Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Т. К. Агузарова
с. Нижняя Саниба.
«Окружающий мир» 4 класс
Тема: Равнины и горы России
Автор: учитель начальных классов
Сидакова М.Х.
Предмет: «Окружающий мир»
Тема урока: РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ (Слайд 1)
Программа «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков
учебник «Окружающий мир» 4 класс, авт.Плешаков А.А. 2014г.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах.
Познакомить с равнинами и горами на территории России.
Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе родной страны.
Оборудование:
Физическая карта России, атласы, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского), «солнышко».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
II. Работа над новой темой
Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце.)(Слайд 2-3
- Конечно, это солнышко!
Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.) слайд 4
- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)
- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 58 -59 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.)
-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)
- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)
- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?
Звучит аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского)(на 1 слайде кликнуть значок звука)
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
(Показ слайдов № 6,7,8 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)
- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.
- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)
(Показ слайда 9 «Вулкан Ключевская Сопка»)
Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.
- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)
- Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)
- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)
- Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
(Показ слайда 11 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)
- В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:
(Показ слайда № 12-15 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.
А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)
- А какие горы? (Алтай и Саяны.)
(Показ слайда № 17, 18 с изображением Алтая)
- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.
На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.
(Показ слайда 20 с изображением горы Белуха.)
А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.
- Продолжим наше путешествие.
Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.
- Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)
- Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.)
(Показ слайда 21 – 24 )
- Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)
- Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)
- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.
Солнышко закрепляется над Уральскими горами. Слайд 26
- Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)
- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы.
Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)
(Показ слайда 27 – 28 с изображением горы Народная.)
Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.
- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)
- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.) слайды 29 -33
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.
III. Физкультминутка
Мы сейчас вес дружно встанем,
Отдохнем мы на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
IV. Продолжение новой темы
Звучит запись песни «Марш юннатов»
- И опять нас дорога зовет.
Мы движемся на запад,
Так солнышко ведет.
Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.
- Где остановились мы сейчас?
Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.
(Просмотр слайда 33 -34)
Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
(Просмотр слайда 35 - 36)
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)
- Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)
- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на стр. 66 над фотографией. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)
- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.
- Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)
(Просмотр слайдов 37 – 49 с фотографиями Кавказских гор)
- Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)
(Просмотр слайда № 25)
Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа.
Из общей территории 4121 кв км занимают низменности и равнины, доля нагорной полосы составляет немного меньше половины. На севере — Ставропольская равнина, южнее — Терский и Сунженский хребты, в центральной части — Осетинская наклонная равнина. На юге — Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа.
Высшая точка — гора Казбек 5033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый.
Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Кармадонское (Геналдонское), Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское.
Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?
(Слайд № 26)
(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.
IV. Закрепление
Вопросы «Почемучки»;
- Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)
Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)
А сейчас небольшой тест. Выберите правильный ответ.
(Слайд №27)
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
V. Подведение итогов урока
Самопроверка и самооценивание.
Правильными ответами являются…
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.
Поздравляю тех, кто правильно ответил на все вопросы.
А кто запомнил не все - у вас есть время до следующего урока все повторить,
ну, а сейчас – песня…
Домашнее задание
Стр. 60 -65.