Урок – исследование в 7 классе. Биология.
Тема урока: «Прекрасное и безобразное в природе». Особенности жизнедеятельности земноводных их многообразие и роль в природе.
Цель: проведение исследований процессов жизнедеятельности лягушки;
Задачи:
образовательные
- Ознакомить учащихся с представителями класса Амфибии, раскрыв многообразие земноводных через их сходства.
- Изучить особенности взаимосвязи жизни земноводных в разных средах.
- Показать значение земноводных в жизни человека.
развивающие
- Продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации.
- Продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных задач, отчетов на проблемные вопросы.
- Продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов.
воспитательные
- Привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
карточки- задания, мультимедийный проектор, изображения земноводных, жетоны «лягушка», мультимедийный проектор, аквариумы (4 шт.), живые лягушки (4 шт), часы, камертон, деревянные палочки, бусинка на нитке, живые дождевые червяки (4 шт.).
Тип урока:
урок – исследование.
Вид урока:
Комбинативный.
Форма работы: коллективная
Методы:
1.Словесно- логические: поисково-эвристический, беседа.
2.наглядно – образные: использование таблиц, изображений.
Организация деятельности на уроке:
- Развивающее повторение (актуализация знаний).
- Изучение нового материала, закрепление итогового.
План урока:
(слайд1)1. Развивающее повторение (актуализация знаний).
Где мы с детства встречаемся с этими животными?(«Дюймовочка», «Царевна-Лягушка», «Лягушка – Путешественница».
Значение
1) Квакают – подсказать ДОЖДЬ!
2) Бородавки – ложь
3) Используют в еду
4) В Париже - памятник лягушке
(слайд2)Фронтальная проверка знаний
Какой тип животных мы изучаем?
Какие классы этого типа мы изучили?
Назовите представителей этих классов
Назовите среды обитания этих представителей
В чем приспособленность к среде обитания?
Учитель: Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, как изучить огромный, разнообразный, многоликий окружающий нас мир?
Через усвоение готовой информации или через другие способы и приемы, на мой взгляд, более интересные для исследовательской природы человека: наблюдению и умению самостоятельно сделать вывод и описать явление учатся еще в школе?
Я приглашаю вас к исследованию. У меня есть очень интересный объект для наблюдения. И он не один.
Наше занятие я предлагаю начать с выполнения задания. Для этого у вас на партах приготовлены карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав предложение, вы определяете: знакомая ли это для вас информация, новая или вызывает вопросы. Прочитав предложение и определив его смысл, вы ставите знак
"+" – знакомая информация;
"!" – новая информация;
"?" – возникший вопрос.
(слайд3)Задание1
Карточка № 1.
№
|
Текст
|
Знак
|
1.
|
Земноводные или амфибии – это первые позвоночные животные, предки которых 350 млн. лет назад вышли из воды на сушу и приспособились к наземным условиям жизни.
|
|
2.
|
В наше время известно около 3.000 амфибий.
|
|
3.
|
Класс земноводные подразделяют на отряды: хвостатые (тритоны, ящерицы), бесхвостые (лягушки, жабы) и безногие (червяги).
|
|
4.
|
Кожа земноводных голая и всегда порыта слизью, выделяемой многочисленными кожными железами.
|
|
5.
|
Земноводные откладывают икринки в воде, из которых появляются личинки (головастики), они проходят сложный цикл развития с превращением (метаморфоз) во взрослую особь и выходят на сушу.
|
|
– Ребята, вам была знакома эта информация?
– Вы узнали что-нибудь новое?
– А какие вопросы у вас появились?
2. Изучение нового материала, закрепление итогового.
(Слайд-4)Учитель: Сегодня мы поговорим о прекрасном и “безобразном” в природе. О многообразии земноводных и их роли в природе и жизни человека.
Звучит музыка “Вальс цветов”, проецируются слайды.
– Есть красота, которую не увидеть просто невозможно. Это и тенистый лес, и красочный луг, и аромат цветов (слайды: цветы, лес весной, луг и т.д.).
(слайд5)Среди этих красот встречаются удивительные животные, покоряющие наши сердца своей грацией, изяществом, стремительным полетом (проецируется капустная белянка, полет орла, гепард, жираф, синица, жаба).
Но у человека к разным животным отношение бывает предвзятое. Как часто в повседневной жизни мы встречаемся с “вредными”, “опасными” и “противными” животными. С каким пренебрежением мы к ним относимся. И вот о них сегодня пойдет речь: о “безобразных” и “прекрасных”. Какие они на самом деле?
