Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Ногинска Московской области
комбинаторных задач».
Автор: Лукахина М. Ю.
Ногинск 2014г.
Научиться решать комбинаторные задачи с помощью логических рассуждений (правило умножения), опираясь на уже известные методы решения (простого перебора, построения дерева вариантов, составления таблицы).
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организа-ционный этап. Мотивация к учебной деятельности. | В одной русской сказке говорится о добром мо-лодце, который оказался на распутье трех дорог. На камне написано: «на-лево пойдешь – коня по-теряешь, направо пой-дешь – меч сложишь, прямо пойдешь – голову потеряешь». Что он должен сделать? Выбирать разные пути часто приходится и нам с вами. Порою это сделать очень трудно. Почему? Потому, что приходится выбирать из множества различных способов, комбинаций. Причем наш выбор должен быть лучший, оптимальный. | Слушают учителя, участвуют в повествовании, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в диалоге, следовать правилам поведения и общения. |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизве-дение и коррекция опорных знаний обучаю-щихся. | Устанавливает темати-ческие рамки и организу-ет уточнение типа урока и название шагов учеб-ной деятельности с по-мощью вопросов: Как называются задачи, в которых нужно опреде-лить, сколько всего су-ществует комбинаций? Какие методы, изучен-ные в 5 классе, использо-вали при решении задач домашней работы? (Слайды №2-№7). | 1) Формулируют понятие «Комби-наторная задача». 2) Участвуют в обсуждении за-дач домашней ра-боты 3) Называют из-вестные методы решения комби-наторных задач. | Познавательные Уметь ориентиро-ваться в своей системе знаний Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформлять мысли в устной форме. |
3 | Актуализа-ция знаний. | Задает вопросы: В чем преимущества каждого метода? В чем его недостатки? (Слайды №3-№7). | Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои суждения. | Познавательные Уметь ориентиро-ваться в своей системе знаний Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформлять мысли в устной форме. |
4 | Постановка целей и задач урока. | Организует деятельность по постановке цели с помощью вопросов: Можно ли найти более компактный и быстрый метод решения, опираясь на наглядные представ-ления? Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Слайды №8-№9). | Формулируют цели и задачи урока | Регулятивные: Уметь высказы-вать предположе-ния, формулиро-вать учебную за-дачу, определять последователь-ность целей с уче-том конечного результата. Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформ-лять мысли в устной форме. |
5 | Открытие нового знания | Организует учебную деятельность по выводу нового правила с помощью вопросов: Какие арифметические действия означают разветвления в геометрической модели – дереве вариантов? Сколько строк, сколько столбцов, сколько ячеек в таблице? Как кратко записать решения? (Слайды №10-№11). | Опираясь на наглядные представления задач, решенных в домашней рабо-те, делают вывод, что можно соста-вить числовое выражение – про-изведение коли-чества комбина-ций на каждом уровне, и найти его значение. | Познавательные Уметь структури-ровать знания, использовать знаково-символи-ческие средства для решения задач. Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформ-лять мысли в уст-ной и письменной форме. |
6 | Первичное закрепление новых знаний | Организует первичное закрепление выведен-ного правила. (Слайды №12-№16). | Решают задачи №503(а;б), №507; №509; №498; №499 с комментировани-ем. | Познавательные Уметь использо-вать знаково-сим-волические сред-ства для решения задач. Регулятивные: Уметь оценивать правильность вы-полнения дейст-вий. Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформ-лять мысли в уст-ной и письменной форме. |
7 | Включение нового знания в систему знаний. | Дает задание группам по 4 человека: решить задачу №501(Слайд №17), используя различные методы. Консультирует в ходе группового обсуждения и оформления решения. Организует коллектив-ное обсуждение оформленных решений. | Работают в груп-пах по 4 челове-ка. Оформляют решение на лис-тах А2. Участвуют в коллективное обсуждение оформленных решений. | Познавательные Уметь структури-ровать знания, уметь использо-вать знаково-сим-волические сред-ства для решения задач. Регулятивные: Уметь оценивать правильность вы-полнения дейст-вий. Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформ-лять мысли в уст-ной и письменной форме. |
8 | Информация о домашнем задании | Информирует о содержа-нии домашнего задания, о требованиях к его оформлению. №502, №508, №510. Построить дерево вариантов и применить правило умножения. (Слайд №18) | Записывают задание на дом в дневники. | Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других |
9 | Рефлексия деятельности | Организует фиксирова-ние нового содержания с помощью вопросов: - Над какой темой работали на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились в ходе урока? Организует самооценку деятельности обучающи-мися. Оцените свою деятельность на уроке, используя одну из карточек: красную – «отлично», желтую – «хорошо», синюю – «не все получилось». (Слайд №19) | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность вы-полнения дейст-вий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществ-лять самооценку на основе крите-рия успешности учебной деятель-ности. |