СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 3 классе, «Образ осени в отрывке из стихотворения И.П.Бунина «Листопад» »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Образ осени в отрывке из стихотворения И.П.Бунина «Листопад»

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель урока: раскрыть настроение светлой радости, спокойствия и умиротворения, возникающее у лирического героя от картин осенней природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе, «Образ осени в отрывке из стихотворения И.П.Бунина «Листопад» »»



Конспект урока по русскому языку в 3 классе,

«Образ осени в отрывке из стихотворения И.П.Бунина «Листопад» »








Разработала:

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №69

г.Екатеринбурга

Панова Мария Сергеевна













Тема урока: Образ осени в отрывке из стихотворения И.П.Бунина «Листопад»


Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.


Цель урока: раскрыть настроение светлой радости, спокойствия и умиротворения, возникающее у лирического героя от картин осенней природы.


Ожидаемые результаты:


Предметные:

  • Познакомятся с новым литературоведческим термином – эпитет и узнают его значение

  • Будут формировать навык анализа поэтического текста

  • Учатся соотнесению словесного и зрительного образов произведения



Метапредметные:

  • Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения

  • Развивают образное мышление, творческую фантазию и воображение


Личностные:

  • Учатся выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению

  • Обогащают словарный запас изобразительно-выразительными и образными средствами языка



Оборудование:

а) у учителя: учебник Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы: В 2-х кН.Книга 1.Мир, созданный автором (стр.54-55); портрет И.Бунина, презентация

б) у учеников: учебник Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы: В 2-х кН. Книга 1.Мир, созданный автором (стр.54-55),













Задачи:



  • Способствовать формированию представления об образе осени в отрывке из стихотворения И.П.Бунина «Листопад»

  • Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения

  • Создать условия для развития навыка выразительного чтения

  • Побуждать обучающихся к выражению своих чувств по отношению к прочитанному тексту




























Схема оформления доски:


13 октября.

Образ осени в стихотворении

И.А.Бунина «Листопад»





















































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и самоанализ



Организационный этап



Эмоциональный настрой

на урок


Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!






Дети приветствуют учителя, улыбаются друг другу.







Определение темы и задач урока

- Мы продолжаем работать над разделом «В царстве словесного пейзажа».


Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы «Листопад», которую он посвятил Максиму Горькому. (на слайде)



Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так как в произведении Бунина «Листопад».


Поэтому мы с вами сегодня на уроке постараемся понять отношение поэта к осени, определим какие чувства он - испытывает в эту пору.







Подготовка к первичному чтению





- А какие чувства испытываете вы к этому времени года?



Давайте посмотрим, как Иван Алексеевич относится к осени.


- Прежде чем я прочитаю стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся.

Зачитайте эти слова, пожалуйста.


На слайде:

багряный

лазурь

вдова


Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Вдова – женщина, у которой умер муж.


Значение этих слов нам понадобится при анализе стихотворения.

Дети делятся своими ощущениями (чувства радости/красоты/мне нравится осень/не люблю осень)







Зачитывают значения слов багряный, лазурь и вдова.


















Учатся видеть красоту русской природы.







Обогащают словарный запас изобразительно-выразительными и образными средствами языка.



Первичное восприятие




-Откройте учебники на с 54.


Я прочитаю отрывок из стихотворения “Листопад”, а вы постарайтесь представить себе бунинскую осень.

(учитель читает).




Слушают чтение учителем стихотворения и стараются представить картину осени.



Учатся видеть красоту русской природы.






Проверка первичного восприятия


- Какие чувства и переживания вызвало у вас это произведение?




- Почему у вас возникли такие чувства?




- Это очень хорошо, что вы такие отзывчивые читатели.


– Вы поделились сейчас своими чувствами, а как вы считаете, какие чувства испытывал поэт, создавая эту картину?







- чувства грусти, спокойствия,

умиротворения.




- потому что природа увядает, листья у деревьев желтеют и всё постепенно затихает и замирает.





- Чувства восторга, наслаждения, спокойствия.





Будут учиться выражать свое эмоциональное отношение.








Учатся видеть красоту русской природы.








Мотивация к анализу


- Ребята, теперь подумайте и скажите, на сколько картин мы можем разделить этот отрывок?




Предлагают варианты




Учатся соотнесению словесного и зрительного образов произведения





Анализ



Чтение про себя учащимися









Работа над частями отрывка























Работа над частями отрывка



Я предлагаю вам прочитать про себя стихотворение и представить в своем воображении смену настроения в описании осеннего леса.



- Итак, сколько картин вы увидели?



1) - Давайте прочитаем первую картину осени.




- Правильно. Какой описывает природу автор в этой части?



- Какие слова помогают вам представить эту картину?


- Также автор для придания красочности, пышности и нарядности использует прилагательные, которые и передают нам насыщенность красок. Эти слова называются эпитетами.

Это такие как «терем расписной».



- Значит каким видит терем поэт?



- Посмотрите, какие еще эпитеты использует Иван Алексеевич?




- А почему лес лиловый, золотой?



- Конечно, такую осень не случайно и называют «Золотая осень».



2) - Давайте посмотрим, что у нас во второй части. Зачитайте.





- Какое настроение здесь описывает автор? Отличается ли оно от первой части?