(слайд6)– Ребята, к какому типу и классу относится это животное? (Показать жабу.)
Да, это “безобразное” животное относится к земноводным, к наиболее примитивным наземным животным. Наибольшее число видов земноводных встречается в тропических и субтропических районах. В нашей стране встречается приблизительно 34 вида, принадлежащих к 3-м отрядам хвостатым ,бесхвостым и безногим.
Лягушки относятся к классу амфибии или земноводные. Термин амфибии – греческое слово, означает “двоякоживущие”. Термин земноводные – русское слово, содержит в себе название сред, где обитают эти животные.
(слайд 7)Амфибии обитают:
1. В водной среде – те, у кого более развито кожное дыхание.
2. В наземно-воздушной среде – те, у кого более развито легочное дыхание.
У нас же объект особенный.
Установить эти особенности – наша с вами задача.
Ограничивающим фактором распространения является температура и влажность. Общее число видов – 3400, объединяются в 3 отряда:
Земноводные
|
Бесхвостые – 2600 видов
|
Хвостатые – 300 видов
|
Безногие – 50–100 видов
|
(слайд 8)– А теперь познакомимся с отрядами и их представителями.
(презентация учащихся)
Характеристика отряда: бесхвостые
Ученик 1: Бесхвостых – наиболее многочисленная группа земноводных – 2600 видов. Они встречаются в лесах, степях и даже пустынях, если там есть хотя бы небольшой источник воды для размножения. Бесхвостые – первые позвоночные, огласившие сушу своими криками.
У лягушек на верхней челюсти крохотные зубки.
В природе встречается красивая волосатая лягушка. Во время размножения и свадьбы самцы обрастают волосами. Ученые считают, что это дополнительные образования для дыхания, так как самец много времени проводит на суше.
А еще – золотая лягушка, что на Мадагаскаре, считается самой красивой. У нее очень красивые завораживающие глаза.
Ученик 2: Я хочу дополнить. В природе лягушки встречаются и карлики и гиганты. Самая крупная лягушка-бык длиной до 20 см, весом до 600 граммов. В США эту лягушку промышляют как съедобную. Самая маленькая – филобус, свободно умещающаяся на ногте, была обнаружена в 1910 году на Кубе.
(слайд9)Учитель
Ну кто говорит, что лягушки уроды!
Он должен, наверно, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у живого – чтобы жить.
Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Ребята, так прекрасна или безобразна лягушка? В нашей местности тоже встречается красавица. Но она не только красавица, но и певунья - прудовая лягушка. К этому отряду относится также и жаба.
(слайд 10) В семействе настоящих жаб 21 род и 450 видов, распространены повсюду. Сердце 3-х камерное, 2 круга кровообращения. В отличии от лягушки у них на челюстях нет зубов. Жабы наиболее терпимы к сухости воздуха, проницаемость кожи для воды в три раза меньше, кожа бугроватая.
Ученик 5: Сказки... Все мы выросли под их музыку, и миллионы малышей в разных странах замирают от страха и жалости к бедной Дюймовочке, которую утащила в топкое болото “большущая серая жаба”, “мокрая и безобразная”.
Не везет им на эпитеты – они и страшные, и отвратительные, и противные. Бородавки от них заводятся. И все это вздор, суеверия и клевета. Это самое полезное животное, так как усердно по вечерам собирают на лугах и полях, огородах вредных личинок, жуков, насекомых.
В рассказе С. Радзинского “Том-музыкант” написано: “Мать его была громадной серой жабой и по жабьи красивой: вся спина у нее была покрыта большими бородавками и серые ноги тоже. Но самое удивительное ее глаза золотистые, с яркими черными зрачками, они сияли и искрились...”
Как видите, человек всегда замечал красоту этих животных. Известно, что это полезное животное. “Пот” ее собирают и используют в народной медицине – это яд. Индейцы смазывали наконечники стрел этим ядом. Но, к сожалению, уничтожение прудов, загрязнение водоемов приводит к сокращению этого красивого животного.
Отряд хвостатые
Учитель: Саламандра – это наиболее примитивная группа современных земноводных. Длина – 10–30 см, иногда – 1,8 м. Хвост длинный, конечности короткие. При движении тело изгибается. Оплодотворение – наружное (записать в тетрадь).
