СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Прекрасное и безобразное в природе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование в 7 классе. Биология.

Тема урока: «Прекрасное и безобразное в природе». Особенности жизнедеятельности земноводных их многообразие и роль в природе.

Цель: проведение исследований процессов жизнедеятельности лягушки;

Задачи:

образовательные

  • Ознакомить учащихся с представителями класса Амфибии, раскрыв многообразие земноводных через их сходства.
  • Изучить особенности взаимосвязи  жизни земноводных  в разных средах.
  • Показать значение земноводных в жизни человека.

развивающие

  • Продолжить развитие навыков работы  с различными источниками информации.
  • Продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных задач, отчетов на проблемные вопросы.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов.

воспитательные

  • Привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение  к природе.

Оборудование:

карточки- задания, мультимедийный проектор, изображения земноводных, жетоны «лягушка», мультимедийный проектор, аквариумы (4 шт.), живые лягушки (4 шт), часы, камертон, деревянные палочки, бусинка на нитке, живые дождевые червяки (4 шт.).

Тип урока:

урок – исследование.

Вид урока:

Комбинативный.

Форма работы: коллективная

Методы:

1.Словесно- логические: поисково-эвристический, беседа.

2.наглядно – образные: использование таблиц, изображений.

Организация  деятельности на уроке:

  • Развивающее повторение (актуализация знаний).
  • Изучение нового материала, закрепление итогового.

 План урока:

 (слайд1)1. Развивающее повторение (актуализация знаний).

Где мы  с детства встречаемся  с этими животными?(«Дюймовочка», «Царевна-Лягушка», «Лягушка – Путешественница».

Значение

1) Квакают – подсказать ДОЖДЬ!

2) Бородавки – ложь

3) Используют в еду

4) В Париже - памятник лягушке

(слайд2)Фронтальная проверка знаний

Какой тип животных мы изучаем?

Какие классы этого типа мы изучили?

Назовите представителей этих классов

Назовите среды обитания этих представителей

В чем приспособленность к среде обитания?

Учитель: Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, как изучить огромный, разнообразный, многоликий окружающий нас мир? Через усвоение готовой информации или через другие способы и приемы, на мой взгляд, более интересные для исследовательской природы человека: наблюдению и умению самостоятельно сделать вывод и описать явление учатся еще в школе? Я приглашаю вас к исследованию. У меня есть очень интересный объект для наблюдения. И он не один. Наше занятие я предлагаю начать с выполнения задания. Для этого у вас на партах приготовлены карточки. В карточке вы читаете текст, прочитав предложение, вы определяете: знакомая ли это для вас информация, новая или вызывает вопросы. Прочитав предложение и определив его смысл, вы ставите знак

"+" – знакомая информация; "!" – новая информация; "?" – возникший вопрос.

(слайд3)Задание1

Карточка № 1.

Текст

Знак

1.

Земноводные или амфибии – это первые позвоночные животные, предки которых 350 млн. лет назад вышли из воды на сушу и приспособились к наземным условиям жизни.

 

2.

В наше время известно около 3.000 амфибий.

 

3.

Класс земноводные подразделяют на отряды: хвостатые (тритоны, ящерицы), бесхвостые (лягушки, жабы) и безногие (червяги).

 

4.

Кожа земноводных голая и всегда порыта слизью, выделяемой многочисленными кожными железами.

 

5.

Земноводные откладывают икринки в воде, из которых появляются личинки (головастики), они проходят сложный цикл развития с превращением (метаморфоз) во взрослую особь и выходят на сушу.

 

– Ребята, вам была знакома эта информация? – Вы узнали что-нибудь новое? – А какие вопросы у вас появились?

2. Изучение нового материала, закрепление итогового.

(Слайд-4)Учитель: Сегодня мы поговорим о прекрасном и “безобразном” в природе. О многообразии земноводных и их роли в природе и жизни человека.

Звучит музыка “Вальс цветов”, проецируются слайды.

– Есть красота, которую не увидеть просто невозможно. Это и тенистый лес, и красочный луг, и аромат цветов (слайды: цветы, лес весной, луг и т.д.).

(слайд5)Среди этих красот встречаются удивительные животные, покоряющие наши сердца своей грацией, изяществом, стремительным полетом (проецируется капустная белянка, полет орла, гепард, жираф, синица, жаба). Но у человека к разным животным отношение бывает предвзятое. Как часто в повседневной жизни мы встречаемся с “вредными”, “опасными” и “противными” животными. С каким пренебрежением мы к ним относимся. И вот о них сегодня пойдет речь: о “безобразных” и “прекрасных”. Какие они на самом деле?

