СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Праздники и календари (ислам и буддизм)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение темы «Праздники и календари» отводятся 2 часа (Уроки 23, 24)

Цель урока:

Освоение учащимися этнического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира. Познакомить с праздниками исламской и буддийской культур. Закрепить ключевые понятия «традиции», «праздник»

2. Способствовать воспитанию ценностного отношения к культурным традициям разных религий 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Праздники и календари (ислам и буддизм)"»


«Основы мировых религиозных культур»

Урок 24. «Праздники и календари (ислам, буддизм)»


На изучение темы «Праздники и календари» отводятся 2 часа (Уроки 23, 24)


Цель урока:

Освоение учащимися этнического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.



Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира. Познакомить с праздниками исламской и буддийской культур. Закрепить ключевые понятия «традиции», «праздник»



2. Способствовать воспитанию ценностного отношения к культурным традициям разных религий

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Знание не менее двух-трех праздников народов разных религий: ислама («Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Мавлид»), буддизма («Дончод», «Сагаалган»,). Умение выделять главные особенности праздников в разных религиозных культурах России;

Метапредметные:

Познавательные: умение находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы; используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; осуществлять взаимоконтроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях; уважительное отношение к культуре разных религий

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.



Основные термины и понятия: 

праздники исламской культуры: Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Мавлид;

праздники буддийской культуры: Сагаалган, , Дончод



Ход урока

I этап.  Вводный

1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Будьте все внимательны.

Активны и старательны.

2. Повторение изученного. Актуализация знаний

- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Заслушиваются ответы)

- Что можно сказать о национальном составе населения нашей страны?

- Россия – многонациональная страна. В ней живут столетиями рядом русские и украинцы, татары и калмыки, ногайцы и армяне, дагестанцы и башкиры, а также десятки других народов. Исторически сложилось, что народы России исповедуют религии, являющиеся традиционными (стр. 7 учебник)

- Объясните значение слова «традиции»

Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.



-Изучая курс «Основы мировых религиозных культур» мы с вами знакомимся с традиционными религиями России.

- Какие традиционные религии есть в России? (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) - Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом.

- Назовите тему предыдущего урока. («Праздники и календари»).

1)- Что такое праздник? (Праздник- день торжества, установленный в честь или в память кого-либо или чего-либо. Словарь С. Ожегов, Н. Шведова)

- Для чего нужны праздники?

Учитель обобщает высказывания детей.

- У народов разных религий существуют свои праздники.

- С праздниками каких религий познакомились на предыдущем уроке? (Праздники христианства, иудаизма)

2) – Вспомните названия главных праздников иудеев. Прочитайте слоги и составьте из них слова. (Песах, Шавуот, Перим)

На доске:

ПЕ ША

ВУ РИМ ОТ САХ

ПУ

- Что они означают? (главные иудейские праздники).

- Вспомните особенности иудейских праздников по иллюстрациям на слайдах

  • Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)

  • С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)



  • Что изображено на этом слайде?  (Синагога, украшенная зелеными ветвями)

  • В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)

В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.

.

3) Соедините название христианского праздника и событие, которому он посвящён.

Рождество

Рождение Иисуса Христа



Воскресение Иисуса Христа



Пасха



Христос взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца





Троица

Сошествие на апостолов «огненных языков»







3. Постановка целей. Самоопределение к деятельности

- Можно ли сказать, что мы познакомились с праздниками мировых религиозных культур? Почему? (не знаем праздников религий: ислама и буддизма)

- Сформулируйте тему урока. («Праздники и календари»). Каковы цели урока? (познакомиться с праздниками ислама и буддизма)

Узнать…

Познакомиться …

- Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячи лет назад. Всё вокруг: одежда, природа меняется, а национальные праздники продолжают жить.

- На какие вопросы нужно ответить при изучении этой темы?

  • Название праздника

  • В честь какого события

  • Традиции празднования

II этап. Основной (информационно-аналитический)

4. Знакомство с праздниками исламской культуры. Заполнение таблицы на рабочем листе

- Поговорим о мусульманской традиции. Вспомните каковы основные обязанности мусульманина?

  • признание единого Бога – шахада

  • ежедневная молитва (намаз)

  • хадж – паломничество в Мекку

  • закят – милостыня нуждающимся

  • пост в месяц Рамадан

- Пост заканчивается большим праздником Ураза -Байрам


- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза -байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике (стр. 66)

- Кому посвящён этот праздник?

