СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Условия плавния тел".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 7 классе к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7класс". Тип урока: изучение нового материала. Сформулировать у учащихся умение опытным путем определять условия плавания тел с учетом уровня обученности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Условия плавния тел".»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СКНАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Кантемировского муниципального района Воронежской области







Конспект открытого урока


по физике


«Условия плавание тел»






Подготовила: Постникова Н.В.








Тема урока: «Условия плавания тел».


Без сомнения, все наши знания

начинаются с опыта.

Кант Имануил

(1724-1804)


Цели урока:

Выяснить условия плавания тел, сравнивая плотности тела и

жидкости; Архимедову силу и силу тяжести.

Сформулировать у учащихся умение опытным путем

определять условия плавания тел с учетом уровня обученности

учащихся.


Развитие умения проводить опыт, эксперимент, анализировать

результат эксперимента, обобщать, делать вывод, уметь

доказывать свою точку зрения.


I. Организационный момент. II. Актуализация знаний

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела жидкость?

Ученик: Архимедова сила.

Учитель: Как направлена эта сила?

Ученик: Она направлена вертикально вверх.

Учитель: От чего зависит Архимедова сила?

Ученик: Архимедова сила зависит от объема тела и от плотности жидкости.

Учитель: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется Архимедова сила?

Ученик: Тогда для подсчета Архимедовой силы надо использовать формулу Рарх = Рж х g х V, V – объем той жидкости тела, которая погружена в жидкость.

Учитель: Какими способами можно на опыте определить Архимедову силу?

Ученик: Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, ее вес и будет равен Архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна Архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела можно вычислить архимедову силу.

Учитель: В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?

Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?

Постановка учебной проблемы. Целеполагание и мотивация.

Проводим опыт. Сделайте из фольги маленький кораблик, положите на поверхность воды. Кораблик плавает. А если этот   кусочек фольги плотненько сверните в комочек – он тонет. Почему же одно  и тоже  тело ведёт себя по-разному?

Учитель: И так мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это.

Запишите в тетради тему урока: "Условия плавания тел". Цель урока (формулируем совместно с обучающимися): Изучить условия плавания тел в жидкости, научиться применять полученные знания. Давайте еще раз прочитаем слова эпиграфа. Как вы понимаете смысл высказывания?

Учитель: Источниками физических знаний являются наблюдения, опыты, эксперименты.

Изучение нового материала.

Учитель: Проведём опыт 1. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустим их в стакан с водой.

А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.

(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду).

Задание 1.

Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри жидкости.



Сравните силы




_____________________



Задание 2.

Опустите в стакан с водой железный и деревянный бруски.Как ведут себя бруски?


Железный брусок____________ Деревянный брусок____________


Обозначьте силы, действующие на бруски, в каждом случае.





Железный брусок Деревянный брусок










Сравните силы, действующие на бруски, в каждом случае.


________________________ ________________________

Учитель: Итак, мы решили проблему?

Как вы думаете, удобно ли нам использовать полученные условия плавания тел для определения: будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости?

(Дети отвечают, что неудобно, слишком долго придется вычислять).

Индивидуальная работа. Продолжаем исследования

карточка1. провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. результаты оформить в виде таблицы.

плотность жидкости

плотность вещества

тонет или нет

 

 

 

для выполнения задания нужны сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь , фарфоровый ролик ,проволока из алюминия.

карточка 2.

1. Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде.

2.Найдите в учебнике таблицу плотностей (стр.50) соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

3.Запишите результаты.

Плотность воды плотность вещества положение тела в воде

Парафин-

Пробка-

4. Сравните плотности веществ с плотностью воды ( больше или

карточка 3.

1.Рассмотреть условие плавания тел в зависимости от плотности жидкости.

2.Поместить картофелину в воду, рассмотреть положение картофелины.

3.Поместить картофелину в соленую воду, рассмотреть положение картофелины в соленой воде.

4. Сделать вывод о зависимости положения тела в жидкости от плотности жидкости.


Карточка 4

1.Рассмотреть условие плавания тел в зависимости от изменения формы тела.

2.Бросить кусок пластилина в воду, рассмотреть положение пластилина в воде

3. Сделать из пластилина лодочку, рассмотреть положение тела в жидкости.

4.Сделать вывод зависимости условия плавания тел от объема погруженной части тела в жидкости.

карточка 5.

1. Сравнить глубину погружения в воде деревянного кубика и кубика из пенопласта.

2. Поместить данные кубики в жидкость большей плотности (шампунь).

Выяснить отличается ли глубина погружения кубиков.

3.Сделать вывод.

Построение теории явления плавания тел. Переходим к обсуждению результатов.

выясним: какие тела плавают, какие тонут?

ученик: если плотность вещества больше плотности жидкости, то тела тонут, а если плотность вещества меньше плотности жидкости, тела плавают. рв рж – тонет; рв рж – плавает

Учитель:можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину и пластилин?

ученик :чтобы картофелина плавала, необходимо насыпать соли в воду. У соленой воды увеличилась плотность, и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла, и FA увеличилась.

ученик: мы сделали из пластилина лодочку или коробочку, и она тоже плавает. У нее больше объем, чем у куска пластилина и это значит и FA увеличилась.

Учитель: Итак, чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила. Посмотрим как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости? Вопрос к группе 5. Что вы заметили?

ученик: Глубина погружения разная, пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево погружено частично в жидкость.