Ученик: Я хочу рассказать о тритоне. Он имеет уникальное тело, хвост и короткие конечности. Летом встречается в лесу, в трухлявых пнях, под корой упавших деревьев, в пруду, канаве. Это безобидное, симпатичное животное. Всю зиму спит в кучах листвы, в разных подземельях. Весной устремляется к водоему для размножения. Здесь у них сватовство и свадебные игры. Самец активен. Яиц откладывают от 100 до нескольких 1000.
И еще к этому отряду относятся саламандры. У этих симпатичных животных и красивые названия – “черная”, “огненная”. Размеры разные. Например, встречается гигантская – 160 см. Живет в Китае. И еще в Альпах живет черная саламандра. В солнечный зимний день она любит греться на солнце. Температура ее тела поднимается настолько, что вокруг начинает таять снег. Оказывается, у нее есть биорегуляторы температуры.
(слайд 11)Задание 2. Давайте рассмотрим внешнее строение тела лягушки:
Форма тела – обтекаемая, что позволяет отлично передвигаться в воде.
Посмотрите на кожу лягушки. Какое значение она имеет в жизни лягушки. (Кожа богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает от более крупных врагов.)
Назовите отделы тела: – голова; туловище; конечности.
Мы наблюдали за лягушками в воде и на суше. Скажите, активно ли они себя ведут или пассивно?
(Слайд12-13)Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? (От t, влажности воздуха, химического состава среды.)
(слайд14)Работа в группах
Карточка № 2.
№ группы
|
Наблюдения
|
Что наблюдали
|
№ 1.
|
1. Особенности дыхания.
Рассмотрите схемы строения лёгких земноводных и решите у какого животного- тритона, лягушки, жабы- эти органы наиболее развиты.С чем связана разная развитость лёгких у земноводных?
|
|
2. Способ питания.
Рассмотрите схему строения пищеварительной системы лягушки. Установите по рисункам, каковы особенности строения языка лягушки. Как она ловит и заглатывает добычу?
|
|
№ 2.
|
1.Напишите,чем отличается строение кровеносной системы у рыб и амфибий.
|
|
2.Напишите,чем отличается строение скелета рыб и амфибий. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза (имеют ли они веки), уши – барабанные перепонки, рот. Что мы наблюдаем?
Рассмотрите переднюю и задание конечности. Чем они отличаются. На задних конечностях между пальцами находятся перепонки, которые имеют большое значение для передвижения в воде.
|
|
№ 3.
|
1. Расскажите по рисунку, как происходит развитие потомства лягушки из оплодотворённой икры. Решите, почему развитие земноводных возможно только в воде.
|
|
2.Составьте цепочку питания с участием земноводных(например, жабы, лягушки).
|
|
№ 4.
|
1.Какие особенности строения лягушки способствуют её жизни, как в воде, так и на суше? Свои исследования запишите в форме таблицы.
|
|
Работая с источниками, укажите значение земноводных
|
|
(Слайд15)– Сейчас мы послушаем, что наблюдала каждая группа, и сделаем выводы о процессах жизнедеятельности лягушки
(Слайд 16)А сколько лягушек – бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца.
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу отдали сердца.
Да, действительно, отдали сердца.
Земноводные участвуют в регуляции численности насекомых и других беспозвоночных.
Земноводные – кормовая база для некоторых пушных зверей.
Земноводные – лабораторные животные.
(Слайд 17)Задание 3. Для того, чтобы обобщить материал нашего урока, расставить все акценты на главном, не забыть о важном и второстепенном, предлагаю выполнить следующее задание.
Название вида –
Представитель класса – ___________
Среда обитания – ________________
Форма тела – ____________________
Тело покрыто – __________________
Зрение – ________________________
Обоняние – _____________________
Слух – _________________________
Способ питания – ________________
Дыхание – __________ и __________
(Слайд 18)– Завершая наш урок, хочется сказать, что мы достигли цели. Мы провели исследование процессов жизнедеятельности лягушки.
Задание 4. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн, т.е. написать пятистрочное сочинение о нашем уроке (или о лягушке).
Одно существительное – Урок.
Два прилагательных (какой) – ___________, _____________.
Три глагола (чему научились) – _________, ___________ и ________.
Ваше состояние на уроке (одно предложение) – __________________.
Ваши пожелания – __________________________________________.
(слайд19)Домашнее задание
Изучить текст учебника, ответить на вопросы рубрик «Проверьте свои знания» и «Подумайте!».Подготовьте сообщение о земноводных; придумать сказку, рассказ, стихотворение о земноводных или найти уже имеющиеся произведения в литературе.