Урок-практикум по литературе «Интерьер в литературном произведении».
Цель: углубить понятие об интерьере как об одном из способов художественной типизации в литературном произведении
Задачи: раскрыть функции интерьера на примере произведений писателей XIX века;
подготовить к сочинению «Роль интерьера в литературном произведении».
Ход урока:
Фронтальная работа на ассоциацию.
Приведите примеры употребления слова «интерьер» в нашем повседневном общении. Какие образы и картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетания «интерьер дворянской усадьбы», «интерьер кабинета учёного», «интерьер крестьянской избы»?
Работа со словарем.
Интерьер (от французского слова interieur — внутренний) в художественной литературе — это картина закрытого от внешнего мира пространства жилища (дома или помещения внутри дома), описание внутреннего убранства помещений, данное изнутри.
Начало эпического или драматического произведения постепенно вводит читателя в художественный мир, нарисованный писателем, и готовит нас к восприятию последующих событий. Экспозиция, как правило, включает в себя описание места действия. Если речь идёт о закрытом пространстве, то перед нами — интерьер, в эпических произведениях данный в подробных описаниях, а в драматических — в скупых ремарках.
Работа со статьей.
Прочтите содержание статьи и запишите в тетрадь основные функции интерьера в литературном произведении
Интерьер в литературном произведении может выполнять несколько функций.
Во-первых, он знакомит нас с местом действия, тем закрытым пространством, в котором разворачиваются события, действуют герои. Интерьер помогает нам представить образ дома (дворянской усадьбы, крестьянской избы, номера гостиницы и т. д.) и образ исторического времени (например, описание светлицы Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя).
Во-вторых, интерьер становится особым средством создания общей картины мира, частью которого он является. Иногда этот мир может быть противопоставлен внутреннему миру героя, который вынужден находиться в условиях закрытого пространства (например, главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», воспринимающий монастырские стены как стены темницы). Описание заброшенной, ветхой церкви в повести Н. В. Гоголя «Вий» помогает читателю ощутить общее неблагополучие представленного в произведении мира, в котором утрачена вера.
В-третьих, интерьер широко используется как одно из средств создания образа персонажа и выражения авторского отношения к нему. Вспомните описание комнаты станционною смотрителя в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», где повествователь сразу обратил внимание не только на скромную обстановку жилища бедного смотрителя, но и на картинки, изображавшие историю блудного сына.
Практическая работа в парах.
Прочитайте приведённые ниже описания интерьера. Помните ли вы, каким литературным героям принадлежат описанные помещения? Что это за помещения? Как по описанию интерьера можно определить характер, образ жизни, социальное положение героев?
«...Он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам... бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный...»
«Всё было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зелёного и синего стекла, разные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы...»
Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н. В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. Тарас очень силен. И, несмотря на его преклонный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Тарас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Тарас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собственноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!» . Тарас убивал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные походы. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тарас – это герой своего времени
«Каждая вещь помещалась на своём месте. Хорошо вычищенные и смазанные салом автоматы висели на жёлтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки, сложенные ровно, без единой складки, лежали на свежих еловых и можжевеловых ветках. Противогазы и вещевые мешки, поставленные в головах вместо подушек, были покрыты чистыми суровыми утиральниками. При выходе из палатки стояло ведро, покрытое фанерой. На фанере в большом порядке помещались кружки, сделанные из консервных банок, целлулоидные мыльницы, тюбики зубной пасты и зубные щётки в разноцветных футлярах с дырочками. Был даже в алюминиевой чашечке помазок для бритья, и висело маленькое круглое зеркальце».
Вот каким увидел храм Хома в первую ночь: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения. Свечи были зажжены почти перед каждым образом. Гроб поставили посередине, против самого алтаря…». «Посередине стоял черный гроб. Свечи теплились пред темными образами. Свет от них освещал только средину церкви. Отдаленные углы притвора были закутаны мраком. Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость; сквозная резьба его, покрытая золотом, еще блестела одними только искрами. Позолота в одном месте опала, в другом вовсе почернела; лики святых совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно…» «И он принялся прилепливать восковые свечи ко всем карнизам, налоям и образам, не жалея их нимало, и скоро вся церковь наполнилась светом. Вверху только мрак сделался как будто сильнее, и мрачные образа глядели угрюмей из старинных резных рам, кое-где сверкавших позолотой…»
Вывод
Описание интерьера помогает читателю осуществить связь событий в повествовании, а также предугадать финал. Интерьер характеризует внутреннее состояние героев, их чувства и переживания. Чтобы читатель воссоздал в воображении образ героя, используются мелкие вещевые детали, становящиеся неотъемлемой частью образа.
Знакомство с планом анализа интерьера в литературном произведении.
Чьими глазами видится картина, нарисованная автором (самого автора, героев произведения, любого человека)?
Что включено в границы словесной картины? Каков масштаб изображения?
Какую картину рисует автор — жизнеподобную или условную? С каким пространством она соотносится?
Какие детали предметного мира особо выделены в описании интерьера?
Укажите, какое место занимает анализируемый художественный интерьер в содержании произведения, с какими событиями, поступками героев связано это описание.
Какова позиция автора по отношению к нарисованной картине? Какова его оценка описания? Какими средствами выражена эта оценка?
6.Домашнее задание.
Сочинение. Используя примерный план характеристики интерьера, подготовьте рассказ о внутреннем убранстве комнаты одного из литературных персонажей.