- Какие слова вам помогли понять, что автор испытывает чувства грусти?



Получается, что с помощью таких слов, автор навевает нас на мысль о завершении лета. Природа начинает готовиться ко сну. Все постепенно затихает и замирает.





– Какие звуки и запахи наполняют осенний лес? Прочитайте.







- Посмотрите, если в первой части поэт восхищается и восторгается всем, что его окружает, то в этой части у него появляется чувство легкой грусти, что такая дивная красота не вечна и она рано или поздно исчезнет.

- А теперь посмотрите, какими строками завершает Иван Алексеевич свое стихотворение.

Зачитайте, стараясь передать чувства человека, которого завораживает все вокруг и он хочет как можно дольше оставить в памяти все это богатство и роскошь осеннего леса.



Ребята, если мы будем выразительно читать это стихотворение, то с какой интонацией вы прочтете 1 часть?



- Как вы прочтете 2 часть?



- Будет ли отличаться интонация прочтения 3 части от первого четверостишия в 1 части? Если да, то в чем различие?




- Я с вами полностью согласна. Все, что вы увидели в стихотворении, поможет вам дома его выразительно прочитать.


Читают про себя стихотворение.






- 2 или 3



Зачитывают:

«Лес, точно терем расписной,

Просветы в небо, что оконца.»



- сказочной, нарядной.



- сравнения, знаки препинания.











- нарядный, сказочный, волшебный, разноцветный.


- «лес лиловый, золотой, багряный», «веселой, пестрою стеной», «над светлою поляной»


- потому что осень и листья на деревьях, желтые, красные.







Ученик зачитывает вторую часть стихотворения.

«Лес пахнет дубом и сосной,

Расслышать листика шуршанье»



- отличается, если в первой части автор восхищался красотой, то здесь настроение уже грустное.



«осень тихою вдовой», «пустой поляне», «последний мотылек», «мертвое молчанье»













«лес пахнет дубом и сосной» (запахи леса)

«такое мертвое молчанье», «листика шуршанье» (тишина в лесу)


















Выразительно читает ученик по выбору учителя.






- первую часть нужно читать радостно, передавая восхищение автора от осени.



- Вторую часть я буду читать медленно, тихо, делая паузы.



- интонация будет отличаться, в первой части автор восхищается увиденной красотой, а в последней части, он хочет остановить время, и медленно все рассматривает и от этого замирает. Поэтому последнюю часть нужно читать как можно медленнее и размеренно.


Будут формировать навык анализа поэтического текста




Будут выделять смысловые части произведения.








Смогут анализировать прочитанное стихотворение.





Познакомятся с новым литературоведческим термином – эпитет и узнают его значение










Смогут анализировать прочитанное стихотворение.











Смогут устанавливать причинно-следственные связи.




Будут развивать умение выразительно читать стихотворение.




Формируют умение видеть образные языковые средства – эпитеты







Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения

















































Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения



Обобщение



- Итак, ребята, мы проанализировали отрывок из поэмы «Листопад», поделились друг с другом своими чувствами и переживаниями, а теперь подумайте, что же вдохновило Бунина написать это стихотворение? 



- Но обратите внимание, как назвал автор свое стихотворение?

- Как вы считаете, почему «Листопад»? Мне кажется, что здесь совсем ничего не рассказывается о листопаде. Правильное ли мое мнение?





- Теперь, ребята, я с вами согласна. Действительно поэт говорит о листопаде в своем стихотворении, но мы должны понимать, что авторы учебника предложили нам лишь отрывок из этой поэмы, поэтому не исключено, что в другой части о листопаде говорится намного больше.

- На самом деле, ребята, мы с вами счастливые люди, что сами можем наблюдать эту необыкновенную и сказочную красоту осенью на Урале.



красота осенней природы











- Листопад


- Ваше мнение не верно, потому что в тексте мы можем найти такие слова «расслышать листика шуршанье», а листья у нас шуршать могут только под ногами, значит, листопад уже был, и часть листьев опала на землю.















Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения


Домашнее задание

А теперь, подумайте и скажите, с помощью каких красок, вы бы описали осенний лес в данном произведении?




Поэтому дома я предлагаю вам почувствовать себя настоящими художниками и нарисовать иллюстрацию к отрывку И.А.Бунина «Листопад». Для этого вспомните выразительные слова – эпитеты, которые мы назвали сегодня на уроке, они помогут вам в этом.





- я бы использовал(а) красные, бардовые, желтые, серебряные, золотые цвета.




Записывают домашнее задание в дневник. Задают уточняющие вопросы.


Учатся видеть красоту русской природы.



Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?


- Ребята, а в заключение хотелось бы сказать, что за такие сильные эмоции, которые мы с вами испытали при чтении данного стихотворения, мы должны быть благодарны Ивану Алексеевичу Бунину.


Спасибо всем за урок!


Ученики делятся своими впечатлениями от урока.


Будут учиться выражать свое эмоциональное отношение.




Методическая литература:

  • Родионова, Л.М. Социальная сеть работников образования [электронный ресурс] / URL: http://nsportal.ru

  • Официальный сайт Натальи Абрамцевой [электронный ресурс] / URL: http://www.strumishka.ru

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!