СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Украина на планете Земля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.    Украина на планете Земля.

Цель.   Дать детям общее представление о расположении Украины на карте; учить правильно работать с контурной картой; развивать наблюдательность, память, внимание; воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование. Глобус, физическая карта Украины, карта полушарий,  презентация, контурные карты, карта полушарий, запись клипа про Украину

Тип урока: комбинированный

Ход урока

І. Организация класса к уроку

Мы с радостью гостей в нашем классе встречаем.

И с настроением хорошим урок начинаем.

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Успехов вам! Все ли готовы к уроку? Дети: Да! Учитель: Тогда вперед!

«Психоформула»: Во время урока мы будем:

         Не просто слушать, а слышать.

         Не просто смотреть, а видеть.

         Не просто отвечать, а рассуждать.

         Дружно и плодотворно работать.        (все отвечают дети)

II. Актуализация знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания

1.1. Фронтальный опрос

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Сохраним природу Земли вместе)

Почему природу нужно охранять?

Как и чем загрязняется воздух?

Как и чем загрязняются водоемы?

Чем загрязняется почва, и как она разрушается?

Какие международные мероприятия по сохранению природы на Земле вы знаете?

1.2. Демонстрация плакатов «Планета Земля в опасности»

Кто подготовил рисунки - рассказывают об их содержании

Какие основные выводы вы сделали для себя после изученной темы?

ІІІ. Мотивация

1.Вступительная беседа Слайд № 1

Всего на карте мира 185 стран. Сегодняшний наш урок посвящен одной из множества стран, которые есть на физической карте. Какой именно, вы узнаете, прослушав песню.

  Мы с вами уже неоднократно говорили об Украине на уроках гражданского образования. Сегодня  впервые мы начинаем вести разговор о нашей Родине на уроках природоведения, чтобы узнать много нового и интересного об Украине!

2. «Ассоциативный куст». Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получает символичное солнышко с лучиками, на которых вам нужно будет записать слова и фразы, которые приходят в голову на тему «Украина». 

 Выберите, кто будет презентовать вашу работу.

3. «Круг идей». Запись информации учителем на доске.

- Группы, пожалуйста, поделитесь своими мыслями об Украине.

Каждая группа по очереди озвучивает лишь один аспект обсуждаемой темы. Учитель по кругу спрашивает все группы по очереди, пока иссякнут мысли. Это позволяет каждой группе рассказать о результатах своей работы, избегая ситуации, когда одна пара, выступает первой преподает всю информацию.

 

- Что для вас есть Украина? (Ответы детей)

 

Как много вы уже знаете про нашу Родину!

 

4. Саморефлексия.

Перед тем, как двигаться дальше, я предлагаю вам отметить,  что вы умеете, знаете и цените отметьте (+), а если не знаете - значком (-).

 

ІV. Сообщение темы и задач урока

 Итак,  наша задача на сегодняшнем уроке: узнать, где находится Украина, с какими странами граничит, какую площадь занимает территория Украины на земной поверхности, работать над развитием внимания, памяти, совершенствовать навыки работы с ка-ртой;  любить свою Родину.

 

Тема нашего урока «Украина на планете земля» Слайд № 2

 

V. Восприятие и осознание учебного материала.

1.Рассказ с элементами беседы и практической работы.

 

1.1.Создание учениками опорного конспекта

Самое интересное занятие на свете – путешествовать. Сколько любопытного можно увидеть и узнать в пути, сколько приключений ждёт в дороге, сколько чудесных открытий можно совершить! Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в увлекательное космическое путешествие! На чем бы отправимся покорять космос? (На ракете) Слайд № 3

Итак, готовы. Пристегните ремни. Мы отправляемся в полет.   Слайд № 4

- Что вам напоминает наша планета из  иллюминаторов ракеты? (Мяч, или шар, или глобус).

Показываю глобус

- Что такое глобус? (Глобус - это модель Земли, ее точное воспроизведение, уменьшене в десятки миллионов раз.)

- Давайте посмотрим на карту полушарий.

Сколько всего материков на планете Земля? (6) Назовите их и покажите ка карте.

Один ученик показывет по карте

 - На каком из шести материков мы могли бы увидеть территорию Украины. (Евразии)

В каком полушарии находится этот материк? (В скверном полушарии)

- В какой ее части? (В северной)

  Раз мы уже начали путешествовать, сделаем остановку на станции «Географической» и изменим вид транспорта, чтобы лучше, ближе рассмотреть территорию Украины.

- Какие будут предложения? (Самолет).

Наш самолет поднимается над Украиной. Слайд № 5

Мы видим большую по площади территорию - 603700 кв. км. (Показываю по физической карте Украины и креплю надпись)

 Находится в Центральной и Восточной Европе. Если бы мы задумали пройти пешком с запада на восток, то на это надо затратить до 100 дней, а весь путь протянулся на 277 км. Размерами территории  уступает только России и Казахстана, а в Западной Европе (показать на карте) превышает площадь крупнейших стран - Франции (544 тыс. кв. км.) и Испании (505 тыс. кв. км).

