СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Путешествие к истокам» на тему "Наш край в начале XX века".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Путешествие к истоку" для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока «Путешествие к истокам» на тему "Наш край в начале XX века".»

Бикиняева Ляйля Галиевна

УРОК 21


НАШ КРАЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА


Цели:

– знать, как развивался наш край в начале 20 века;

– иметь представление о революции и гражданской войне, понимать, кто такие «красные» и «белые».

Тип урока: вводный урок к разделу

Форма урока: урок-беседа с просмотром фрагментов фильма «Адмирал».

Методы: РКМЧП

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, пособие по курсу «Путешествие к истокам, 6 класс», тетрадь.

План урока:

I. Стадия вызова.

II.Стадия осмысления.

III.Рефлексия.

Ход урока

I.Стадия вызова.

Учитель.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новой темой.

Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя годы, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?

Слайд 1.Гражданская война это:

  • период острых классовых столкновений;

  • противостояние классов и общественных групп;

  • способ разрешения конфликта с помощью вооруженных сил.

Слайд 2. Особенности гражданской войны.

  • Не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

  • На первый план выходят классовые интересы.

  • Сложное явление (борьба социалистических, анархических, буржуазно – демократических и монархических сил)

  • Общечеловеческие ценности отступают на второй план, главный принцип – «Кто не с нами, тот против нас».

  • Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несет взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

Слайд 3. Причины гражданской войны.

  • Классовые причины: ненависть к помещикам, буржуазии, офицерству

  • Брестский мир оскорбил патриотические чувства офицеров, интеллигенции

  • Недовольство политикой « военного коммунизма».

  • Роспуск Учредительного собрания уменьшил число сторонников Советской власти.


II. Стадия осмысления.

Учитель: Почти 80 лет назад поэт Леонид Мартынов писал:

«Да он назад не возвратится – 

Вчерашний день

Но и в ничто не превратится

Вчерашний день

Чтоб никогда мы не забыли

Каким огнем

Горели дни – когда мы жили

Грядущим днём».

Главное место в гражданской войне, как и в любой другой, занимал человек…Послушаем выступление подготовленного ученика.

Ученик. Александр Васильевич Колчак – неординарная фигура и противоречивая. И кто бы с ним ни соприкасался, всегда находил новые грани, отражающие совсем необычный свет дореволюционной эпохи. Географ, путешественник, мореплаватель, военный А.В. Колчак волею сложившихся обстоятельств став диктатором, возложил на себя тяжелую ответственность за дальнейшую судьбу многострадальной России. О Колчаке слагали легенды. Его призывали остановить всколыхнувшиеся массы, пропитанные безумием свободы и обманчивой возможностью сразу поднять из нижних эшелонов социальных ниш общества к самым его вершинам.

Поэты посвящали ему свои стихи, поэмы, песни, находились под живым впечатлением его славы и бесславия, трудовой жизни и героической смерти. В их воображении вставал образ человека, до конца сохранившего честь и достоинство русского офицера, дело жизни которого было проиграно и который, не склонил головы, смело шагнул к «Могильному откосу». С ним уходила в прошлое эпоха великой Российской Империи.

Учитель: Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии

Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года. Его отец – Василий Иванович Колчак стал героем обороны Севастополя в годы Крымской войны. Выйдя в отставку, в чине генерал-майора артиллерии, он написал известную книгу "На Малаховом кургане". А.В. Колчак закончил Морской Кадетский Корпус с премией адмирала Рикорда. В 1894 г. он был произведен в мичманы. В 1895 г. – в лейтенанты.

III. Рефлексия.

Учитель. А сейчас поделитесь впечатлениями о том, что вы узнали из урока, что было для вас новым и интересным. Демонстрация маршрутных листов, словарей.

Пишем эссе (метод свободного письма)

Даются ключевые слова (или предлагаются учащимися) (например: Адмирал Колчак, Первая мировая война, Красные, Белые и т.д.). Задача учащихся на основе данных слов написать то, что хочется. Дается 5 минут полной тишины. По истечении времени работы читаются в микрогруппах, выявляется наиболее интересная.


Домашнее задание.

Индивидуальные задания, составить словарь параграфа. Темы презентаций или докладов:

1 ученик: Колчак – полярный исследователь

2 ученик: Колчак и гражданская война в России.

3 ученик: Военная и научная деятельность Колчака (1906-1914 гг.)

4 ученик: Колчак в Первой мировой войне.

5 ученик: Гибель Адмирала.



Литература

  1. Нетрадиционные уроки. История России ХХ века. Издательство «Учитель», Волгоград, 2002.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. История России ХХ – начало ХХI века 9 класс, Москва «Просвещение», 2009.

  3. Бунин И.А. Окаянные дни. Москва, с. 73-74, 1990.

  4. Новый мир 1998. № 4 с. 267.

  5. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Хрестоматия по истории России ХХ века. Москва, Просвещение, 1999, с. 46.

  6. Достоевский Ф.М. ПСС, т.9, с.20.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/566049/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!