СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока ученики, работая в группах, изучают свойства полезных ископаемых.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для кроссворда»

Вопросы для кроссворда






По горизонтали


  1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.


3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.


4.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.



5.На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.



6.Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?



8.Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи...










По вертикали


1.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.



2.Покрывают им дороги, улицы в селении,

А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение.



7.Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.



9.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.


Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка»









Инструктивная карточка



Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет _______________________________________________


Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________




Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет _______________________________________________


Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________



Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет _______________________________________________


Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________




Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет _______________________________________________


Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________



Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет _______________________________________________



Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________




Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое _________________________________


Цвет _______________________________________________



Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________



Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет _______________________________________________


Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________




Инструктивная карточка


Название полезного ископаемого________________________


Твёрдое или жидкое __________________________________


Цвет ______________________________________________


Плотное или рыхлое (или пластичное)___________________


Прозрачное или непрозрачное __________________________



Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Полезные ископаемые



Тема: «Полезные ископаемые»


Цели:

1. познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи, применением, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые;

2. учить работать с научным текстом, развивать мышление, речь, наблюдательность;

3. воспитывать бережное отношение к природе;

4. формировать умение учебного сотрудничества;

  1. развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения учащихся в исследовательскую работу.


Оборудование: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (каменный уголь, известняк, глина, песок, гранит, нефть, торф, железная руда), компьютер, проектор, экран, презентация «Полезные ископаемые».



1. Повторение изученного. Постановка целей и задач урока

– Сегодня на уроке мы продолжаем работу в разделе «Экономика».

  • На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал)

Слайд 2

  • Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)

Слайд 2

  • Что такое капитал?

Слайд 2

  • Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

Слайд 2

- На уроках окружающего мира в этом году мы уже говорили о воде, воздухе, почве, растениях и животных.

  • С чем же нам осталось познакомиться? (С полезными ископаемыми.)


  • Итак, сегодня мы будем говорить о полезных ископаемых.

Слайд 3


- Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых? (Ответы)

  • Конечно, сегодня вы узнаете о некоторых их свойствах, познакомитесь с использованием их человеком, способами добычи, с некоторыми профессиями людей.


  1. Работа над новым материалом

Слайд 4

– Как вы понимаете название «полезные ископаемые»? Почему их так называют? Подберите синонимы к каждому слову.

(Полезные ископаемые, нужные доставать, необходимые добывать,приносят пользу извлекать)

  • Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали? (Ответы детей)

Слайд 5

– А теперь откройте учебники на стр. 48. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?

(Дополнительно: минерал – твёрдое природное кристаллическое вещество; горная порода – природная совокупность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре)


  1. Практическая работа в группах

  • Ребята, скажите, кто ищет полезные ископаемые? Люди какой профессии ищут полезные ископаемые? (Геологи)

  • Всё правильно, ребята. А сейчас – физминутка.


По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»



– Сейчас вы будете работать «геологами» в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника попробуйте определить, какое полезное ископаемое вы «нашли».

– Назовите, какие полезные ископаемые вам удалось определить. А есть ли такие, которые не смогли узнать, так как их нет в учебнике?

  • Вы хотели изучить их свойства, для этого я предлагаю вам разделиться на группы и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Слайд 6


Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________


  1. Защита своего исследования

  • Ребята, вам надо выбрать одного представителя от группы, который будет защищать вашу работу. Выберите того, кому доверяете. (Пусть выйдет тот, кто может взять на себя такую ответственность)

  • Группа может помогать своему представителю рассказать о применении данного полезного ископаемого.

  • Настоящие геологи тоже заполнили подобную карточку. Найдите новые (для вас) свойства полезного ископаемого.


Далее идёт обсуждение результатов, которое сопровождается презентацией «Полезные ископаемые».

Учитель дополняет ответы детей.


Железная руда. Слайд 7

Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.


Нефть. Слайд 8

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.


Гранит. Слайд 9

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.


Известняк. Слайд 10

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.


Каменный уголь. Слайд 11

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.


Песок. Слайд 12

Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.


Глина. Слайд 13

Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.



Торф. Слайд 14

Торф – образовался на дне болот из остатков растений . Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.