- Выполнить вычисления и узнать на сколько больше Украина чем Франция и Испания. Есть желающие?

На 59700 кв. км больше, чем тер. Франции.

На 98700 кв. км больше, чем территория Испании

2. Работа в парах

А хотите сами попробовать узнать, какова протяженность Украины?

Для этого нам понадобятся линейки. Откройте форзац учебника. Перед вами физическая карта Украины.

  • Измерьте линейкой длину на карте  в см между самыми дальними точками с севера на юг, с запада на восток.

Покажем, зде находится условно север- юг, запад-восток.

Крайним восточным пунктом является поселок городского типа Милва Луганской области, а крайним западным пунктом - г. Чоп Закарпатской обл. Крайняя северная точка - с. Муравьи Черниговской обл.,

а южная - мыс Сарыч в Крыму.

- Давайте определим, какие у вас получились расстояния.

- С запада на восток - ___________

- С севера на юг - ________________

Что нам еще нужно знать для дальнейшего вычисления? (Масштаб)        

Что такое масштаб?

- Итак, объясните, как используя знания масштаба, определить протяженность территории на земной поверхности. (Зная, что в 1 см до 100 км, нужно  27 см х 100 и получим нужный ответ).

  Итак, с запада на восток Украины простирается на 2700 (1270) км, а с севера на юг - на 1900 (839) км.

Почему на карте полушарий и глобусе много голубого цвета, а на физической карте Украины - мало?

Какие цвета преобладают на физической карте и почему?

Прочитайте условные обозначения в левом нижнем углу карты.

Посмотрите, как правильно показывать границы Украины.

- Возьмите карандаш и проведите ею по всем границам Украины. (Один ученик работает с картой Украины на доске, все другие — с картами в тетради или в учебнике.)

- Проведите исследование: определите и назовите страны, с которыми она граничит.

   Наше государство имеет 7 соседей. На западе Украина граничит с Румынией, Молдовой, Венгрией, Словакией и Польшей, на севере - с Белоруссией, на востоке -  с Россией. На юге - широкий выход к двум морям: Черного и Азовського.

  Общая протяженность границы страны - 7643 км

1050 км границы приходится на моря.

- Определить, сколько на сушу? (7643-1050 = 6593 км)

3. Работа с контурными картами.

На станции «Картографическая» поработаем с контурными картами.

Отметьте на них:

• границы Украины;

• Киев;

• Азовское и Черное море;

• страны-соседи Украины.

Поможет вам в этом физическая карта Украины в ваших тетрадях

Вспомните, каким цветом обозначаем границы? (Красным цветом.)

 - Как  делаем надписи? (Печатными буквами.)

- Обратите внимание на условные обозначения Слайд № 6

- Работаем внимательно и аккуратно, при необходимости можно обратиться к своему товарищу, если будут возникать трудности. (Работают).

- Вы очень хорошо выполнили работу.

4. Физкультминутка под музыку

VІ. Осмысление учащимися знаний.

Следующая наша остановка станция «Самостоятельная»

  1. Откройте тетради на с. 42. Дайте ответы на вопросы. В помощь вам будет статья учебника  с.106

 

Ребята, по моему мы достаточно попутешествовали и можем с багажем знаний возвращаться домой. Возвращаемся в наш класс.

 

VІІ. Обобщение и систематизация изученного

1. Игра «Да или нет»

 

Давайте вспомним, какими мы были внимательными во время нашего полета

 Вам нужно быстро дать ответ «Да» или «Нет»

Украина расположена в восточном полушарии.

Украина имеет общую границу с тремя государствами.

Три моря омывают нашу страну.

На юге Украины имеет морские границы.

Северный сосед Украины - Белоруссия.

Южный сосед - Африка.

Черное море омывает юг Украины.

Украина находится в Азии.

VІ.  Итоги урока. Рефлексия

- Я сегодня получила большую радость от работы с вами, ведь вы так любопытны, сообразительные, умные. Об этом свидетельствуют ваши ответы.

- Вспомните, чего вы ожидали в начале урока?

- Оправдались ли ваши надежды?

- Что узнали нового? Можете ли вы теперь дополнить + в своих листочках?

- От чего получили удовольствие?

2. Сейчас мы обобщим наши знания и составим коллективный сенкан. Слайд № 7

1. существительное, отражающее тему: УКРАИНА

2. Прилагательные: СВОБОДНАЯ, БОЛЬШАЯ

3. Глаголы: ЖИВЕТ, расцветают, веселит

4. Фраза, выражает личное отношение к теме: Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ УКРАИНУ

5. Одно слово - синоним названия темы: РОДИНА

VІI. Домашнее задание.

  1. Учебник: с. 106 – 107, ответы на вопросы
  2. Работа в тетради  на с. 42.

* Подготовить презентацию “Наша Родина-У

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!