(слайд6)– Ребята, к какому типу и классу относится это животное? (Показать жабу.) Да, это “безобразное” животное относится к земноводным, к наиболее примитивным наземным животным. Наибольшее число видов земноводных встречается в тропических и субтропических районах. В нашей стране встречается приблизительно 34 вида, принадлежащих к 3-м отрядам хвостатым ,бесхвостым и безногим. Лягушки относятся к классу амфибии или земноводные. Термин амфибии – греческое слово, означает “двоякоживущие”. Термин земноводные – русское слово, содержит в себе название сред, где обитают эти животные. (слайд 7)Амфибии обитают: 1. В водной среде – те, у кого более развито кожное дыхание. 2. В наземно-воздушной среде – те, у кого более развито легочное дыхание. У нас же объект особенный. Установить эти особенности – наша с вами задача. Ограничивающим фактором распространения является температура и влажность. Общее число видов – 3400, объединяются в 3 отряда:

Земноводные

Бесхвостые – 2600 видов

Хвостатые – 300 видов

Безногие – 50–100 видов

(слайд 8)– А теперь познакомимся с отрядами и их представителями.

(презентация учащихся)

Характеристика отряда: бесхвостые

Ученик 1: Бесхвостых – наиболее многочисленная группа земноводных – 2600 видов. Они встречаются в лесах, степях и даже пустынях, если там есть хотя бы небольшой источник воды для размножения. Бесхвостые – первые позвоночные, огласившие сушу своими криками. У лягушек на верхней челюсти крохотные зубки. В природе встречается красивая волосатая лягушка. Во время размножения и свадьбы самцы обрастают волосами. Ученые считают, что это дополнительные образования для дыхания, так как самец много времени проводит на суше. А еще – золотая лягушка, что на Мадагаскаре, считается самой красивой. У нее очень красивые завораживающие глаза.

Ученик 2: Я хочу дополнить. В природе лягушки встречаются и карлики и гиганты. Самая крупная лягушка-бык длиной до 20 см, весом до 600 граммов. В США эту лягушку промышляют как съедобную. Самая маленькая – филобус, свободно умещающаяся на ногте, была обнаружена в 1910 году на Кубе.

(слайд9)Учитель

Ну кто говорит, что лягушки уроды! Он должен, наверно, себе уяснить: Законы свои у суровой природы, И главная цель у живого – чтобы жить. Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше, Наряд у лягушки удобен и прост. Зачем под водой ей пушистая шерстка? И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Ребята, так прекрасна или безобразна лягушка? В нашей местности тоже встречается красавица. Но она не только красавица, но и певунья - прудовая лягушка. К этому отряду относится также и жаба.

 

(слайд 10) В семействе настоящих жаб 21 род и 450 видов, распространены повсюду. Сердце 3-х камерное, 2 круга кровообращения. В отличии от лягушки у них на челюстях нет зубов. Жабы наиболее терпимы к сухости воздуха, проницаемость кожи для воды в три раза меньше, кожа бугроватая.

Ученик 5: Сказки... Все мы выросли под их музыку, и миллионы малышей в разных странах замирают от страха и жалости к бедной Дюймовочке, которую утащила в топкое болото “большущая серая жаба”, “мокрая и безобразная”. Не везет им на эпитеты – они и страшные, и отвратительные, и противные. Бородавки от них заводятся. И все это вздор, суеверия и клевета. Это самое полезное животное, так как усердно по вечерам собирают на лугах и полях, огородах вредных личинок, жуков, насекомых. В рассказе С. Радзинского “Том-музыкант” написано: “Мать его была громадной серой жабой и по жабьи красивой: вся спина у нее была покрыта большими бородавками и серые ноги тоже. Но самое удивительное ее глаза золотистые, с яркими черными зрачками, они сияли и искрились...”

Как видите, человек всегда замечал красоту этих животных. Известно, что это полезное животное. “Пот” ее собирают и используют в народной медицине – это яд. Индейцы смазывали наконечники стрел этим ядом. Но, к сожалению, уничтожение прудов, загрязнение водоемов приводит к сокращению этого красивого животного.

Отряд хвостатые

Учитель: Саламандра – это наиболее примитивная группа современных земноводных. Длина – 10–30 см, иногда – 1,8 м. Хвост длинный, конечности короткие. При движении тело изгибается. Оплодотворение – наружное (записать в тетрадь).