Газ. Слайд 15

Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (– Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)


5. Добыча полезных ископаемых


- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

  • Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

Слайд 16

  • Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

Слайд 17

Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

  • Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Слайд 18


  • Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)

  • А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)


Вывод: полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.

Слайд 19


6. Итог урока.


  • Что такое полезные ископаемые?

Для чего люди добывают их?

Приведи примеры полезных ископаемых

Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?


7. Рефлексия

Слайд 21

  • Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

Я узнал…

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Сегодня я научился…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…»



8. Домашнее задание.

Учебник с. 48-52, ТПО с.26 №1, 2, 3.



Просмотр содержимого презентации
«полезные ископаемые»

Урок окружающего мира  по теме

Урок окружающего мира

по теме

"Полезные ископаемые"

3 класс

Учитель начальных классов

МБОУЯСШ №4

Боровикова Е. В.

Три кита экономики труд природные  богатства капитал вода воздух почва растения животные физический строения дороги  полезные ископаемые умственный

Три кита экономики

труд

природные

богатства

капитал

вода

воздух

почва

растения

животные

физический

строения

дороги

полезные

ископаемые

умственный

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Подберите синонимы к словам: полезные ископаемые необходимые,  нужные доставать, извлекать  Сделайте вывод о том, что называют полезными ископаемыми.

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

Подберите синонимы к словам:

полезные ископаемые

необходимые,

нужные

доставать,

извлекать

Сделайте вывод о том, что называют полезными ископаемыми.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы , которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Полезные ископаемые –

это горные породы и минералы , которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану 1. Название. 2. Свойства:  - цвет;  - твердое или жидкое;  - прозрачное или непрозрачное;  - плотное или рыхлое.

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану

1. Название.

2. Свойства:

- цвет;

- твердое или жидкое;

- прозрачное или непрозрачное;

- плотное или рыхлое.

Железная руда 1. Серого или бурого цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы 6. Не горит

Железная руда

1. Серого или бурого цвета

2. Твёрдое

3. Непрозрачное

4. Плотное

5. Притягивает металлические

предметы

6. Не горит

Нефть 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом  (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит 6. Маслянистое

Нефть

1. Жидкое

2. Черного цвета

3. С резким запахом

(бензина)

4. Легче воды

5. Хорошо горит

6. Маслянистое

Гранит 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный 6. Не горит  Гранитный массив

Гранит

1. Твёрдый

2. Серого или

красного цвета

3. Непрозрачный

4. Зернистый

5. Очень прочный

6. Не горит

Гранитный массив

Известняк 1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Не горит

Известняк

1. Твёрдый

2. Белого, серого

или жёлтого цвета

3. Непрозрачный

4. Плотный

5. Не горит

Каменный уголь 1. Черного цвета, блестит 2. Твёрдый, но хрупкий 3. Плотный 4. Непрозрачный 5. Хорошо и ярко горит

Каменный уголь

1. Черного цвета, блестит

2. Твёрдый, но хрупкий

3. Плотный

4. Непрозрачный

5. Хорошо и ярко горит

Песок   1. Коричневого или желтого цвета 2. Твёрдый, сыпучий 3. Не горит 4. В воде не растворяется

Песок

1. Коричневого или желтого цвета

2. Твёрдый, сыпучий

3. Не горит

4. В воде не растворяется

1. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 2. Пластичная 3. Непрозрачная 4. Не растворяется в воде 5. Не горит 6. Плохо пропускает воду  Глина

1. Красного, жёлтого, серого или белого цвета

2. Пластичная

3. Непрозрачная

4. Не растворяется в воде

5. Не горит

6. Плохо пропускает воду

Глина

Торф Коричневый 2. Рыхлый, непрочный 3. Непрозрачный 4. Легкий, хорошо  впитывает влагу 5. Хорошо горит

Торф

  • Коричневый

2. Рыхлый, непрочный

3. Непрозрачный

4. Легкий, хорошо

впитывает влагу

5. Хорошо горит

Газ

Газ

  • Бесцветный
  • Без запаха
  • Прозрачный
  • Хорошо горит
Открытый способ добычи полезных ископаемых (карьер)

Открытый способ добычи полезных ископаемых (карьер)

Закрытый способ добычи полезных ископаемых (шахта)

Закрытый способ добычи полезных ископаемых (шахта)

Буровая платформа  для добычи нефти

Буровая платформа для добычи нефти

Вывод: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

Вывод:

Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

1. Что такое полезные   ископаемые? 2. Для чего люди добывают их? 3. Приведи примеры полезных ископаемых. 4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Для чего люди добывают их?

