СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение - описание картины Т.Н.Яблонской "Утро"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»»

14.11.17 год. Конспект урока в 6 классе по русскому языку. (54 урок)

Тема: РР. Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»

Цель: сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал; закрепить умение описывать помещение; активизировать лексику, связанную с описанием интерьера; подготовить шестиклассников к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения.

Метапредметные:

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования типа речи описание.

Предметные: определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста-описания; содержание термина «интерьер»; особенности описания интерьера в жилом доме; составлять рабочие материалы к описанию картины; сложный план; описания создавать текст сочинения-описания изображённого на картине.

Ход урока

1.Оргмомент (слайд№1,2)

2.Рассказ  учителя о художнике (слайд№3)

Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
         В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте. После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась  (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор). 

Официальное признание и высокое положение в иерархии деятелей  советской культуры Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949 год, картина находится в Третьяковской галерее). В сюжете и композиции картины художница идеализирует  труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Татьяна Ниловна Яблонская получила звания народного художника СССР и Украины,  была действительным членом Академии искусств СССР и Украины, профессором, Героем Украины, лауреатом трех Государственных премий СССР, двух медалей Академии искусств СССР, Национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко.   Персональные выставки Татьяны Яблонской проходили в десятках городов СССР и мира. Ее картины находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном русском музее (Санкт-Петербург), Национальном художественном музее Украины (Киев), во многих других музеях и частных коллекциях. Татьяна Яблонская – участница многих выставок, в том числе зарубежных. 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом ее имени.

3.Основная часть урока.

1.Учитель: А теперь мы будем говорить о картине «Утро»..(слайд №4)

Обратимся к материальному плану картины.

  1. Картина была написана в 1954 году, не так давно закончилась Великая Отечественная война, страна возрождалась, страна радовалась жизни, мирной спокойной жизни. Вот как вспоминает дочь художницы об этих днях:

« Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!



- Посмотрим внимательно на слайд.(слайд №5) Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». Скажите, где располагает художник на картине самое важное и почему?

(Ответы детей: Центральное расположение обращает внимание на самое важное в картине, указывает на идею картины).


- Вот мы и подошли к идейному плану картины, которая, еще раз напоминаю вам, называется «Утро». Как вы считаете, кто является прототипом героини на картине? (Версии детей)

Прототип героини – дочь художницы Лена. Послушайте, какая любопытная история связана с этой картиной.

Интервью с дочерью Татьяны Яблонской Еленой:

-В известной картине "Утро" Татьяны Яблонской вы, 13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?

- Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек».

- Картина оказалась счастливым талисманом Лены. Мама угадала счастливую судьбу своей дочери, Такая радость разлита в этой картине.



- «Какова же идея картины? Что мы должны отразить в своем сочинении?»

  1. Идея картины: (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения) Красота жизни, умение радоваться ей - идея (основная мысль) этой картины.

  2. Понимание идеи: Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)

- А теперь, ребята, мы перейдем с вами к композиции картины, ее колориту, работе над деталями.

- Давайте рассмотрим передний план картины. Мы уже говорили с вами, что на переднем плане художник обычно располагает самое важное.

- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (слайд№6)

(Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света.

- Пожалуйста, опишите девочку.

Ответы детей:

У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.)

Учитель: Итак, на переднем плане картины - счастливая девочка. Как вы думаете, ребята, она счастлива?

-А как вы это поняли? (Конечно, по окружающей ее обстановке. Все в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.)

-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.



-Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? (Ответы детей:

Стоит весна. Учебный год еще не закончился, потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.)



- А теперь давайте рассмотрим боковые планы картины: комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой.

(Ответы детей:



- Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.)



- А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины.

Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)



-Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме. По верованию древних славян, круг, колесо - символ защищенности, мира.

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (слайд№7)

Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? (Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение)



-Какие еще цвета есть в картине?(Зеленый, синий и голубой, немного красного.

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)



-Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.(слайд №8)

- Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро»? (Ответы детей)

Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.



- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Ответы детей (слайд№9)

Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В ее картине много воздуха, света и человеческого счастья.



4.Составление плана сочинения.

План.

I.Т.Н. Яблонская – известная художница.

II. Картина «Утро» - одна из ее замечательных работ.

  1. Утро в городской квартире:

а) чудесная погода за окном;

б) уютная комната;

в) жизнерадостная, счастливая девочка.

  1. Почему картина имеет такое название?

  2. Какие краски преобладают на полотне?

III. Радостно на сердце!



5.Обсуждение начала, конца сочинения (материалы к уроку)



6.Итоги урока.



7.Домашнее задание: написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.

Заключительное слово учителя:

- Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.



Материалы к уроку

Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?

  1. Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном - батареи центрального отопления, карниз над окном

  2. Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды

  3. Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью.

  4. Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света



Мебель (стол, стул)

  1. Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на столе глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка.

  2. Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки



Как изображены кровать, пол?

  1. Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем

  2. Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.



Словарик.

  1. Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный;

  2. Карниз, бахрома, кашпо, эстамп, резеда;

  3. Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;

  4. В центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху, внизу.



Возможное начало сочинения.

Т.н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.



Возможное заключение.

Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!