Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений глагола"
Симако Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.
Задачи урока:
образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употребления;
воспитывающие: обучение общению в разных речевых ситуациях;
развивающие: обучать различным формам деятельности: наблюдению, сравнению, обобщению, монологическому высказыванию.
Оборудование:
выставка книг по теме урока;
таблицы с “вежливыми словами”;
карточки дифференцированных заданий;
на рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручки и карандаши.
Методы контроля учебной деятельности на уроке:
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
1 . Подготовка обучающихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся, гостей.
3. Опрос отсутствующих.
4. Сообщение темы и цели урока.
II. Этап проверки домашнего задания.
Обучающийся на доску выписывает из домашнего упражнения только глаголы, определяет их наклонение и вид (Подошёл, рассчитываешь, окажет, позовёт, следовало бы, попросить, звонишь, говоришь, позовите.)
Класс в это время выполняет следующее задание: образует от данных глаголов (посоветовать, выяснить, напомнить) форму повелительного наклонения единственного и множественного числа (посоветуй, посоветуйте, выясни, выясните, напомни, напомните). После выполнения задания – взаимопроверка.
Вопросы к обучающимся (по домашнему упражнению):
1. Все ли глаголы выписаны? Правильно ли определено наклонение и вид глаголов?
2. Чему учит текст, с которым вы работали?
3. Можно ли так общаться по телефону? Вежлива ли эта форма общения?
4. Почему нет, как вы догадались? (Глагол "позовите" )
5. В форме какого наклонения стоит этот глагол! (Повелительное наклонение)
6. Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
7. Как образован глагол позовите!
8. Как надо было правильно пригласить к телефону Мишу? (Использовать “вежливые” слова). Какие?
На доску вывешиваются “вежливые” слова:
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!
ПОЖАЛУЙСТА!
НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ!
9. Как бы вы пригласили Мишу к телефону, используя “вежливые” слова?
10. В какой форме вы употребили глагол “вежливой” формы? (Условное наклонение)
11. Что обозначают глаголы условного наклонения?
12. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы (б) с глаголами?
Учащиеся записывают в тетрадь "вежливые" слова.
13. Скажите, пожалуйста, можно ли использовать глаголы, которые вы образовали в речи без “вежливых” слов? Докажите. (Учащиеся приводят свои примеры )
Вывод: глаголы повелительного наклонения не всегда можно использовать в речи без “вежливых” слов со взрослыми и незнакомыми людьми.
З. Этап применения усвоенных знаний.
Вопросы:
1. Глаголы в форме какого наклонения встретились ещё в домашнем упражнении? (Изъявительного наклонения)
2. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
Учитель: В домашнем упражнении вы встретились с глаголом звонишь, в котором поставлено ударение, для того, чтобы вы правильно произносили это слово.
Вопрос: Как называются словари для справок о правильном произношении и ударении? (Орфоэпический словарь)
Учитель: Вот перед вами два глагола (на доске): звонит, звонят, которые вы часто используете в своей речи.
Так ли вы ставите ударение, когда произносите эти слова?
Работа по вариантам:
Задание: образуйте всевозможные формы этих глаголов, чтобы в дальнейшем правильно использовать их в нашей речи. Выделите в глаголах морфемы определите наклонение, поставьте ударение.
1 вариант | | 2 вариант |
звонит звонил позвонит звони звонил бы |
звонить | звонят звонили позвонят звоните звонили бы |
Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями).
4. Эап осуществления оратной связи (дифференцированные групповые задания трех уровней сложности).
1 уровень: Карточка № 1
Составьте и запишите словосочетания “глагол в форме изъявительного наклонения + существительное в косвенном падеже”, используя следующие глаголы:
спрашивать, узнавать, справляться
(Заменить глаголы неопределённой формы формой изъявительного наклонения).
Образец: говорить – говорят о спорте.
2 уровень: Карточка № 2
Составьте и запишите простые предложения, используя данные глаголы в форме условного наклонения:
объяснить, разъяснить, растолковать.
3 уровень: Карточка № 3
Составьте и запишите предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения по схемам:
разговаривать | “ ! ” – . |
беседовать | : “ ! ” |
говорить | ! |
Анализ ответов учащихся в группах.
Вопросы:
1. Как можно назвать глаголы, с которыми вы работали? (Синонимы)
2. Для чего необходимо использовать в речи синонимы?
5. Подведение итогов урока.
Вопросы:
Выставление оценок за работу на уроке.
6. Мотивация на выполнение дифференцированного домашнего задания.
Задание: используя “вежливые” слова выразите просьбу о том ,чтобы:
для учащихся, работавших по карточке № 1, 2: вам вернули книгу (составить 2–3 предложения).
для учащихся, работавших по карточке № 3: закрыли дверь (составить диалог).