«Основы мировых религиозных культур»
Урок 24. «Праздники и календари (ислам, буддизм)»
На изучение темы «Праздники и календари» отводятся 2 часа (Уроки 23, 24)
Цель урока:
Освоение учащимися этнического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.
Задачи:
1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира. Познакомить с праздниками исламской и буддийской культур. Закрепить ключевые понятия «традиции», «праздник»
2. Способствовать воспитанию ценностного отношения к культурным традициям разных религий
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знание не менее двух-трех праздников народов разных религий: ислама («Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Мавлид»), буддизма («Дончод», «Сагаалган»,). Умение выделять главные особенности праздников в разных религиозных культурах России;
Метапредметные:
Познавательные: умение находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы; используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; осуществлять взаимоконтроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях; уважительное отношение к культуре разных религий
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Основные термины и понятия:
праздники исламской культуры: Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Мавлид;
праздники буддийской культуры: Сагаалган, , Дончод
Ход урока
I этап. Вводный
1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны.
Активны и старательны.
2. Повторение изученного. Актуализация знаний
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Заслушиваются ответы)
- Что можно сказать о национальном составе населения нашей страны?
- Россия – многонациональная страна. В ней живут столетиями рядом русские и украинцы, татары и калмыки, ногайцы и армяне, дагестанцы и башкиры, а также десятки других народов. Исторически сложилось, что народы России исповедуют религии, являющиеся традиционными (стр. 7 учебник)
- Объясните значение слова «традиции»
Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
-Изучая курс «Основы мировых религиозных культур» мы с вами знакомимся с традиционными религиями России.
- Какие традиционные религии есть в России? (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) - Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом.
- Назовите тему предыдущего урока. («Праздники и календари»).
1)- Что такое праздник? (Праздник- день торжества, установленный в честь или в память кого-либо или чего-либо. Словарь С. Ожегов, Н. Шведова)
- Для чего нужны праздники?
Учитель обобщает высказывания детей.
- У народов разных религий существуют свои праздники.
- С праздниками каких религий познакомились на предыдущем уроке? (Праздники христианства, иудаизма)
2) – Вспомните названия главных праздников иудеев. Прочитайте слоги и составьте из них слова. (Песах, Шавуот, Перим)
На доске:
ПЕ ША
ВУ РИМ ОТ САХ
ПУ
- Что они означают? (главные иудейские праздники).
- Вспомните особенности иудейских праздников по иллюстрациям на слайдах
Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)
С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)
Что изображено на этом слайде? (Синагога, украшенная зелеными ветвями)
В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)
В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.
.
3) Соедините название христианского праздника и событие, которому он посвящён.
Рождество
Рождение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа
Пасха
Христос взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца
Троица
Сошествие на апостолов «огненных языков»
3. Постановка целей. Самоопределение к деятельности
- Можно ли сказать, что мы познакомились с праздниками мировых религиозных культур? Почему? (не знаем праздников религий: ислама и буддизма)
- Сформулируйте тему урока. («Праздники и календари»). Каковы цели урока? (познакомиться с праздниками ислама и буддизма)
Узнать…
Познакомиться …
- Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячи лет назад. Всё вокруг: одежда, природа меняется, а национальные праздники продолжают жить.
- На какие вопросы нужно ответить при изучении этой темы?
Название праздника
В честь какого события
Традиции празднования
II этап. Основной (информационно-аналитический)
4. Знакомство с праздниками исламской культуры. Заполнение таблицы на рабочем листе
- Поговорим о мусульманской традиции. Вспомните каковы основные обязанности мусульманина?
признание единого Бога – шахада
ежедневная молитва (намаз)
хадж – паломничество в Мекку
закят – милостыня нуждающимся
пост в месяц Рамадан
- Пост заканчивается большим праздником Ураза -Байрам
- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза -байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
- Откройте учебник и прочитайте об этом празднике (стр. 66)
- Кому посвящён этот праздник?
