СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи по русскому языку. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является  подготовкой к написанию сочинения в части С ЕГЭ.  Для написания сочинения рассуждения мы взяли публицистический текст, в начале урока вспомним особенности публицистического стиля, вспомним, структуру сочинения- рассуждения. Определим тему текста (о чем говорится в тексте), идею (о чем хотел сказать автор), как рассматривает автор проблему, как комментирует ее, учащимся нужно будет определить тип проблемы (у десятиклассников есть классификация проблем), актуально будет рассказать ребятам про отношение к иностранным словам адмирала А.С.  Шишкова и М. Горького, запишем слова Горького про засилье иностранными словами русского языка, эти высказывания можно будет использовать в качестве аргументов в сочинении, в конце урока начнем писать сочинение по прочитанному тексту. Клише для структурных частей сочинения-рассуждения будут вынесены на слайд для наглядности.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока развития речи по русскому языку. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля»

Конспект урока по русскому языку по теме: «Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля»

Тип урока: развитие речи (урок сочинение-рассуждение)

Тема урока: Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №49»Михеева Алена Александровна.

Учебник, по которому работает учитель: Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А.Русский язык. 10 – 11 класс. – М.: Русское слово, 2011. – 448 с.

Цель урока: совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Задачи урока:

Обучающие:

- вспомнить особенности текстов публицистического стиля;

-научить учащихся передавать свое отношение к тексту, понимать его содержание;

-совершенствовать умение формулировать проблему;

- научить находить позицию автора в тексте;

Воспитательные:

- воспитывать у ребят аккуратность в оформлении письменных работ;

- содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища;

Развивающие:

-обогащать активный словарный запас ребят путем введения в употребление новых языковых конструкций;

- содействовать развитию творческого воображения учащихся;

-развивать любовь к родному языку

- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употребление в устной и письменной речи.

- способствовать развитию связной речи у учащихся (устной и письменной);

Оборудование: компьютер, медиапроектор, тексты.

Методическое обоснование урока

На урок развития речи планируется отвести 2 часа, данные уроки будут подготовкой к написанию сочинения в части С ЕГЭ. Для написания сочинения рассуждения мы взяли публицистический текст, в начале урока вспомним особенности публицистического стиля, вспомним, структуру сочинения- рассуждения. Тексты мы раздадим каждому ученику на парту, класс привык подчеркивать основные мысли в тексте, то есть будем работать «с карандашом». Определим тему текста (о чем говорится в тексте), идею (о чем хотел сказать автор), как рассматривает автор проблему, как комментирует ее, учащимся нужно будет определить тип проблемы (у десятиклассников есть классификация проблем), актуально будет рассказать ребятам про отношение к иностранным словам адмирала А.С. Шишкова и М. Горького, запишем слова Горького про засилье иностранными словами русского языка, эти высказывания можно будет использовать в качестве аргументов в сочинении, в конце урока начнем писать сочинение по прочитанному тексту. Клише для структурных частей сочинения-рассуждения будут вынесены на слайд для наглядности. Согласно поставленной цели в ходе урока будут использованы следующие методы и приемы:

  • слово учителя (вводное, сообщающее, обобщающее, ведущее);

  • беседа (эвристическая, репродуктивная);

  • выразительное чтение текста






Ход урока

№/время

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приложение


Подготов-ый





Повторение



















Работа со слайдами



Работа с текстом



Определение темы





Нахождение идеи




Нахождение комментария










Сообщение про автора






Определение типа проблемы



Актуальные высказывания

















Формулировка заключения












Установка на письмо








Итог

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово учителя

Сегодня мы будем готовится к написанию сочинения части С единого государственного экзамена

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Давайте вспомним, какие особенности можно выделить в публицистическом стиле речи?















Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Вспомним структуру сочинения-рассуждения для написания ЕГЭ. Какие части можно выделить?



Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Обратите внимание на слайд, на котором представлены клише для написания сочинения. Запишите несколько примеров в тетрадь.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

На партах у вас лежит текст. Прежде, чем вы его прочитаете, послушайте, на какие вопросы вы должны будете ответить: какова тема текста, какова идея. Прочитайте текст про себя.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, какова тема текста, по вашему мнению?




Назовите идею текста (о чем хотел сказать автор?) Подчеркните это предложение в тексте.




Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Еще раз прочитайте текст, найдите предложения, в которых автор комментирует проблему.









Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

Несколько слов об авторе текста, для того чтобы в ЕГЭ вы могли ссылаться на авторитетное мнение. Запишите: Казначеев Сергей Михайлович - прозаик, критик, поэт, публицист. Казначеев — лауреат премий журнала «Литературная учеба» — за лучший дебют года (1986) — и «Золотое перо Московии» (2001). Член Совета по прозе при СП России, обозреватель «Литературная газета». Живет в г.Дзержинском Московской обл.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

У вас есть таблица «Типы проблем», определим проблему данного текста.


Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Чтобы у вас был аргументированный текст, запишем высказывания Максима Горького по поводу заимствований. Писатель указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение».

Однако не всегда замена заимствований исконными словами выигрышна для языка. Например, в пушкинскую эпоху иностранные слова были запрещены. Запишем: адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Как вы сформулируете заключение?










Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Сейчас вам нужно будет написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Помните, что вы должны привести как минимум 2 аргумента, используйте в своем сочинении высказывания М. Горького, можете упомянуть об адмирале А.С. Шишкове. В конце второго урока работы соберу.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Сдаем работы.

Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово учителя

Мне понравилось, как вы работали на первом уроке, спасибо за работу, до свидания!






Метод: слушание

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое


Метод: слушание

Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное.




Метод: слушание

Прием: детальное, некритическое, нерефлективное.

Ответ:

Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д. Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи в зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

Метод: слушание

Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное.

Ответ: Формулировка проблемы, комментарий, позиция автора, мое мнение (аргумент 1, аргумент 2), заключение.

Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное.



Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное



Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное

В тексте говорится о внедрении заимствований в русский язык латинский и иных графических символов.



« Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм».

Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное

«Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным».

Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное





Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное

Ответ:

Нравственная, социальная

Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное

















Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное

Как бы мы ни относились к словам - иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. В противном случае – что выбрать – имидж или образ, саммит или встреча в верхах, римейк или переделка, консенсус или согласие – зависит от каждого человека в отдельности, от уровня его образованности, рода деятельности и многих других факторов. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить»

Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное







Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное


Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, нерефлективное




Исходный текст

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (З)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы.(15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк'ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». (По С. Казначееву)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!