СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название раздела, главы: Что значит «современный русский язык»? О языке и речи.

Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».

Цели урока:

 

предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».»













Конспект вводного урока

«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».























Конспект урока разработала:

Дукачёва Галина Ивановна, учитель МБОУ

«Алексеево-Тузловская СОШ»



Родионово-Несветайский район



2016 г.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.

Название раздела, главы: Что значит «современный русский язык»? О языке и речи.

Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».

Цели урока:


предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.

Метапредметные:

регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;

познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Тип урока: традиционный

Ход урок

  1. Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.

Чтение стихотворения учителем.

Знания – столь драгоценная вещь – 
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.


- Для чего нужны знания?

(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)


- Почему важно изучать язык?

(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!

- Язык помогает нам общаться друг с другом!)


- Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.


  1. Мотивация учебной деятельности.

- Почему важно изучать язык?

(Язык служит средством общения людей)

- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.

- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?

- А сколько языков в нашем регионе?

- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?

- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.

1. Чтение текста учителем (текст на слайде).

Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.

Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.

Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).


- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?

- Давайте зададим вопросы к тексту.

(- Какие разновидности русского языка существуют?

- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)

- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.

III.Актуализация знаний.

1. Формулирование темы

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(О разновидностях русского языка)

2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.

- Как вы понимаете значение слова «разновидности»?

- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?

3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.

4. Работа со схемой в учебнике.

Упражнение 1(стр. 8).

- Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?

- Сколько таких разновидностей они нам показали?

(Вариант: проецирование схемы на доску).

- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?

(Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык).

-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?

(Диалекты)

-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности.

(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).

- Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?

(Жаргоны)

- А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.

(Литературный язык)

5. Работа с учебником.

Упражнение 2.

- Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?

- Как вы понимаете, что такое «воспитанный» язык? Составьте словарик из 3-4 прилагательных-синонимов (работа в группах).

(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)

IV. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.

  1. Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.

- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?

(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)

- Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?

(варианты ответов обучающихся)

  1. Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)

- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.

- Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо». (просмотр видео)

- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)

- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)

- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).

3. Работа с текстом в учебнике.

- Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?

(Язык и речь)

Обратимся к упражнению 6.

- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?

(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).

3. Лексическая работа после текста.

- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи. (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).

Функции языка и речи.

Язык

Речь

  1. Язык как средство общения между людьми.

  2. Язык используется как средство мышления в форме слов.

  3. Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).

  4. Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации.


  1. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.

  2. Речь присуща конкретному человеку.

  3. Речь - это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго

  4. Речь экспрессивна и эмоционально окрашена.



- А с чем бы вы сравнили язык и речь?

(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).

- Подберите глаголы к слову язык.

(Владеть, использовать, изучать, понимать).

- Подберите прилагательные к слову речь.

- (Образная, выразительная, правильная).

4.Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)

V.Домашнее задание (дифференцированное).

1. Упражнение 5 (базовый уровень). Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:

  1. «Как нужно общаться со своими ровесниками?»

  2. «Как нужно общаться со взрослыми?»

  3. «Как нужно общаться с родителями?»

  4. «Как нужно общаться с учителями?»

  5. «Как нужно общаться с близким другом?»

  6. «Как нужно общаться с малознакомыми ребятами во дворе?»

2. Найдите отрывки из художественных литературных произведений, в которых автор использует нелитературную речь (диалектизмы). (Повышенный уровень).

VI. Оценочно-рефлексивный этап

Подведение итогов. Заполнить текст с пропусками.

Знакомство с темой урока помогло мне понять, что ____________.

Неуместное использование таких слов, как ________________________, делает нашу речь ______________. Поэтому мы должны стараться использовать в своей речи ______________.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!