Учитель показывает слайд. Три столбика с примерами. Вопросы: В каком столбике записаны слова, которые имеют неизменяемые на письме приставки? В каком столбике находятся слова, приставки в которых определяются по фонетическому принципу (зависят от глухости-звонкости начального звука корня)? Выделите приставки в последнем столбике. Смогли бы вы вставить гласные е, и, если бы они не были бы записаны? Как же сформулировать тему урока, на котором нам нужно об этом узнать? Какую поставить цель? Сверим наш вывод с темой §10 стр.187 | по…тянуть д..везти …тбежать на..писать | ра…будить во…ходить бе…различие в…трепенулись | приклеить прекрасный присыпать прекратить | Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (К). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (Р). |
Прочитаем текст упр.101. В выделенных словах определим значение приставок. Найдите в таблице (стр.187-188) значения к приставкам данных слов. От чего зависит написание приставок пре- и при-? Еще раз посмотрите таблицу. Слова какой группы не встретились в упражнении? Назовите значения приставок пре- и при-. | Обучающиеся испытывают затруднения. Работа с таблицей стр.187-188 Вывод: от их значения Нашли 4 группу. Оценивают ответы друг друга. | Поиск необходимой информации, умение работать с опорной таблицей (Р). Формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К). Использование речевых высказываний с целью контроля. |
Записать слова в 2 столбика в зависимости от приставки (упр.102). Гласные написаны. (5 минут). Слайд на экране. (Слова, где пре- и при- в составе корня. Задание. Придумайте однокоренные слова к данным существительным. (5минут) Сделайте вывод: в состав какой морфемы входят пре- и при- Прочитаем хором слова, которые даны в словарике «Пиши правильно» стр.188 (2 минуты) Работа со словарем (3 минуты). Откройте орфографический словарь стр.6. Выпишите слова с пре- и при-, которые вызывают у вас наибольшие затруднения. Физкультминутка. Выполните действия. Встаньте, присядьте на корточки, встаньте, приподнимите руки, приложите их к затылку, шагая вперед, преодолейте барьер, прекратим совершать действия. (3 минуты). Вопрос. Какие слова с изученной орфограммой прозвучали во время физкультминутки? Сверимся со словами слайда. Появляется слайд. Запишите слова, объясните правописание. Работа со словами, похожими по звучанию. Откройте учебник на стр.189 упр.105 (5 минут) Вставьте подходящие по смыслу слова, подчеркните изученную орфограмму. Подобрать синонимы с изученной орфограммой к данным словосочетаниям. (3 минуты) Слайд. А) воплотить в жизнь Б) затруднения В)первое представление спектакля Г) легенда Д)человек, нарушивший закон. Слайд с ответом. Объяснить смысл пословиц, в которых есть слова с пре- и при-. Упр.108 (2 минуты) | 2 ученика прочитывают слова, объясняя значения приставок (правильность отслеживают дети). Привет пример природа причина приключение прилежный приятный Записывают однокоренные слова приветливый примерный природный причинить приключенческий прилежание приятность Вывод: есть слова, в которых пре- и при- не являются приставкой, а входят в состав корня. Читают хором. Выписывают слова из словаря. Выполняют упражнения. Называют слова. Записывают слова со слайда и объясняют орфограмму. Комментарий с места во время написания. В тетрадь записывают синонимы. А) претворить Б) препятствия В) премьера Г) предание Д) преступник Проверяют по слайду. Устно прочитывают пословицы, объясняют смысл. Называют слова с орфограммой. | Умение планировать и оценивать свои действия (Р). Исследование условий написания орфограммы (П). Обогащение словарного запаса (К). Навык сотрудничества в ходе групповой работы (К). Умение выявлять затруднения (Р). Применение методов информационного поиска (Р). Самокоррекция (К). Контроль в форме сличения результата (Р). Регуляция действий (Р). Выражать свои мысли (К). |