СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока пр окружающему миру" Равнины и горы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока пр окружающему миру" Равнины и горы России"»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени Т. К. Агузарова

с. Нижняя Саниба.




«Окружающий мир» 4 класс



Тема: Равнины и горы России




















Автор: учитель начальных классов

Сидакова М.Х.












Предмет: «Окружающий мир»


Тема урока: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ (Слайд 1)

Программа «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков

учебник «Окружающий мир» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2014г.


Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.

Познакомить с равнинами и горами на территории России.

Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе родной страны.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского), «солнышко».



Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

- Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

II. Работа над новой темой

Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».

- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце.)(Слайд 2-3

- Конечно, это солнышко!

Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.) слайд 4

- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)

- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 58 -59 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.)

-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)

- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)

- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Звучит аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского)(на 1 слайде кликнуть значок звука)

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

(Показ слайдов № 6,7,8 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)

- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.

- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)

(Показ слайда 9 «Вулкан Ключевская Сопка»)

Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.

- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)

- Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)

- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье это плоская гора.)

- Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

(Показ слайда 11 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)

- В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:


(Показ слайда № 12-15 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)

- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.

- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)

- А какие горы? (Алтай и Саяны.)

(Показ слайда № 17, 18 с изображением Алтая)

- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.

На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.

(Показ слайда 20 с изображением горы Белуха.)

А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.


- Продолжим наше путешествие.

Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.

- Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)

- Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.)

(Показ слайда 21 – 24 )

- Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)

- Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)

- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами. Слайд 26

- Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)

- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы.

Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)

(Показ слайда 27 – 28 с изображением горы Народная.)

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)

- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.) слайды 29 -33

- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

III. Физкультминутка

Мы сейчас вес дружно встанем,

Отдохнем мы на привале...

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

IV. Продолжение новой темы

Звучит запись песни «Марш юннатов»

- И опять нас дорога зовет.

Мы движемся на запад,

Так солнышко ведет.

Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

- Где остановились мы сейчас?

Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.

(Просмотр слайда 33 -34)

Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)

- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.

(Просмотр слайда 35 - 36)

- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)

- Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на стр. 66 над фотографией. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)

- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

- Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)

(Просмотр слайдов 37 – 49 с фотографиями Кавказских гор)

- Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)

(Просмотр слайда № 25)


Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа.

Из общей территории 4121 кв км занимают низменности и равнины, доля нагорной полосы составляет немного меньше половины. На севере — Ставропольская равнина, южнее — Терский и Сунженский хребты, в центральной части — Осетинская наклонная равнина. На юге — Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа.

Высшая точка — гора Казбек 5033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый.

Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Кармадонское (Геналдонское), Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское.


Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

(Слайд № 26)

(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.


IV. Закрепление

Вопросы «Почемучки»;

- Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)



А сейчас небольшой тест. Выберите правильный ответ.

(Слайд №27)

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России - это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина


V. Подведение итогов урока

Самопроверка и самооценивание.

Правильными ответами являются…

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России - это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.

Поздравляю тех, кто правильно ответил на все вопросы.

А кто запомнил не все - у вас есть время до следующего урока все повторить,

ну, а сейчас – песня…

Домашнее задание

Стр. 60 -65.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!