что в первом столбике есть воробей, ласточка, а чайки нет.)

?

Рисунок ласточки

Рисунок воробья

Рисунок воробья

Рисунок чайки

Рисунок чайки

Рисунок ласточки

Рисунок воробья

Рисунок ласточки

− Каким эталоном вы пользовались?

− Кто из третьей группы представит свою работу? (На наших картинках изображены рыбы, так как они покрыты чешуей. А недостает изображения карася, потому что в последней строке есть окунь, щука, а карася нет.)

Рисунок щуки

Рисунок окуня

Рисунок карася

Рисунок карася

Рисунок щуки

Рисунок окуня

?

Рисунок окуня

Рисунок щуки

− Каким эталоном вы пользовались?

− Кто из четвертой группы представит свою работу? (На наших картинках изображены насекомые, так как они имеют 6 ног. А лишним является муравей, потому что он не летает, у него нет крыльев.)

Рисунок муравья

Рисунок стрекозы

Рисунок пчелы

Рисунок

божьей коровки

− Каким эталоном вы пользовались?

− Что вы сейчас делали? (Повторяли, вспоминали эталоны.)

− Как вы пользовались эталонами? Что вы делали сначала? (Мы смотрели на рисунки животных, находили основные признаки.)

− Что делали потом? (Сравнивали с эталонами.)

− А дальше? (Делали вывод, то есть определяли, к какой группе относится животное.)

− Сколько эталонов вам потребовалось? (Четыре.)

− Ребята, я эталоны пронумеровала, это пригодится для проверки самостоятельной работы.

− Что сейчас я вам предложу? (Самостоятельную работу 1.)

− Вы готовы ее выполнить? (Да.)

Учащимся раздаются карточки с текстом самостоятельной работы.

Задание 1.

На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.

Рисунок летучей рыбы

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые


Задание 2.

Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).

Это ночная хищница. Днём она спит,

повисая вниз головой. Прекрасно летает

даже в полной темноте. Её тело покрыто

мелкой шерстью.


Это животное хорошо плавает и не умеет летать. Питается рыбой. Так как у него много подкожного жира, а тело покрыто перьями, оно не боится холодов.

Звери Птицы Рыбы Насекомые


Звери Птицы Рыбы Насекомые



Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

− Время закончилось, возьмите образец для проверки. Если задание выполнено так же, как на образце, как отметите? (Ставим «+» зеленой ручкой.)

− А если выполнено по-другому? (Подчеркиваем несовпадения зеленой ручкой и ставим знак вопроса.)

Задание 1.

На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.

Рисунок летучей рыбы

(красным цветом выделена чешуя)

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые


Задание 2.

Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).

Это ночная хищница. Днем она спит,

повисая вниз головой. Прекрасно летает

даже в полной темноте. Ее тело покрыто

мелкой шерстью (летучая мышь)


Это животное хорошо плавает, питается рыбой. Так как у него много подкожного

жира, а тело покрыто перьями, оно не боится холодов (пингвин)

Звери Птицы Рыбы Насекомые


Звери Птицы Рыбы Насекомые


Учитель фиксирует результат на доске.

− Кто допустил ошибки в первом задании?

− Кто допустил ошибки во втором задании?

− У кого при выполнении работы не возникло затруднений?

− Ребята, что сейчас вам необходимо сделать? (Понять, где и почему мы допустили ошибки, правильно ли мы использовали эталоны.)

− Объясните, как вы рассуждали и каким эталоном пользовались при выполнении каждого задания.

− На первом рисунке первого задания что вы выделили красным карандашом? (Шесть лап и название «насекомые».)

− Кто сделал не так?

− С чем вы столкнулись? (С затруднением.)

− Каким эталоном надо было воспользоваться? (Эталоном 4.)

− Как рассуждали те, кто справился с заданием? (У этого животного 6 лап, значит, это насекомое.)

− Как рассуждали ребята, которые допустили ошибки? (Я обратил внимание на крылья и решил, что это птица.)

