СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

  • Образовательная: обеспечить формирование понятия «равнодействующая сила» и усвоение правил нахождения равнодействующей двух  сил, действующих на тело вдоль одной прямой.
  • Воспитательная: содействовать формированию научного мировоззрения учащихся, познавательного интереса.

ü    Развивающая: развивать и совершенствовать память, внимания, логическое мышление; познавательный интерес.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой"»

Физика. Учитель: Уколова С.А.

Тема: «Сложение двух сил, действующих по одной прямой. Равнодействующая сила»

Цели урока:

  • Образовательная: обеспечить формирование понятия «равнодействующая сила» и усвоение правил нахождения равнодействующей двух сил, действующих на тело вдоль одной прямой.

  • Воспитательная: содействовать формированию научного мировоззрения учащихся, познавательного интереса.

  • Развивающая: развивать и совершенствовать память, внимания, логическое мышление; познавательный интерес.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения урока: урок-беседа

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Задачи урока:

а) формирование представления о равнодействующей сил, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Определение цели и задачи урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Активизация опорных знаний.

  5. Мотивация.

  6. Формирование новых знаний.

  7. Физминутка (коррекция зрения) .

  8. Закрепление новых знаний.

  9. Обобщение и систематизация знаний.

  10. Домашнее задание.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Вхожу в класс, здороваюсь, отмечаю отсутствующих.

2. Определение цели и задачи урока.

(слайд 1)

Иллюстрацию к какой детской сказки вы видите? Сегодня мы с вами на уроке попробуем дать физический смысл детской сказке. Действительно без мышкиной мускульной силы не вытащили бы репку? Чтобы решить эту задачу, нам необходимо изучить новое понятие.

    1. Проверка домашнего задания. Активизация знаний

Но для того, чтобы это сделать, нам с вами необходимо вспомнить предыдущий материал по теме «Силы».



(3 человека выходят к доске и выполняют задание по карточкам.)




(слайд 2-5)

В это время весь класс выполняет задание в тетради: (компьютерная презентация)

Вопросы:

1) Закончите фразу: сила тяжести – это… вес тела – это… сила упругости – это…
2) Запишите формулы: силы тяжести, веса тела, силы упругости
3) Запишите единицы: силы тяжести, веса тела, силы упругости
4) Силу измеряют с помощью прибора, называемого…

– Теперь отложим свои ручки и займёмся проверкой своих работ, возьмите ручку с другим стержнем, исправьте ошибки и поставьте себе оценку. (На экране высвечиваются правильные ответы).
– Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки? 
– Одна ошибка? 
– Две ошибки? 
– Более двух?

(слайд 6-16)

Затем проверим учеников возле доски. (Правильные ответы – на экране).

5. Мотивация

Чаще всего в реальной жизни на любое движущееся или покоящееся тело действует не одна сила, как было рассмотрено ранее, а несколько сил. Как в предыдущих заданиях и сказке про репку.

(слайд 17)

Вопрос для обсуждения: «Как определить, в какую сторону будет двигаться тело, если на него действует несколько сил?».

(слайд 18)

Попробуем решить такую задачу. Вы с другом перевозите на тележке груз, причём один из вас тянет за ручку, прикладывая горизонтально силу F1=100Н, другой толкает тележку сзади, действуя с силой F2=80Н, направленной горизонтально (рис.146). Какова сила, которая двигает тележку?
Часто тела движутся под действием нескольких сил. При этом очень удобно все силы заменять одной силой, которая называется равнодействующей силой.

(слайд 19) Тема нашего урока: «Равнодействующая сила».

  1. Изучение нового материла.

(действие сонаправленных сил)

(слайд 20)

Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.

(слайды 21 – 24)


Давайте рассмотрим ситуации, когда силы направлены в одну или в противоположные стороны. Мы должны узнать, чему равна равнодействующая и в какую сторону она направлена?

(Слайд 25)

7. Минута отдыха (упражнение для глаз)

Потрите ладони рук и плотно прижмите их к глазам крест на крест, так чтобы под руками была полная темнота. Посидите и отдохните так 1 минутку.

(Слайд 26)


Вернёмся к нашей сказке про репку. Введём следующие данные: Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

(Слайд 27)

Ответ. Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дед тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н. Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.

Ребята, вы сегодня ввели новое понятие равнодействующей сил, сами ввели правила нахождении равнодействующей сил, направленных в одну и в противоположные стороны. А теперь применим полученные знания для решения задач.

8. Закрепление новых знаний.

Нахождение модуля и направления равнодействующей сил

(слайд 28)

1. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А? (Устно) (слайд 29)

2. Чему равна равнодействующая трех сил, приложенных к телу в точке А? (Устно)

3. (Устно) На вопрос, чему может быть равна равнодействующая двух сил 2 и 5 Н, действующих на тело по одной прямой, некоторые учащиеся дали ответы: 10; 7; 5; 4; 2; 3; 8 Н. Из приведенных ответов укажите правильные. (слайд 30)

4. Могут ли силы 5Н и 7Н, приложенные к одному телу, вдоль одной прямой, дать равнодействующую, равную 1Н; 2Н; 5Н; 12Н; 15Н; 0Н.


Решение: R= 5 Н+7 Н=12 Н

(слайд 31)

5. На тело вдоль одной прямой действуют две силы 20 и 30 кН. Изобразите эти силы графически для случаев, когда их равнодействующая равна 10 и 50 кН. (слайд 32)


6. Сила F1 =20 Н и неизвестная сила F2 приложены к телу вдоль одной прямой. Каковы возможные значения силы F2 , если равнодействующая сил F1 и F2 равна 25 Н?

Решение:


Дано:

F1 =20 Н

R =25 Н

Решение: 1. Когда силы F1 и F2, приложенные к одному телу и направлены вдоль одной прямой, тогда

R= F1 + F2

F2 = R - F1 =25 Н -20 Н=5 Н



F2 -?

Ответ: F2 =5 Н



(слайд 33)

  1. Парашютист весом 800 Н спускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха при равномерном движении парашютиста? Чему равна в этом случае  равнодействующая сил, действующих на парашютиста?

(слайд 34,35)

Вам необходимо в соответствующую клетку поставить знак «+» или «–».
– Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо сложить, то ставим знак «+».
– Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо вычесть, то ставим знак «–».

  1. Два мальчика тянут канат в противоположные стороны. Рассчитать равнодействующую сил тяги мальчиков.

  2. Спортсмен держит на вытянутой руке гирю. Равнодействующая силы тяжести спортсмена и гири…

  3. Парашютист с раскрытым парашютом опускается на землю. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха…

  4. Маленький мальчик сел к папе на колени. Равнодействующая силы тяжести мальчика и папы…

  5. Камень бросили в воду, и он опускается на дно озера. Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления…

Проверка (слайд 36)

  1. Обобщение и систематизация знаний


Выводы:

  1. Действие нескольких сил, приложенных к телу, можно заменить их равнодействующей.

  2. Направление равнодействующей двух сил, действующих вдоль одной прямой, определяется направлением большей из них.

  3. Если равнодействующая сил, приложенных к телу, равна нулю, то оно либо покоится, либо движется с постоянной скоростью.

  4. Если равнодействующая сил не равна нулю, скорость тела изменяется.



(слайд 37-38)

  1. Домашнее задание:

Изучить §31, уметь отвечать на контрольные вопросы к §29. Решить задачу № 1 из упражнения 12, дорешать задачу №2



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!