- Название следующего праздника вы сможете узнать, отгадав ребус

м

р



БАЙКАЛ



Индивидуальное сообщение ученика (учитель сопровождает показом слайдов).


Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза-байрам. 

Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).


- В память какого события Праздник жертвоприношений? Как по-другому называется этот праздник? (Курбан-Байрам)

- В основе каждой религии лежит вера в Бога.

- В кого верят христиане? (в Иисуса Христа). В христианстве есть праздники, связанные с именем Иисуса…

- В кого верят мусульмане? (в пророка Мухаммада), поэтому в исламе также есть праздники в честь пророка Мухаммада.

- Прочитайте по учебнику на стр. 66 (абзац 4) об одном из таких праздников. Как называется этот праздник? (Мавлид – день рождения пророка Мухаммада)

-Что вы узнали о празднике Мавлид?

- Праздник Мавлид – это не рождество, Это коллективное собрание, чтобы вспомнить, почтить и помолиться о Мухаммаде как о последнем пророке, который был на Земле.


Физкультминутка.




- Какие праздники исламской культуры узнали?

5. Знакомство с праздниками буддийской культуры. Заполнение таблицы

- Какая религия также относится к традиционным религиям России? (буддизм)

- Впрочем, определение «религия» применительно к буддизму скорее номинативно. Буддизм — это религия без Бога. А. Эйнштейн называл буддизм «самой наукообразной религией». Буддийские ученые постоянно занимались и занимаются медициной, биологией, физикой и астрономией.
- Кто является основоположником буддизма?
(Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама )

- Что обозначает само понятие «будда»? («просветленный»)

В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца). ..

Главными праздниками буддистов являются: Сагаалган — Новый год

Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры

Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни Майдари-хурал — Круговращение



Работа в паре ( карточки 2-х видов)

- Познакомьтесь с важными праздниками буддийского календаря и заполните опорные листы :

___________________________________________________________________________

1. Самым важным праздником в буддийской культуре считается День рождения, просветления и ухода из земного мира Будды - ____________________ (Дончод). Он отмечается в течение ___ дней. В дни праздника проводятся ___________________ (молебны), _____________________ (процессии) и _____________________ (шествия).

Многие дают обет соблюдать _____________________ (пост) и пребывать в _______________ (молчании). Характерный обряд праздника _______________________ (омовение) статуй Будды ___________ (сладкой) водой и _________________ (осыпание) их _______________ (цветами). В этот день украшают храмы и с наступлением темноты _________________________ (зажигают фонарики).

_____________________________________________________________________________



2. Буддийский Новый год - __________________________ (Сагаалган). Праздник длится ____ (15) дней. В эти дни совершается великий ______________________ (молебен), посвящённый ______ (15) чудесам, которые совершил _______________ (Будда). Перед уходом в нирвану ____________________ (Будда) призвал к себе всех ________________________________ (животных) но проститься с ним пришли не все, а только ______ (12): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В благодарность за это появился 12-летний «цикл ______________________(животных)»

III. Закрепление и повторение изученного

- Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет или иллюстрацию и назвать праздник.

1) Игра «Да» - «Нет»

«Да» – руки поднять в верх

«Нет» - руки за голову

  • Буддийский Новый год называется Сагаалган? (да).

  • Праздник жертвоприношения Ханука? (нет)

  • Перед уходом в нирвану Будда призвал к себе всех людей (нет)

  • Праздник Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. (да)

  • В праздник Дончод украшают храмы и с наступлением зажигают свечи. (нет)



2) «Дезинформация». Найди фактические ошибки в тексте и аргументируйте её.

  • Всевышний решил испытать веру Ибрахима – повелел принести в жертву себе единственного сына. Ибрахим выполнил волю Всевышнего. Занёс руку для принесения сына в жертву и убил его. (Всевышнему не нужно кровопролитие и человеческие жертвы. Он спас сына Ибрагима)

- К какой религиозной культуре относится этот праздник? Как он называется?

  • После появления Благодатного Огня я всеми горящими свечами жёг себе бороду, все волосы мои горели, а на теле появились ожоги III степени. (Благодатный огонь не обжигает)

- К какой религиозной культуре относится этот праздник? Как он называется?

