Интегрированный урок по физике и математике
«По волнам моей памяти»
Конспект урока по физике в 11 классе
Современные образовательные технологии
Учитель: Бакрадзе Л.А.
Урок: 67
Дата: 21.05.2012
Тема урока: Повторение отдельных тем физики и математики
Цель урока: В ходе повторения показать тесную связь между математикой и физикой и степень подготовленности учащихся к ЕМЭ.
Развитие мышления, логики, формирование познавательного интереса к этим предметам.
Задачи: Образовательные: Расширение кругозора учащихся. Развитие творческих и познавательных способностей. Развитие интереса учащихся к физике и математике. Обобщение и углубление изученного материала. Воспитательные: Воспитание работоспособности, умение работать самостоятельно, веры в свои силы. Предупреждение вредных привычек. Развивающие: Развитие самостоятельности. Развитие речи, умения выражать и защищать свою точку зрения;
Аннотация.
Одним из важнейших направлений совершенствования процесса обучения математике и физике является целенаправленная систематическая работа учителя по организации повторения, эффективность которого определяется следующими принципами: целенаправленности, сознательности, активности, самостоятельности, регулярности и систематичности, проблемности, прочности, системности, доступности, дифференциации и индивидуализации.
Урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по определенным темам по физике и математике. Во время урока действует принцип соревнования между группами. Дух соревнования усиливает эмоциональный характер урока. При этом ученики, находящиеся в одной группе, не только сами стремятся хорошо выполнить задание, но и побуждают своих товарищей к этому. Учащимся нравятся эти нестандартные занятия, поскольку они оживляют учебный процесс, приближая учебу к жизненным ситуациям и, как следствие, повышается интерес к математике и физике. На таком уроке не только можно закрепить и проверить знания учащихся, но и сами они узнают что-то новое, интересное. Такие уроки можно проводить по любой изученной теме. Данный урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным для настоящего времени.
В зависимости от поставленной цели материал, определяющий содержательный компонент, подбирался как традиционно преподаваемый, так и примыкающий к данной теме, расширяющий кругозор учащихся, удовлетворяющий индивидуальным потребностям отдельных учеников.
Технологический компонент включает в себя определение методов и способов реализации повторения. Выбор тех или иных методических приемов обусловлен поставленными целями и особенностями учебного материала, входящего в содержательный компонент.
Тип урока: урок повторения.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы: когнитивно-креативный, репродуктивный, частично- поисковый, групповой.
Вид работы: самостоятельная работа, коллективная работа
План урока
1. Организационный момент
2. Разминка «Веришь - не веришь»
3. Графики.
4. Проверь себя
5. Будьте внимательны.
6. Решаем линейные уравнения и неравенства.
7. Уравнения, еще раз уравнения.
8. Решаем уравнения по теореме Виета.
9. Проценты.
10. Комбинаторика.
11. Игра «Морской бой»
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы вместе с вами проведем интегрированный урок по физике и математике. На этом уроке, в ходе повторения, хотим показать вам тесную связь между математикой и физикой. Все разделы математики и физики на одном уроке не можем охватить, рассмотрим только отдельные темы. Включены те задания, которые часто встречаются в ЕГЭ, как по физике, так и по алгебре. Работать будем по группам.
Урок состоит из нескольких страниц, где вас ждут различные интересные задачи, которые вы должны решать индивидуально, а затем прийти к единому мнению, к правильному ответу. Постарайтесь работать дружно, экономьте время, правильно распределяйте труд между членами команды. Отвечайте сидя, не вставайте, отвечают капитаны команд. Правильные ответы будете фиксировать на листочках.
(Класс делится на 3 команды. Команды будут выполнять определенные задания по физике и математике).
Веришь – не веришь (разминка)
1. Динамометр - прибор для измерения силы.(Да)
2. Миллиметр – сотая часть метра. (Нет)
3.300 секунд – это 5 минут. (Да)
4. Литр – единица измерения массы. (Нет)
5. Солнце – источник жизни на земле. (Да)
6. Линейка – прибор для измерения объема жидкости. (Нет)
7. Спидометр – прибор для измерения скорости. (Да)
8. Прибор для измерения атмосферного давления – барометр. (Да)
9. Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени. (Да)
10. Единица измерения плотности – м3. (Нет)
1. Графики
Как называется функция вида y=kx+b?
1. Установить соответствие: 1) k0, b0; 2) k0, bkb0; 4)kb .
Как называется функция вида y=kx
Написать функцию прямой пропорциональности к графику функции: Отв.3)
1) y= x; 2) y= - 2x; 3) y=2x 4) y=4x
Какое из следующих уравнений движения описывает равномерное движение:
1)х1= - 0,4t2 , 2)х2= 400 – 0,6t , 3) х3= - 300- 1,5 t 2, 4) х4= 8t
Отв. 2), 4).
Уравнение движения материальной точки имеет вид:
х=2+5t
Скорость материальной точки равна:
1) 2 м/с, 2) 5 м/с, 3) 10 м/с, 4) 1 м/с. Отв. 2)
По графику укажите границы изменения силы F,при которых зависимость удлинения проволоки от силы F является прямой пропорциональностью
1) (0; 600) 2) (0;1000) 3) (0; 1600) 4) (0; 200) Ответ: 2)
В таблице представлены результаты исследования зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. Какое значение напряжения должно стоять в пустой клетке?
1) 20 2) 12 3) 16 4)18 Ответ: 16)
На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?