− Значит, в чем причина твоего затруднения? (Выделил не главную особенность, не воспользовался эталоном.)

− У кого такая же ошибка и та же причина?

Аналогичная работа проводится по всем заданиям с/р 1.

По мере проговаривания учениками пошагового анализа выполненной работы на доске фиксируется количество ошибок по каждому шагу и используемые эталоны в каждом задании.

− Ребята, если вы не допустили ошибок, то какую поставите перед собой цель? (Я не допустил ошибок, значит, я понял тему и правильно пользуюсь эталонами, и я могу выполнить задания повышенной сложности.)

Ученики получают задания творческого уровня: кроссворд, ребусы и т.д.

− А что нужно вспомнить тем, кто допустил ошибки? (Алгоритм исправления ошибок.)

1. Подчеркни место в решении, где допущена ошибка, зелёным цветом.

2. Найди эталон, в котором ты ошибся.

3. Исправь ошибку, проговаривая правило.

4. Выбери такое же задание и выполни его.

5. Проверь по образцу.









− Ребята, если вы допустили ошибки, то какую поставите перед собой цель? (Я допустил ошибки, значит, мне нужно потренироваться и преодолеть свои затруднения, научиться правильно пользоваться эталонами.)

− Какое задание вы будете выполнять? (Такое же, в котором была ошибка.)

− Выбирайте карточки.

Задания для тренинга.

Зрительное восприятие животного. Карточка 1.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Восприятие словесного описания животного. Карточка 2.

Обитает в водоёмах. Строит свой дом под водой из сучьев, деревьев. Тело покрыто шерстью. Имеет длинный плоский хвост.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Особо опасен весной. Обитает на лугах близ леса и на полянах в лесу. Впиваясь в животных, поглощает их кровь. Передвигается на 6 лапках. Имеет небольшие размеры.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Очень красивое животное, обитающее в аквариумах. Ее чешуя блестит и переливается жёлтым и красным цветом.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Длинная выгнутая шея делает это животное красивым и грациозным. Перья, покрывающие тело, имеют белую или чёрную окраску. Прекрасно летает и плавает.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Образец для самопроверки.


Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые



Обитает в водоёмах. Строит свой дом под водой из сучьев, деревьев. Тело покрыто шерстью. Имеет длинный плоский хвост.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Особо опасен весной. Обитает на лугах близ леса и на полянах в лесу. Впиваясь в животных, поглощает их кровь. Передвигается на 6 лапках. Имеет небольшие размеры.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Очень красивое животное, обитающее в аквариумах. Ее чешуя блестит и переливается жёлтым и красным цветом.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Длинная выгнутая шея делает это животное красивым и грациозным. Перья, покрывающие тело, имеют белую или чёрную окраску. Прекрасно летает и плавает.

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые


− Проводится музыкальная физкультминутка:

Сидела кошка на окошке

И стала лапкой ушки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Три, четыре, пять – повтори опять,

Три, четыре, пять – повтори опять.

Очень хорошо!

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать,

Ведь обезьяны − наши предки,

А предкам, детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Три, четыре, пять – повтори опять,

Три, четыре, пять – повтори опять.

Очень хорошо!

Змея ползет тропой лесною,

Как лента по земле скользит,

И мы движение такое

Руками можем вам изобразить.

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Три, четыре, пять – повтори опять,

Три, четыре, пять – повтори опять.

Очень хорошо!

А вот стоит в болоте цапля,

Стоит и ловит лягушат,

Не трудно так стоять ни капли

Для нас – для тренированных ребят!

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Три, четыре, пять – повтори опять,

Три, четыре, пять – повтори опять.

Очень хорошо!

Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей,

А человек – он друг природы,

Должен знать повадки всех зверей.

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Раз, два, три – ну-ка, повтори,

Три, четыре, пять – повтори опять,

Три, четыре, пять – повтори опять.

Очень хорошо!

− Итак, что вы сейчас делали? (Учились применять знания.)