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

1. Праздник жертвоприношения. (Курбан-байрам)

4. Буддийский Новый год

7. Хлебцы, приготовленные без дрожжей

8. Праздник, который считается Днём рождения православной церкви

9. Праздник веселья, шуток, потех. Главное блюдо – треугольные пирожки «ушки Амана».

10. Праздник Рождения Иисуса Христа.

По вертикали:

2. Малый праздник, празднуется в честь окончания 30-дневного поста в месяц рамадан.

3. Праздник празднуется в честь чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха, некогда царствовавшего в Палестине.

5. Самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением и уходом Будды.

6. В этот день по традиции синагоги украшают цветами и зелёными ветками



IV. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности на уроке.

- Наш урок подходит к концу.

- Назовите тему урока.

– Какую цель мы ставили перед собой?

- Для чего нужно изучать праздники разных религиозных культур?

- Какую роль играют праздники в религиях мира?



- Оцените свою работу на уроке.

«Дерево успеха»

Красный –учебный материал усвоен плохо.

Желтый – знаю учебный материал, но допускаю ошибки.

Зеленый – выполняю задания без ошибок.



Домашнее задание: подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».





Используемая литература:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие с электронным приложением/ Т.А. Абрамова, Г.Б. Белая [и др.]; сост. С.П. Казачкова. – М.: Планета, 2014

  2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь.4 класс. Под ред.Г.А.Обернихиной.- М.: Просвещение, 2016

  3. Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса. Под редакцией Т.Д. Шапошниковой.- Дрофа, 2012г.







































































Информация

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. "Белый месяц") - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана - великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
В дацанах начинаются большие молебны, ламы обращаются к защитникам учения о защите всех живых существ и об устранении препятствий на пути к учению.  В эти дни люди должны перебывать в хорошем расположении духа, ходить друг другу в гости.


Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.

День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.



















Это интересно

Православные праздники

Троицу называют в народе зелеными святками. Этот праздник считался девичьим: в Троицын день женщины плели венки и бросали в воду, пытаясь определить собственную судьбу. Традиционно праздновать его принято на природе, у берез. Вот как праздновалась Троица на Руси: в деревнях с утра пекли каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось веселье. Бабка-позыватка скликала женщин на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест.

Буддийские праздники

Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов расставляются масляные лампадки - вокруг священных деревьев и ступ. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Праздники ислама

Навруз

Как же именно празднуют? Еще задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К самому празднику их ростки достигают 5-7 см и являются главным украшением стола, символом новой пробуждающейся жизни, нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз, чтобы стать основой для праздничного блюда.

Примерно за неделю хозяева стараются привести в порядок свой дом: сделать мелкий ремонт, побелить, покрасить помещения. Обязательно стирается вся одежда, особенно детская, чтобы уберечься от сглаза и смыть порчу.

Задолго до появления ислама у ираноязычных народов, как и у всех других, существовал культ предков. Неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Их поминали и делали подношения, прося помощи в следующем году.

Сейчас праздник начинается еще затемно. Вся семья облачается в новые одежды и собирается за освещенным столом. Стол накрывается особый и называется он «хафт-син». Обязательно на нем должно быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты – сипад, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина – санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи.

На столе также должно стоять зеркало и свечи по числу членов семьи, которые ни в коем случае нельзя гасить, пока они сами не догорят. Обязательны большой праздничный хлеб, лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих праздничного стола имела свой особый сокровенный смысл, связанный с будущим урожаем и судьбой всей семьи. В наше время, к сожалению, эти знания утеряны, но традиция до сих пор жива. Помимо плова, традиционного на всех праздниках, уникальными блюдами являются гуджа  (мясная каша из семи сортов злаков) и сумалак (халва, приготовленная из проросшей пшеницы с добавлением муки и сахара).

Как только гости переступают порог дома, хозяин преподносит им блюдо с проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого, а значит, в конечном итоге, к сохранению вселенской гармонии. Потом начинаются всеобщие веселья, которые перетекают на улицы, где в это время собираются музыканты, шуты и народные умельцы. Зажигаются костры, и детвора вместе со взрослыми начинают прыгать через пламя, веря в то, что священный огонь очистит их души и поможет в наступающем году.





























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!