Построение теории явления плавания тел. Обсуждение результатов групповой работы (заполнение строк таблицы по результатам отчётов групп о выполнении задания)

Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. Давайте вспомним когда тела тонут, плавают и всплывают, сравнив плотности тела и жидкости.

  1. Какие две силы действуют на любое тело, находящееся в жидкости? Куда каждая из них направлена?

  2. Как будет вести себя сплошное тело, полностью погруженное в жидкость, в случае, если сила тяжести больше выталкивающей силы?

  3. Как будет вести себя сплошное тело, полностью погруженное в жидкость, в случае, если сила тяжести равна выталкивающей силе?

  4. Как будет вести себя сплошное тело, полностью погруженное в жидкость, в случае, если сила тяжести меньше выталкивающей силы?

Задание: заполнить таблицу «Условия плавания тел»( по ходу беседы)


Тело тонет

Тело плавает

Тело всплывает

FT FA

FT = FA

FT A

ρT ρЖ

ρT = ρЖ

ρT Ж

Решение компетентностно-ориентированных заданий по теме

Учитель:Поработаем с таблицей плотностей веществ.

  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?

  2. В какой жидкости утонет лёд?

  3. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

  4. Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует большая выталкивающая сила?

  5. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?

  6. А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?

  7. В какой воде и почему легче плавать?

А где учитывают эти условия в природе и технике ?

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу .

Сообщение: Средняя плотность человека несколько больше, чем воды, поэтому в пресной воде не умеющий плавать человек тонет.

У соленой воды плотность выше. Плотность воды в заливе Кара-Богаз-Гол в Каспийском море почти на 20% больше, чем у пресной воды. В этом заливе невозможно утонуть. Можно лечь на воду и читать книгу.

Не надо бояться воды, даже если сведет ногу : можно держаться на воде, слегка шевеля ладонями, если погрузиться полностью, а тем временем размять ногу.


Учитель: Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. Перейдем на следующий слайд и посмотрим фильм о подводной лодке.


Сообщение «Картезианский водолаз»:«Французский ученый Рене Декарт (1596—1650) для демонстрации гидростатических явлений придумал особый прибор. Высокий сосуд наполнял водой, оставляя сверху небольшой объем воздуха. В сосуд опускал небольшую полую фигурку – «водолаза». Фигурку частично заполнял водой так, чтобы она немного выступала над уровнем воды в сосуде. Сверху сосуд плотно закрывал куском тонкой кожи. Нажимая на кожаную мембрану, можно было заставить фигурку плавать в воде на любой глубине, всплывать, а также тонуть. Опыт был так популярен, что игрушку в честь Декарта назвали картезианским водолазом (по латыни его фамилия Cartesius звучит как Картезий). С помощью картезианского водолаза можно демонстрировать закон Паскаля, архимедову силу, условия плавания тел.

Учитель:В современных условиях можно изготовить прибор, используя пластиковую бутылку с водой и пробирку или пипетку в качестве «водолаза». Наполните пробирку (пипетку) водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. Опустите пипетку – водолаза в бутылку, герметично закройте бутылку крышкой. При нажиме на стенки сосуда, водолаз начнёт заполняться водой. Изменяя давление, добейтесь, чтобы водолаз выполнял ваши команды: «Вниз!», «Вверх!» и «Стоп!» (остановка на любой глубине).

Самостоятельная работа

1. В воду погружены бруски одинакового объёма. У какого из них больше плотность

А) Одинаковая плотность.

Б) Слева.

В) В центре.  

Г) Справа.

2. На рисунке показаны одинаковые тела, находящиеся в сосудах с разными жидкостями. В каком сосуде плотность жидкости наибольшая?

А) на первом слева.

Б) на втором слева.

В) на третьем слева.  

Г) на четвертом слева.

3. Шарик плавает в керосине.

А) Такой шарик будет плавать внутри воды.

Б) Нельзя сказать, будет ли в воде такой шарик плавать или утонет.

В) В воде шарик утонет.

Г) В воде шарик будет плавать на поверхности.

Самопроверка


1

2

3

в

в

г



Подведение итогов: анализ деятельности и оценка результатов

Исходя из полученных знаний, можно объяснить результаты опытов, продемонстрированных в начале урока.

Рефлексия деятельности.

Проанализируйте свою работу на уроке, подведите итоги, используя приём незаконченных предложений:

  • «Сегодня на уроке я узнал, что…»

  • «Мне было интересно…»

  • «Мне было особенно трудно…»

  • «Для меня осталось непонятным… и я …»

Дифференцированное домашнее задание:

  1. § 50 прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы

  2. Упр.25(1,2)- устно

Подготовьте по темам «Надводный транспорт», «Подводный транспорт», «Плавание судов» презентацию или сообщения, используя ресурсы сети Интернет.

Изготовьте прибор Декарта, пронаблюдайте за поведением «водолаза», объясните, почему он всплывает и тонет в зависимости от степени сжатия бутылки, и продемонстрируйте его действие.

Полезную информацию можно найти в Интернете:

Устройство: http://opodelkah.ru/forum/25-63-1

Посмотреть в действии: http://www.authorstream.com/Presentation/User_id-229492-7-education-ppt-powerpoint/ или http://www.univertv.ru/video/fizika/mehanika/7b34f1e3/poplavok_dekarta/?mark=all

Дополнительный материал:

Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!