СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Голосование, выборы, референдум, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна для учителей обществознания. Содержит полезный материал для подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Голосование, выборы, референдум, 9 класс»

Конспект урока №№10-11; класс:9 а; дата: 21.11.17г.; 28.11.17г.

Тема: «Голосование, выборы, референдум»



Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах.



Ход урока

1. Организационный момент

2.Проверка домашнего задания (тест по теме «Гражданское общество и правовое государство», Приложение 1)

3. Постановка темы урока.

Вступительное слово учителя: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Наш урок будет способствовать повышению уровня вашей правовой грамотности и политической культуры как будущих избирателей, способствовать воспитанию активной жизненной позиции. В этом учебном году урок еще более актуален в связи с предстоящими выборами президента РФ в марте 2018 года. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель: Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948г

  • ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

  • ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

  • ФЗ «О выборах президента РФ»

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ответим на следующие вопросы:

  1. кто имеет право избирать?

  2. кто не имеет права избирать и быть избранным?

  3. какими качествами должен обладать избиратель?

Работа с текстами Конституции – ст.32,81, 96; выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (приложение №1)

Учитель: таким образом гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор – это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, в республике, в нашем селе.

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах. Работа с текстом учебника – стр.55-56 и с раздаточным материалом – выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (приложение №2). Читают тексты и отвечают на вопросы:

  1. что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право?

  2. в чем отличия?

  3. скольких лет должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?

  4. кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента?

  5. как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах?

Учитель: таким образом одной из форм участия граждан в выборах является голосование ими за определенную кандидатуру, т.е. активное избирательное право.

Учитель: Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Работая с раздаточным материалом и текстом учебника, давайте проследим за порядком проведения выборов (на примере выборов президента), за процедурой голосования на избирательных участках.

Работа с выдержками из федерального закона: «О выборах президента РФ», текстом учебника – стр.56, 58. (приложение №3)

В итоге работы получаются следующие этапы:

1. объявление о выборах

2. формирование избирательных комиссий

3.создание избирательных участков и списков избирателей

4. выдвижение и регистрация кандидатов

5.Предвыборная агитация

6. Голосование и определение результатов выборов

7. Опубликование результатов выборов

Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.

Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? От каких факторов зависит успешность выборов (голосования)? (ответы учащихся и комментарии учителя)

Учитель: Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората – круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората?

Учитель: каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах.

Учитель: одним из проявлений активного избирательного права является участие граждан в референдуме. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Краткая справка об истории референдумов в России (задание на следующий урок одному из учащихся)



4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Тест «Я – избиратель» ( если останется время или на следующем уроке)

5.Домашнее задание: параграф №6, на «3»: понятия; на «4и5»: понятия, проблема, практикум №1,2,3

Приложения:

Приложение №1.

ТЕСТ «Гражданское общество и правовое государство»

1)Гражданское общество – это …

1.все граждане государства, принимающие участие в голосовании во время выборов органов власти

2.граждане, обладающие высокой политической культурой

3.добровольные объединения граждан, созданные для реализации своих целей

4.все законопослушные граждане государства

2)Что из перечисленного представляет собой институт гражданского общества? 1.правительство 2.прокуратура 3.Адвокатура 4.завод

3)Правовое государство, в отличие от любого другого государства, невозможно без: 1.гражданского общества 2.суда 3.правоохранительных органов 4.законов

4)Признаком правового государства является

1.существование профсоюзов 2.разделение властей

3.существование политических партий 4.наличие парламента

5)В структуру гражданского общества входит (ят)

1.исполнительная власть 2.законодательная власть

3.судебная власть 4.политические партии

6)Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к признакам правового государства. 1.разделение властей, 2) единая идеология, 3) система сдержек и противовесов, 4) политические свободы, 5) гражданское общество, 6) подконтрольность суда президенту.

7)Установите соответствие между организациями, являющимися институтами гражданского общества и государства

ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНСТИТУТ

А) школа

Б) адвокатура

В) прокуратура

Г) Общественная палата

Д) Союз кинематографистов

1.Государство

2.Гражданское общество

8)Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом ________ (А). Правовое государство есть форма ограничения ________ (Б) правами и свободами человека. Поэтому приоритет прав человека по отношению к ________ (В) является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного ________ (Г). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный __________ (Д). Поэтому для формирования правового государства большое значение имеет принцип связанности __________ (Е) правами человека.

Список терминов:1)личность 2)правительство 3)государство 4)компромисс 5)право

6)законодатель 7)власть

8)общество 9)свобода

9)Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой предпосылке формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества.



ТЕСТ «Гражданское общество и правовое государство» (ключ)

1 – 3

2 – 3

3 – 1

4 – 2

5 – 4

6 – 26

– 12122

– 973546

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Смысл понятия: это система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах.

Одной из предпосылок формирования гражданского общества является рыночная экономическая система.

Гражданское общество призвано защищать частные интересы людей.

Приложение №2.

Конституция РФ. Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ)

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ)

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1.Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

Приложение №3.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

53) референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!