- Название следующего праздника вы сможете узнать, отгадав ребус
м
р
БАЙКАЛ
Индивидуальное сообщение ученика (учитель сопровождает показом слайдов).
- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза-байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).
- В память какого события Праздник жертвоприношений? Как по-другому называется этот праздник? (Курбан-Байрам)
- В основе каждой религии лежит вера в Бога.
- В кого верят христиане? (в Иисуса Христа). В христианстве есть праздники, связанные с именем Иисуса…
- В кого верят мусульмане? (в пророка Мухаммада), поэтому в исламе также есть праздники в честь пророка Мухаммада.
- Прочитайте по учебнику на стр. 66 (абзац 4) об одном из таких праздников. Как называется этот праздник? (Мавлид – день рождения пророка Мухаммада)
-Что вы узнали о празднике Мавлид?
- Праздник Мавлид – это не рождество, Это коллективное собрание, чтобы вспомнить, почтить и помолиться о Мухаммаде как о последнем пророке, который был на Земле.
Физкультминутка.
- Какие праздники исламской культуры узнали?
5. Знакомство с праздниками буддийской культуры. Заполнение таблицы
- Какая религия также относится к традиционным религиям России? (буддизм)
- Впрочем, определение «религия» применительно к буддизму скорее номинативно. Буддизм — это религия без Бога. А. Эйнштейн называл буддизм «самой наукообразной религией». Буддийские ученые постоянно занимались и занимаются медициной, биологией, физикой и астрономией.
- Кто является основоположником буддизма?
(Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама )
- Что обозначает само понятие «будда»? («просветленный»)
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца). ..
Главными праздниками буддистов являются: Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни Майдари-хурал — Круговращение
Работа в паре ( карточки 2-х видов)
- Познакомьтесь с важными праздниками буддийского календаря и заполните опорные листы :
___________________________________________________________________________
1. Самым важным праздником в буддийской культуре считается День рождения, просветления и ухода из земного мира Будды - ____________________ (Дончод). Он отмечается в течение ___ дней. В дни праздника проводятся ___________________ (молебны), _____________________ (процессии) и _____________________ (шествия).
Многие дают обет соблюдать _____________________ (пост) и пребывать в _______________ (молчании). Характерный обряд праздника _______________________ (омовение) статуй Будды ___________ (сладкой) водой и _________________ (осыпание) их _______________ (цветами). В этот день украшают храмы и с наступлением темноты _________________________ (зажигают фонарики).
_____________________________________________________________________________
2. Буддийский Новый год - __________________________ (Сагаалган). Праздник длится ____ (15) дней. В эти дни совершается великий ______________________ (молебен), посвящённый ______ (15) чудесам, которые совершил _______________ (Будда). Перед уходом в нирвану ____________________ (Будда) призвал к себе всех ________________________________ (животных) но проститься с ним пришли не все, а только ______ (12): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. В благодарность за это появился 12-летний «цикл ______________________(животных)»
III. Закрепление и повторение изученного
- Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет или иллюстрацию и назвать праздник.
1) Игра «Да» - «Нет»
«Да» – руки поднять в верх
«Нет» - руки за голову
Буддийский Новый год называется Сагаалган? (да).
Праздник жертвоприношения Ханука? (нет)
Перед уходом в нирвану Будда призвал к себе всех людей (нет)
Праздник Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. (да)
В праздник Дончод украшают храмы и с наступлением зажигают свечи. (нет)
2) «Дезинформация». Найди фактические ошибки в тексте и аргументируйте её.
- К какой религиозной культуре относится этот праздник? Как он называется?
- К какой религиозной культуре относится этот праздник? Как он называется?
Разгадайте кроссворд
По горизонтали:
1. Праздник жертвоприношения. (Курбан-байрам)
4. Буддийский Новый год
7. Хлебцы, приготовленные без дрожжей
8. Праздник, который считается Днём рождения православной церкви
9. Праздник веселья, шуток, потех. Главное блюдо – треугольные пирожки «ушки Амана».