Ученик: Я хочу рассказать о тритоне. Он имеет уникальное тело, хвост и короткие конечности. Летом встречается в лесу, в трухлявых пнях, под корой упавших деревьев, в пруду, канаве. Это безобидное, симпатичное животное. Всю зиму спит в кучах листвы, в разных подземельях. Весной устремляется к водоему для размножения. Здесь у них сватовство и свадебные игры. Самец активен. Яиц откладывают от 100 до нескольких 1000. И еще к этому отряду относятся саламандры. У этих симпатичных животных и красивые названия – “черная”, “огненная”. Размеры разные. Например, встречается гигантская – 160 см. Живет в Китае. И еще в Альпах живет черная саламандра. В солнечный зимний день она любит греться на солнце. Температура ее тела поднимается настолько, что вокруг начинает таять снег. Оказывается, у нее есть биорегуляторы температуры.

(слайд 11)Задание 2. Давайте рассмотрим внешнее строение тела лягушки:

Форма тела – обтекаемая, что позволяет отлично передвигаться в воде.

Посмотрите на кожу лягушки. Какое значение она имеет в жизни лягушки. (Кожа богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает от более крупных врагов.)

Назовите отделы тела: – голова; туловище; конечности.

Мы наблюдали за лягушками в воде и на суше. Скажите, активно ли они себя ведут или пассивно?

 (Слайд12-13)Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек? (От t, влажности воздуха, химического состава среды.)

(слайд14)Работа в группах

Карточка № 2.

№ группы

Наблюдения

Что наблюдали

№ 1.

1. Особенности дыхания.

Рассмотрите схемы строения лёгких земноводных и решите  у какого животного- тритона, лягушки, жабы- эти органы наиболее развиты.С чем связана разная развитость лёгких  у земноводных?

 

2. Способ питания.

Рассмотрите схему  строения пищеварительной  системы лягушки. Установите по рисункам, каковы особенности строения  языка лягушки. Как она  ловит и заглатывает добычу?

 

№ 2.

1.Напишите,чем отличается строение  кровеносной  системы  у рыб и амфибий.

 

2.Напишите,чем отличается строение скелета рыб и амфибий. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза (имеют ли они веки), уши – барабанные перепонки, рот. Что мы наблюдаем?

Рассмотрите переднюю и задание конечности. Чем они отличаются. На задних конечностях между пальцами находятся перепонки, которые имеют большое значение для передвижения в воде.

 

№ 3.

1. Расскажите по рисунку, как происходит развитие потомства лягушки из оплодотворённой икры. Решите, почему развитие земноводных возможно только в воде.

 

2.Составьте цепочку питания с участием земноводных(например, жабы, лягушки).

 

№ 4.

1.Какие особенности строения лягушки способствуют её жизни, как в воде, так и на суше? Свои  исследования запишите в форме  таблицы.

 

Работая с источниками,  укажите значение земноводных

 

 

(Слайд15)– Сейчас мы послушаем, что наблюдала каждая группа, и сделаем выводы о процессах жизнедеятельности лягушки

(Слайд 16)А сколько лягушек – бесчисленно много, Их можно считать и считать без конца. Отдали науке лягушечьи ноги, На пользу отдали сердца.

Да, действительно, отдали сердца.

Земноводные участвуют в регуляции численности насекомых и других беспозвоночных.

Земноводные – кормовая база для некоторых пушных зверей.

Земноводные – лабораторные животные.

 

(Слайд 17)Задание 3. Для того, чтобы обобщить материал нашего урока, расставить все акценты на главном, не забыть о важном и второстепенном, предлагаю выполнить следующее задание.

Название вида – Представитель класса – ___________ Среда обитания –  ________________ Форма тела – ____________________ Тело покрыто –  __________________ Зрение –  ________________________ Обоняние –  _____________________ Слух –  _________________________ Способ питания –  ________________ Дыхание –  __________ и __________

(Слайд 18)– Завершая наш урок, хочется сказать, что мы достигли цели. Мы провели исследование процессов жизнедеятельности лягушки.

Задание 4. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн, т.е. написать пятистрочное сочинение о нашем уроке (или о лягушке).

Одно существительное – Урок.

Два прилагательных (какой) –  ___________, _____________.

Три глагола (чему научились) –  _________, ___________ и ________.

Ваше состояние на уроке (одно предложение) –   __________________.

Ваши пожелания –  __________________________________________.

(слайд19)Домашнее задание

Изучить текст учебника, ответить на вопросы рубрик «Проверьте свои знания» и «Подумайте!».Подготовьте сообщение о земноводных; придумать сказку, рассказ, стихотворение о земноводных  или найти уже имеющиеся произведения в литературе.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!