СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений глагола"»

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений глагола"

Симако Юлия Леонидовна, учитель русского языка и литературы


Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употребления;

  • воспитывающие: обучение общению в разных речевых ситуациях;

  • развивающие: обучать различным формам деятельности: наблюдению, сравнению, обобщению, монологическому высказыванию.

Оборудование:

  • выставка книг по теме урока;

  • таблицы с “вежливыми словами”;

  • карточки дифференцированных заданий;

  • на рабочем столе учащихся: учебник, тетрадь, ручки и карандаши.

Методы контроля учебной деятельности на уроке:

  • устный и письменный;

  • фронтальный, групповой, индивидуальный

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

1 . Подготовка обучающихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся, гостей.
3. Опрос отсутствующих.
4. Сообщение темы и цели урока.

II. Этап проверки домашнего задания.

Обучающийся на доску выписывает из домашнего упражнения только глаголы, определяет их наклонение и вид (Подошёл, рассчитываешь, окажет, позовёт, следовало бы, попросить, звонишь, говоришь, позовите.)

Класс в это время выполняет следующее задание: образует от данных глаголов (посоветовать, выяснить, напомнить) форму повелительного наклонения единственного и множественного числа (посоветуй, посоветуйте, выясни, выясните, напомни, напомните). После выполнения задания – взаимопроверка.

Вопросы к обучающимся (по домашнему упражнению):

1. Все ли глаголы выписаны? Правильно ли определено наклонение и вид глаголов?
2. Чему учит текст, с которым вы работали?
3. Можно ли так общаться по телефону? Вежлива ли эта форма общения?
4. Почему нет, как вы догадались? (Глагол "позовите" )
5. В форме какого наклонения стоит этот глагол! (Повелительное наклонение)
6. Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
7. Как образован глагол позовите!
8. Как надо было правильно пригласить к телефону Мишу? (Использовать “вежливые” слова). Какие?

На доску вывешиваются “вежливые” слова:

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!
ПОЖАЛУЙСТА!
НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ!

9. Как бы вы пригласили Мишу к телефону, используя “вежливые” слова?
10. В какой форме вы употребили глагол “вежливой” формы? (Условное наклонение)
11. Что обозначают глаголы условного наклонения?
12. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы (б) с глаголами?

Учащиеся записывают в тетрадь "вежливые" слова.

13. Скажите, пожалуйста, можно ли использовать глаголы, которые вы образовали в речи без “вежливых” слов? Докажите. (Учащиеся приводят свои примеры )

Вывод: глаголы повелительного наклонения не всегда можно использовать в речи без “вежливых” слов со взрослыми и незнакомыми людьми.



З. Этап применения усвоенных знаний.

Вопросы:

1. Глаголы в форме какого наклонения встретились ещё в домашнем упражнении? (Изъявительного наклонения)
2. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

Учитель: В домашнем упражнении вы встретились с глаголом звонишь, в котором поставлено ударение, для того, чтобы вы правильно произносили это слово.

Вопрос: Как называются словари для справок о правильном произношении и ударении? (Орфоэпический словарь)

Учитель: Вот перед вами два глагола (на доске): звонит, звонят, которые вы часто используете в своей речи.
Так ли вы ставите ударение, когда произносите эти слова?

Работа по вариантам:

Задание: образуйте всевозможные формы этих глаголов, чтобы в дальнейшем правильно использовать их в нашей речи. Выделите в глаголах морфемы определите наклонение, поставьте ударение.

1 вариант


2 вариант

звонит
звонил
позвонит
звони
звонил бы






звонить

звонят
звонили
позвонят
звоните
звонили бы

Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями).

4. Эап осуществления оратной связи (дифференцированные групповые задания трех уровней сложности).

1 уровень: Карточка № 1

Составьте и запишите словосочетания “глагол в форме изъявительного наклонения + существительное в косвенном падеже”, используя следующие глаголы:

спрашивать, узнавать, справляться

(Заменить глаголы неопределённой формы формой изъявительного наклонения).

Образец: говорить – говорят о спорте.

 

2 уровень: Карточка № 2

Составьте и запишите простые предложения, используя данные глаголы в форме условного наклонения:

объяснить, разъяснить, растолковать.

3 уровень: Карточка № 3

Составьте и запишите предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения по схемам:

разговаривать

! ” – .

беседовать

: “ ! ”

говорить

!

Анализ ответов учащихся в группах.

Вопросы:

1. Как можно назвать глаголы, с которыми вы работали? (Синонимы)
2. Для чего необходимо использовать в речи синонимы?

5. Подведение итогов урока.

Вопросы:

  • Что повторили?

  • Чему научились?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес?

  • Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке.

6. Мотивация на выполнение дифференцированного домашнего задания.

Задание: используя “вежливые” слова выразите просьбу о том ,чтобы:

  • для учащихся, работавших по карточке № 1, 2: вам вернули книгу (составить 2–3 предложения).

  • для учащихся, работавших по карточке № 3: закрыли дверь (составить диалог).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!