х
х
х
х
t
t
0
t
0
0
0
t
2) 3) 4) Отв.4)
На рис.1приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Укажите соответствующий ему график зависимости пути от времени (рис. 2).
v,м/с
10
8
6
4
2
| t,с S, м 10 8 6 4 2 0 1 2 3 4 | | 4 | | 3 |
| Рис.1 | | | | |
| | | | | 2 |
| | 1 | | | Рис.2 |
| | | | | t,с |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
0 1 2 3 4
1 2) 2 3) 3 4) 4 Отв.4)
2. Проверь себя
| Найдите скорость на втором участке пути. Найдите общее время, потраченное туристами на отдых Найдите длину пути, пройденного туристами. Ответ: 1). 2км/ч 2). 3 ч 3). 24км |
3. Будьте внимательны (по теме «Механические явления»)
1. Буксирный катер за 3 часа проплыл 54 км. Определите скорость катера.
1)3 м/с; 2) 5 м/с 3)15 м/с; 4) 18 м/с Отв. 2)
2. Турист, двигаясь равномерно, прошел 1000м за 15 минут. Турист двигался со скоростью
1) 0,25 км/ч; 2) 4 км/ч; 3) 6,6 км/ч; 4) 66,6 км/ч Отв. 2)
4. Решаем линейные уравнения и неравенства
(по группам, каждой группе по 1уравнению и по 1 неравенству)
1 группа: 3х+2(х-1)≥8 5 + х2=(х+1) (х+6) (-1/7) | 2 группа: 4х – 5(х+2)≤ -13 4(х-3) +5(х+4)= - 1 | 3 группа: 2х-4(х-5)≥10 х2 + х(6-2х)=(х-1) (2-х) -2 |
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Х ≥ 2 | Х ≥ 3 | Х ≤ 5 |
-1/7 | -1 | -0,4 |
.
5.Уравнения, еще раз уравнения
К акое уравнение называется квадратным?
Как называется выражение вида:
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант равняется нулю?
Какое максимальное число корней может иметь квадратное уравнение?
Какое квадратное уравнение называется приведенным?
Н азовите математика, доказавшего, что сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение – свободному члену.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2;1 | 5;1 | -2;1 | 4;-1 | -4;-1 |
У равнение координаты тела имеет вид:
Через какое время координата х=50м?
1) 5с 2) 4с 3) 6с 4) 2с Ответ: 3)
6. Проценты
При покупке стиральной машины стоимостью 6500 руб покупатель предъявил вырезанную из газеты рекламу, дающую право на скидку 5%. Сколько он заплатит за машину?
1) 325р 2) 3250р 3) 6175р 4) 6495 Ответ: 3)
Дым от одной сигареты содержит 5 мг никотина. Сколько яда примет человек за один день. Выкурив 20 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
1) 20мг 2) 50мг 3)10мг 4)100мг Ответ: 1)
Воспитательный момент: Люди, начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто начал курить после 25 лет. Смертельная доза никотина подростка – полпачки сигарет, выкуренная сразу. По данным американских ученых, курильщик живет на 13-14 лет меньше некурящего, а каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5 мин 30 с. Вот мы подсчитали, на сколько сокращается жизнь за 1 год, если будете курить всего одну сигарету в день:
Ответ:
5мин 30с•1 сигарета=5мин 30с=330с
330с•30•12=118800с за год.
Значит, 1 сутки 9 час
( Видеозапись выступления медработника Натальи Владимировны)
7. Комбинаторика.
Задачи:
1. Какие из следующих событий являются случайными?
Когда вы вырастите, вас выберут президентом России.
Вы выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее.
1 сентября будет контрольная работа по математике.
30 февраля будет вьюга.
Ответ: 1)
2. В коробке лежат 10 красных, 2 синих, 1 белый шар. Из коробки вынимают 2 шара. Какие из следующих событий являются достоверными?
1) Вынули 2 красных шара.
2) Вынули 2 белых шара.
3) Вынули 2 шара.
4) Вынули 2 кубика.
Ответ: 3)
3. В корзине лежат груша и яблоко. Из корзины достают один фрукт. Какова вероятность того, что достали одно яблоко?
Ответ: 0,5.
8. Игра «Лабиринт»
Играем на доске: каждой команде свои формулы, нужно выражать то или иное неизвестное.
Домашняя работа: Решить работу № 11, №38 ( Р)
Методические рекомендации
Данный интегрированный урок «По волнам моей памяти - физики и математики» дает возможность выяснить примерный объем знаний, умений и навыков, учащихся по темам: «Линейная функция», «Прямая пропорциональность», «Линейные уравнения и неравенства», «Квадратные уравнения», «Проценты», «Комбинаторика», «Механическое движение», «Закон Ома».
При проведении уроков учителям математики и физики необходимо:
1. Активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения;
2. Использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения);
3. Необходимо добиться успешного овладения учащимися тех результатов, которые формируются в основной школе.
Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт, но особую роль учителя математики и физики должны отводить вопросам итогового повторения. При повторении следует включать те темы и разделы физики и математики, которые вызывают затруднение у учащихся при сдаче ЕГЭ.
Расширить применение функций и графиков при изучении других разделов физики.
Целесообразно организовать индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ систематически фиксировать продвижение ученика по пути достижения уровня запланированных требований.
Использованная литература:
1.Камзеева Е.Е. и др ГИА-2010. Физика.-: ООО «Астрель», 2010.
2.Камзеева Е.Е и др ГИА-2010. Физика.-: Интеллект-центр, 2010.
3.Кузнецова Л.В и др Алгебра. – М.: Просвещение, 2009
4.Кузнецова Л.В и др ГИА-2010. Алгебра. - : Интеллект-центр, 2010.
5.Макарычев Н.Ю и др Алгебра.- М.: Просвещение, 2009
6.Щербакова Ю.В Занимательная физика. – М.: Просвещение, 2009
7.Журналы: Математика. Приложение «Первое сентября» №5, 2009.
Читаем, учимся, играем №2,5, 2009
8.Интернет.
Урок сопровождается с презентационными слайдами в Power Point.