3. Приведи примеры полезных ископаемых.

4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

Сегодня на уроке Я узнал… Мне было интересно… Теперь я могу… Сегодня я научился… Меня удивило… Я попробую… Мне захотелось…

Сегодня на уроке

Я узнал…

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Сегодня я научился…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Железная_руда http://www.google.ru/search http://forexaw.com/TERMs/GSM/l1_ Нефть http://www.kinopoisk.ru/film/196604/ http://www.naturalstone.ru/ http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak/ http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geologiya/IZVESTNYAK.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ископаемый_уголь http://poliform.com.ru/archives/category/ каменный-уголь http://bse.sci-lib.com/article058219.html http://www.valent-stk.ru/pesok/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Песок http://potomy.ru/begin/538.html

Интернет-ресурсы:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Железная_руда
  • http://www.google.ru/search
  • http://forexaw.com/TERMs/GSM/l1_ Нефть
  • http://www.kinopoisk.ru/film/196604/
  • http://www.naturalstone.ru/
  • http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak/
  • http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geologiya/IZVESTNYAK.html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ископаемый_уголь
  • http://poliform.com.ru/archives/category/ каменный-уголь
  • http://bse.sci-lib.com/article058219.html
  • http://www.valent-stk.ru/pesok/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Песок
  • http://potomy.ru/begin/538.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Железная_руда http://www.sluda.ru/ http://www.zao-cmp.ru/torf.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/ Торф http://ru.wikipedia.org/wiki/ Природный_газ http://www.gazprominfo.ru/articles/natural-gas/ http://www.google.ru/search
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Железная_руда
  • http://www.sluda.ru/
  • http://www.zao-cmp.ru/torf.htm
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Торф
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Природный_газ
  • http://www.gazprominfo.ru/articles/natural-gas/
  • http://www.google.ru/search

Кроссворд 2 Г Р А Н И Т 1  М Е Л З В   С Т   Я К 3 И Н П Е С О К 4 Г А З 5 7 Н Е Ф Т Ь 6 О   Ф 9 Р У Д А 8 Г О  Л Ь

Кроссворд

2

Г Р А Н И Т

1

М Е Л

З

В

С

Т

Я

К

3

И

Н

П Е С О К

4

Г А З

5

7

Н Е Ф Т Ь

6

О

Ф

9

Р У Д А

8

Г

О

Л

Ь

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

полезные ископаемые

твёрдые

жидкие

газообразные

Фронтальный опрос: 1. горючее; 2. твёрдое; 3. жидкое; 4. тяжелее воды; 5. чёрного цвета; 6. жёлтого цвета; 7. хрупкое; 8. имеет запах; 9. хорошо пропускает воду; 10. сыпучее; 11. легче воды; 12. газообразное; 13. белого цвета; 14. способно плавиться; 15. пластичное; 16. плохо пропускает воду; 17. коричневого, жёлтого или белого цвета I вариант: каменный уголь, песок II вариант: нефть, глина 1, 3, 5, 8, 11 1, 2, 4, 5,7   4, 6, 9,10 4, 15, 16, 17

Фронтальный опрос:

1. горючее;

2. твёрдое;

3. жидкое;

4. тяжелее воды;

5. чёрного цвета;

6. жёлтого цвета;

7. хрупкое;

8. имеет запах;

9. хорошо пропускает воду;

10. сыпучее;

11. легче воды;

12. газообразное;

13. белого цвета;

14. способно плавиться;

15. пластичное;

16. плохо пропускает воду;

17. коричневого, жёлтого или белого цвета

I вариант: каменный уголь, песок

II вариант: нефть, глина

1, 3, 5, 8, 11

1, 2, 4, 5,7

4, 6, 9,10

4, 15, 16, 17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!