СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку по теме "Деепричастный оборот" был дан в 7 классе.

Цели урока:

- активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

-формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество»

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастный оборот"»

Тема урока: «Деепричастный оборот».


Цели урока:

- активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

-формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество»

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.


Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.



ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Запись в тетради числа и классной работы.


II. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами работать по теме «Деепричастный оборот», а также повторим материал, касающийся темы

«Деепричастие»(Слайд1).


Цели: (Слайд2)

-повторить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

-продолжить работу по формированию умений находить границы деепричастного оборота и выделять его запятыми;

-уметь правильно использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.


Результатом нашей работы должны стать хорошие оценки, полученные за самостоятельную и творческую работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, но и умение использовать деепричастия в речи для создания образных рассуждений и описаний.


III.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие» (Слайд3)

- Что такое деепричастие?

- Что обозначает деепричастие?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

- Какие грамматические признаки глагола сохраняет деепричастие?

- Какие грамматические признаки наречия сохраняет деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Как выделяются на письме деепричастие и деепричастные обороты?

- Назовите суффиксы, при помощи которых образовались деепричастия совершенного вида?

- Назовите суффиксы, при помощи которых образовались деепричастия несовершенного вида?


(Пока идёт опрос 2 человека работают по карточкам)


Карточка №1 Найдите и подчеркните деепричастие с зависимым словом.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом


Карточка №2 Образуйте от глаголов деепричастия

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Склонил

Запереть

Работать


IV. Орфоэпический диктант

-Как говорит пословица :

«Хорошие речи приятно и слушать»

(Пословица) (Слайд4)


-Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими особенностями обладают деепричастия при произношении.

Задание: Образуйте от данных глаголов деепричастия и расставьте в них ударения.(Слайд 5)

Созда ть- созд ав

Зан ять- зан яв

Подн ять- подн яв


-Какую закономерность вы заметили? А теперь продолжите самостоятельно.

Начать-начав

Понять-поняв

Принять-приняв

Закупорить-закупорив

Облегчить-облегчив

Черпать-черпая (Слай6-проверка)

-Ребята, я думаю, вы будете правильно употреблять эти слова в речи, и от этого она будет ещё красивее.


V.Работа с текстом.

-Деепричастия очень дружелюбны. Они очень часто появляются со своими слугами- зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот)

-Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?

К.Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (Слайд7)


Задание: прочитайте текст «Море»( Слайд8), найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор. ( 1 человек работает у доски)


МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом.

М. Горький


VI.Роль деепричастий в речи.

-Деепричастия, деепричастия…. Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав.А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим стихорворением «Лодорский водопад» (Слайд9) (Учитель читает стихотворение)


Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

-Ребята, что помогает поэту передать дополнительное действие падающей воды? Благодаря чему мы слышим шум воды? В чём особенность расположения слов в тексте и строк? (Напоминает срывающийся с высоты и нарастающий поток воды.)

-Таким образом, для чего же нужны деепричастия в речи? (Чтобы делать её более красочной и выразительной).

VII.Работа у доски с текстом по картине И.К.Айвазовского « Ниагарский водопад»

Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера.

-Итак, ребята, мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвёл водопад на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.(Слайд10)

Задание: Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р.Саути.(Слайд11)


Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад».

Мощные потоки воды, _____________,устремляются вниз с огромной высоты _______.

Они, _________________, неостановимо бегут наперегонки, ___________________. Вот они, _______________, переливаются под лучами сол­нца, а вот, _________________, сливаются с тем­ными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит сти­хию, которая, ____________________, веками удивляет человека?

А теперь давайте посмотрим , какой текст у вас получился.

(Дети зачитывают получившийся текст)


VIII. Редактирование предложений.

-А теперь, ребята, немножко усложним задания. В тексте, над которым вы сейчас работали, знаки препинания были расставлены. А сейчас вам нужно будет в предложениях расставить недостающие знаки препинания.

1.Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

2.Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром.

3.Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром. (Слайд12)




ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.


IX.Работа по восстановлению текста (1 ученик работает у доски)(Слайд 13)

Цель: распространить деепричастия, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

1 Свернув( с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.

3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.

4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

А в это время 2 человека работают по карточкам

Карточка№1

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Встречаться) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым.

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай,подожди, пока они сами этого на сделают.



Карточка №2

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти вперёд старших.


X.Творческий диктант.(Слайд14)

Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.

2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.

3.Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.

4.Просители ушли, ничего не добившись.

Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.

-Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые ? ( Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов,которые его составляют.)


XI.Игра «Подскажи словечко» (Слайд15)

Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.

1.Дружба как стекло,…. не сложишь.

2.Не …броду, не суйся в воду.

3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.

4. …. Человека,уважаешь себя.

Слова для справок:уважая,узнав, зная, разбив,посеяв.

XII.Итог урока.(Слайд 16)

Чем занимались?

Что запомнили?

Что понравилось на уроке?

А сейчас, ребята я хочу закончить свой урок таким стихотворением.

Вот закончен наш урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо деепричастию.







































Открытый урок по теме

« Деепричастный оборот»




Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Долгобудской СОШ

Колесникова Е.В.


















2011-2012 учебный год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!