СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Профилактика СПИДа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс /_________

            Тема: Профилактика СПИДа.

            Цель:

Образовательная: раскрыть материал о роли микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Сформировать понятия об активном и пассивном, естественном и искусственном иммунитете.

Развивающая: Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

 

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Проверка знаний учащихся - 15 минут

3. Изучение нового материала – 20 минут

4. Закрепление пройденного материала в виде фронтального опроса – 8-9 минут

5. Домашнее задание – 1-2  минуты

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Профилактика СПИДа"»

8 класс /_________

Тема: Профилактика СПИДа.

Цель:

Образовательная: раскрыть материал о роли микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Сформировать понятия об активном и пассивном, естественном и искусственном иммунитете.

Развивающая: Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательная: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.


План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Проверка знаний учащихся - 15 минут

3. Изучение нового материала – 20 минут

4. Закрепление пройденного материала в виде фронтального опроса – 8-9 минут

5. Домашнее задание – 1-2 минуты



Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка знаний учащихся:

Всем учащимся предлагается задание по карточкам:



1.Растворимый белок крови, отвечающий за свертывание крови.

2. Жидкая часть крови.

3. Наследственное заболевание, характеризующееся удлинением времени свертывания крови.

4. Белок крови, отвечающий за транспорт витаминов, гормонов и жироподобных веществ.

5. При воспалении, каких вторичных органов иммунной системы, мы заболеваем ангиной.

6. Чужеродные вещества.

7. Особые белки, уничтожающие чужеродные вещества.

8. Пигмент крови, обеспечивающий эритроцитам красный цвет.

9. Второе название вилочковой железы.


3. Изучение нового материала

Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате  проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

В 1776 г. Эдуарду Дженнеру взял немного жидкости из пузырьков оспы на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Организм сопротивлялся заболеванию. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой. Это было положено в основу открытия вакцин.

При введении лечебной сыворотки - организм получает антитела в готовом виде - вырабатывает защитные антитела.

История ее создания берет начало в 1888 году, когда французские ученые Ру и Иерсен установили, что возбудитель дифтерии продуцирует экзотоксин и определили его роль в развитии болезни.

Немец Беринг и японец Китазато в 1890 году впервые попытались получить иммунные дифтерийную и столбнячную сыворотки, но получили противодифтерийную иммунную антитоксическую сыворотку Ру и Бардах в 1893 году.

Эти исследования явились основой для получения иммунных противотоксических сывороток и применения их с лечебной целью.

В мире существует множество различныз инфекционных заболеваний. Сегодня на уроке мы познакомимся с несколькими.

СПИД/ВИЧ

История.

В 1981 г. В США штат Калифорния, были впервые зарегестрированы случаи заболевания СПИДом. В 1983 г. Американский исследователь Роберт Галло и французский ученый Люк Монтанье обнаружили в крови больных вирус СПИДа. С помощью электронного микроскопа было определено строение ВИЧ-вируса. По форме он напоминает цветок. Вирус нарушает работу лимфоцитов, в результате чего ослабевает организм человека. Болезнь, обычно, протекает на протяжении длительного времени.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был идентифицирован практически одновременно двумя исследователями: Люк Монтанье (французский ученый) в 1983 (в последующем признан ВИЧ-1) и в США в Национальном институте здоровья Робертом Галло. Дата официальной регистрации СПИДа — 1981 год, исследования вирусологического плана начались именно с этого времени.

Симптомы СПИДа: На начальной стадии заболевания появляются лихорадка и озноб. Увеличиваются лимфатические узлы. На коже появляется мелкая сыпь, которая со временем превращается в язвы. Наблюдается повышение температуры, происходит потеря веса, малокровие, усталость, головные боли, воспаление легких. Вирус иммунодефицита может существовать в организме человека в течение десяти двенадцати лет, никак себя не проявляя.

Пути передачи ВИЧ:

• при половом контакте с ВИЧ-инфицированным;

• при переливании инфицированной крови или продуктов крови (заражение возможно также при искусственном оплодотворении, трансплантации кожи и органов);

• при использовании нестерильных игл и шприцев, которыми делал инъекции ВИЧ-инфицированный;

• от матери ребенку (во время беременности, родов и при кормлении грудью).

ВИЧ не передается воздушно-капельным путем, при кашле и чихании, а так же через рукопожатие и т.д.