− Почему вам это было необходимо? (У нас были затруднения.)

− Какие основные затруднения вы испытали? (Не смогли определить группу животного по тексту-описанию.)

− Что вам помогает их преодолевать? (Алгоритм работы над ошибками и эталоны.)

− Как вы пользовались эталонами? (Находили признак у животного, соотносили с эталоном, определяли, к какой группе относится.)

− Время для тренировки закончилось. Что сейчас вам предстоит? (Мы должны проверить, справились ли мы со своими затруднениями.)

− Как вы это будете делать? (Мы выполним с/р 2.)

− А те, кто выполнял задание повышенной сложности, заканчивают работу и проверяют себя по образцу.

Карточка для самостоятельной работы 2.

Задание 1.

На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.

Рисунок белки-летяги



Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые


Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые



Задание 2.

Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).

Это животное обитает на водоёмах. Пекрасно летает. Имеет очень яркую окраску. Шесть лапок помогают ей удерживаться на любой, даже самой гладкой поверхности.

Это животное всеядное, но любит полакомиться сладким мёдом. Имеет бурую окраску шерсти. Зимой впадает в спячку. По весне у самки появляется 1−2 детёныша.

Звери Птицы Рыбы Насекомые


Звери Птицы Рыбы Насекомые


Карточка для самопроверки самостоятельной работы 2.

Задание 1.

На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.

Рисунок белки-летяги



Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые


Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые



Задание 2.

Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).

Это животное обитает на водоёмах. Пекрасно летает. Имеет очень яркую окраску. Шесть лапок помогают ей удерживаться на любой, даже самой гладкой поверхности.


Это животное всеядное, но любит полакомиться сладким мёдом. Имеет бурую окраску шерсти. Зимой впадает в спячку. По весне у самки появляется 1−2 детёныша.

Звери Птицы Рыбы Насекомые


Звери Птицы Рыбы Насекомые



− Время закончилось, возьмите образец для проверки. Если задание выполнено так же, как на образце, как отмечаем? (Ставим «+» зеленой ручкой.)

− А если выполнено по-другому? (Подчеркиваем несовпадения зеленой ручкой и ставим знак вопроса.)

− Итак, какую задачу вы ставили перед собой? (Мы должны были преодолеть свои затруднения.)

− Поднимите руки те, кому это удалось.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы справились с поставленной задачей.)

− Поздравьте друг друга.

Дети хлопают в ладоши.

− Кто выполнял задания повышенной сложности? Вам удалось с ними справиться?

− Что было самым сложным в вашей работе? (Ответы детей.)

− А сейчас вам предстоит также сложная, но очень интересная работа. Скажите, кто бывал в зоопарке?

− Кто знает, для чего нужны зоопарки?

− Каких животных вам хотелось бы увидеть в зоопарке?

− Вот сейчас вы представьте, что у вас появилась такая возможность. Я предлагаю вам игру «Зоопарк». Вы разделитесь на 4 группы, и каждая группа расскажет, какие животные есть в вашем павильоне.

1. группа – павильон «ПТИЦЫ»

2. группа – павильон «НАСЕКОМЫЕ»

3. группа – павильон «ЗВЕРИ»

4. группа – павильон «РЫБЫ»

− Если у вас возникнут затруднения, вы можете взять справочники и энциклопедии.

− Вы готовы к работе? (Да.)

Учащиеся работают в группах и выступают.

− Чему был посвящен урок? (Мы работали с затруднениями.)

− Как вы определили ваши затруднения? (Мы выполняли с/р 1.)

− Какие основные затруднения вы испытывали? (Не смогли определить группу животного по тексту-описанию.)

− Кому удалось преодолеть затруднения?

− Что вам помогло их преодолеть? (Алгоритм работы над ошибками и эталоны.)

− Оцените свою работу.

− Вы – молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня!

− Можно ли изменить поговорку «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»? (Да, кто делает, тот двигается вперед и преодолевает свои ошибки.)


9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!