Полезные ископаемые
Тема: «Полезные ископаемые»
Цели:
1. познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи, применением, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые;
2. учить работать с научным текстом, развивать мышление, речь, наблюдательность;
3. воспитывать бережное отношение к природе;
4. формировать умение учебного сотрудничества;
развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (каменный уголь, известняк, глина, песок, гранит, нефть, торф, железная руда), компьютер, проектор, экран, презентация «Полезные ископаемые».
1. Повторение изученного. Постановка целей и задач урока
– Сегодня на уроке мы продолжаем работу в разделе «Экономика».
Слайд 2
Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)
Слайд 2
Слайд 2
Слайд 2
- На уроках окружающего мира в этом году мы уже говорили о воде, воздухе, почве, растениях и животных.
Слайд 3
- Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых? (Ответы)
Конечно, сегодня вы узнаете о некоторых их свойствах, познакомитесь с использованием их человеком, способами добычи, с некоторыми профессиями людей.
Работа над новым материалом
Слайд 4
– Как вы понимаете название «полезные ископаемые»? Почему их так называют? Подберите синонимы к каждому слову.
(Полезные ископаемые, нужные доставать, необходимые добывать,приносят пользу извлекать)
Слайд 5
– А теперь откройте учебники на стр. 48. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?
(Дополнительно: минерал – твёрдое природное кристаллическое вещество; горная порода – природная совокупность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре)
Практическая работа в группах
По дорожке геологи шли.
Много камешков разных нашли.
Присели, собрали.
Присели, собрали
И дальше вприпрыжку пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгали на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгали на правой ножке.
«Стоп! Немного отдохнём
И камни изучать пойдём!»
– Сейчас вы будете работать «геологами» в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника попробуйте определить, какое полезное ископаемое вы «нашли».
– Назовите, какие полезные ископаемые вам удалось определить. А есть ли такие, которые не смогли узнать, так как их нет в учебнике?
Слайд 6
Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _________ _________________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Защита своего исследования
Ребята, вам надо выбрать одного представителя от группы, который будет защищать вашу работу. Выберите того, кому доверяете. (Пусть выйдет тот, кто может взять на себя такую ответственность)
Группа может помогать своему представителю рассказать о применении данного полезного ископаемого.
Настоящие геологи тоже заполнили подобную карточку. Найдите новые (для вас) свойства полезного ископаемого.
Далее идёт обсуждение результатов, которое сопровождается презентацией «Полезные ископаемые».
Учитель дополняет ответы детей.
Железная руда. Слайд 7
Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.
Нефть. Слайд 8
Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Гранит. Слайд 9
Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.
Известняк. Слайд 10
Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.
Каменный уголь. Слайд 11
Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Песок. Слайд 12
Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Глина. Слайд 13
Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Торф. Слайд 14
Торф – образовался на дне болот из остатков растений . Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.
Газ. Слайд 15
– Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (– Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)
5. Добыча полезных ископаемых
- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
Слайд 16
Слайд 17
– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?
- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.
В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.
С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.
- Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Слайд 18
Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)
А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)
Вывод: полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.
Слайд 19
6. Итог урока.
– Для чего люди добывают их?
– Приведи примеры полезных ископаемых
– Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
7. Рефлексия
Слайд 21
Я узнал…
Мне было интересно…
Теперь я могу…
Сегодня я научился…
Меня удивило…
Я попробую…
Мне захотелось…»
8. Домашнее задание.
Учебник с. 48-52, ТПО с.26 №1, 2, 3.