За время существования данной болезни лекарства и методы лечения не найдены.

Профилактикой СПИДа являются: - тщательная проверка крови у доноров и при переливании;

- Строгое соблюдение санитарных правил в лечебных учреждениях;

- соблюдать правила личной гигиены;

- придерживаться здорового образа жизни;

- периодически проводить анализ крови на ВИЧ.


Ветряная оспа - острая вирусная инфекция, проявляющаяся лихорадкой, поражением эпителия кожи и слизистых оболочек сыпью.

Путь передачи — воздушно-капельный, реже контактным путем.

Вирус ветряной оспы – это ДНК-содержащий вирус, который окружён липидной оболочкой, что возможно и предопределяет его пожизненное нахождение в организме.

После перенесённой инфекции формируется пожизненный иммунитет, но в 3% случаях наблюдается повторное заражение.

Болезнь характеризуется следующими симптомами:

• увеличение регионарных лимфоузлов (может и не быть),

• лихорадка 37-39°С

• сыпь при ветрянке появляется на 1 день начала заражения. Уже за 1 день красное пятно превращается в пузырёк и через пару дней сыпь выглядит на поверхности тела как «капли росы» с прозрачным содержимым, которое мутнеет через 1-2 дня, а ещё через 1-2 дня пузырёк подсыхает и превращается в корочку, отпадающую через 1-3 недели. Больной ветряной оспой перестаёт быть заразным, как только прекратились высыпания. Сыпь сопровождается зудом различной степени.

Период выздоровления длится в течении 3-х недель от окончания высыпаний и характеризуется отпадением корок и становлением пожизненного иммунитета.


Холера – особо опасная болезнь бактериальной природы, характеризующаяся эпидемической распространённостью и вызывающая потерю жидкости с быстрым обезвоживанием и высоким риском летальности при отсутствии адекватного лечения. Относится к высокоопасным инфекционным заболеваниям.

Возбудитель холеры - холерный вибрион. Возбудитель холеры слегка изогнут, в виде запятой.

Пути передачи – водный, пищевой, контактно-бытовой.

Симптомы при любой степени:

• Рвота не сопровождается тошнотой и очень обильна, поэтому её часто называют «рвота фонтаном»;

• Понос в виде рисового отвара.

4. Закрепление пройденного материала в виде фронтального опроса

Викторина «Что Вы знаете о СПИДе?»


Вопрос

Верно

«В»

Неверно «Н»

1.

Обнимать человека, больного СПИДом опасно


+

2.

ВИЧ-инфекцией можно заразиться, пользуясь общественным туалетом


+

3.

Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться иглами и шприцами других людей.

+


4.

Нельзя заразиться вирусом ВИЧ, кусая один и тот же бутерброд или, когда пьешь – из одного стакана с человеком, больным СПИДом

+


5.

можно заразиться ВИЧ-инфекцией, если больной СПИДом чихает или кашляет на тебя


+

6.

ВИЧ поражает красные кровяные тельца


+

7.

ВИЧ передается только тремя путями: - через кровь (например, при совместном пользовании

шприцами и иглами), - половым путем, - от матери к ребенку во время внутриутробного развития, рождения, кормлении грудным молоком

+


8.

Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний

+


9.

Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы

+



Ключ к тесту:

1. Неверно. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.

2. Неверно. Заразиться ВИЧ можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом человека.

3. Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ. Для передачи ВИЧ достаточно маленькой, невидимой глазом капельки зараженной крови в инъекционном растворе, в шприце или в игле. Люди не должны ни с кем делиться шприцами и иглами, даже иглами для прокалывания ушей и нанесения татуировок.

4. Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился ВИЧ таким способом. Помните, чтобы заразиться ВИЧ, человек должен контактировать с кровью, семенной жидко­стью или выделениями из влагалища ВИЧ-инфицированного.

5. Неверно. Вы можете заразиться ВИЧ только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.

6. Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек ин­фицирован. Быть инфицированным ВИЧ еще не означает, что человек болен СПИДом, т.е. имеет клинические проявления заболевания, хотя при этом человек может переда­вать вирус другим людям.

7. Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощ­ники.

8. Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают тяжелые забо­левания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, токсоплазмоз, грибковые инфекции, герпес, опухоли и др.

9. Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.


Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?



Игра-энергизатор

Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.


5. Домашнее задание+: §___ , устно проработать вопросы в конце темы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!