10. Праздник Рождения Иисуса Христа.
По вертикали:
2. Малый праздник, празднуется в честь окончания 30-дневного поста в месяц рамадан.
3. Праздник празднуется в честь чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха, некогда царствовавшего в Палестине.
5. Самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением и уходом Будды.
6. В этот день по традиции синагоги украшают цветами и зелёными ветками
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности на уроке.
- Наш урок подходит к концу.
- Назовите тему урока.
– Какую цель мы ставили перед собой?
- Для чего нужно изучать праздники разных религиозных культур?
- Какую роль играют праздники в религиях мира?
- Оцените свою работу на уроке.
«Дерево успеха»
Красный –учебный материал усвоен плохо.
Желтый – знаю учебный материал, но допускаю ошибки.
Зеленый – выполняю задания без ошибок.
Домашнее задание: подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».
Используемая литература:
Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие с электронным приложением/ Т.А. Абрамова, Г.Б. Белая [и др.]; сост. С.П. Казачкова. – М.: Планета, 2014
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь.4 класс. Под ред.Г.А.Обернихиной.- М.: Просвещение, 2016
Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса. Под редакцией Т.Д. Шапошниковой.- Дрофа, 2012г.
Информация
Сагаалган, или Цагаан сар (монг. "Белый месяц") - самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана - великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
В дацанах начинаются большие молебны, ламы обращаются к защитникам учения о защите всех живых существ и об устранении препятствий на пути к учению. В эти дни люди должны перебывать в хорошем расположении духа, ходить друг другу в гости.
Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.
- День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.
Это интересно
Православные праздники
Троицу называют в народе зелеными святками. Этот праздник считался девичьим: в Троицын день женщины плели венки и бросали в воду, пытаясь определить собственную судьбу. Традиционно праздновать его принято на природе, у берез. Вот как праздновалась Троица на Руси: в деревнях с утра пекли каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось веселье. Бабка-позыватка скликала женщин на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест.
Буддийские праздники
Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов расставляются масляные лампадки - вокруг священных деревьев и ступ. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).
Праздники ислама
Навруз
Как же именно празднуют? Еще задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К самому празднику их ростки достигают 5-7 см и являются главным украшением стола, символом новой пробуждающейся жизни, нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз, чтобы стать основой для праздничного блюда.
Примерно за неделю хозяева стараются привести в порядок свой дом: сделать мелкий ремонт, побелить, покрасить помещения. Обязательно стирается вся одежда, особенно детская, чтобы уберечься от сглаза и смыть порчу.
Задолго до появления ислама у ираноязычных народов, как и у всех других, существовал культ предков. Неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Их поминали и делали подношения, прося помощи в следующем году.
Сейчас праздник начинается еще затемно. Вся семья облачается в новые одежды и собирается за освещенным столом. Стол накрывается особый и называется он «хафт-син». Обязательно на нем должно быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты – сипад, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина – санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи.
На столе также должно стоять зеркало и свечи по числу членов семьи, которые ни в коем случае нельзя гасить, пока они сами не догорят. Обязательны большой праздничный хлеб, лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих праздничного стола имела свой особый сокровенный смысл, связанный с будущим урожаем и судьбой всей семьи. В наше время, к сожалению, эти знания утеряны, но традиция до сих пор жива. Помимо плова, традиционного на всех праздниках, уникальными блюдами являются гуджа (мясная каша из семи сортов злаков) и сумалак (халва, приготовленная из проросшей пшеницы с добавлением муки и сахара).
Как только гости переступают порог дома, хозяин преподносит им блюдо с проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого, а значит, в конечном итоге, к сохранению вселенской гармонии. Потом начинаются всеобщие веселья, которые перетекают на улицы, где в это время собираются музыканты, шуты и народные умельцы. Зажигаются костры, и детвора вместе со взрослыми начинают прыгать через пламя, веря в то, что священный огонь очистит их души и поможет в наступающем году.
13