Подготовка к первичному чтению | - А какие чувства испытываете вы к этому времени года? Давайте посмотрим, как Иван Алексеевич относится к осени. - Прежде чем я прочитаю стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся. Зачитайте эти слова, пожалуйста. На слайде: багряный лазурь вдова Багряный – красный густого, тёмного оттенка. Лазурь – светло-синий цвет, синева. Вдова – женщина, у которой умер муж. Значение этих слов нам понадобится при анализе стихотворения. | Дети делятся своими ощущениями (чувства радости/красоты/мне нравится осень/не люблю осень) Зачитывают значения слов багряный, лазурь и вдова. | Учатся видеть красоту русской природы. Обогащают словарный запас изобразительно-выразительными и образными средствами языка. |
Проверка первичного восприятия | - Какие чувства и переживания вызвало у вас это произведение? - Почему у вас возникли такие чувства? - Это очень хорошо, что вы такие отзывчивые читатели. – Вы поделились сейчас своими чувствами, а как вы считаете, какие чувства испытывал поэт, создавая эту картину? | - чувства грусти, спокойствия, умиротворения. - потому что природа увядает, листья у деревьев желтеют и всё постепенно затихает и замирает. - Чувства восторга, наслаждения, спокойствия. | Будут учиться выражать свое эмоциональное отношение. Учатся видеть красоту русской природы. |
Анализ Чтение про себя учащимися
Работа над частями отрывка
Работа над частями отрывка | Я предлагаю вам прочитать про себя стихотворение и представить в своем воображении смену настроения в описании осеннего леса. - Итак, сколько картин вы увидели? 1) - Давайте прочитаем первую картину осени. - Правильно. Какой описывает природу автор в этой части? - Какие слова помогают вам представить эту картину? - Также автор для придания красочности, пышности и нарядности использует прилагательные, которые и передают нам насыщенность красок. Эти слова называются эпитетами. Это такие как «терем расписной». - Значит каким видит терем поэт? - Посмотрите, какие еще эпитеты использует Иван Алексеевич? - А почему лес лиловый, золотой?
- Конечно, такую осень не случайно и называют «Золотая осень».
2) - Давайте посмотрим, что у нас во второй части. Зачитайте.
- Какое настроение здесь описывает автор? Отличается ли оно от первой части?
- Какие слова вам помогли понять, что автор испытывает чувства грусти?
Получается, что с помощью таких слов, автор навевает нас на мысль о завершении лета. Природа начинает готовиться ко сну. Все постепенно затихает и замирает.
– Какие звуки и запахи наполняют осенний лес? Прочитайте.
- Посмотрите, если в первой части поэт восхищается и восторгается всем, что его окружает, то в этой части у него появляется чувство легкой грусти, что такая дивная красота не вечна и она рано или поздно исчезнет. - А теперь посмотрите, какими строками завершает Иван Алексеевич свое стихотворение. Зачитайте, стараясь передать чувства человека, которого завораживает все вокруг и он хочет как можно дольше оставить в памяти все это богатство и роскошь осеннего леса.
Ребята, если мы будем выразительно читать это стихотворение, то с какой интонацией вы прочтете 1 часть?
- Как вы прочтете 2 часть?
- Будет ли отличаться интонация прочтения 3 части от первого четверостишия в 1 части? Если да, то в чем различие? - Я с вами полностью согласна. Все, что вы увидели в стихотворении, поможет вам дома его выразительно прочитать. | Читают про себя стихотворение. - 2 или 3 Зачитывают: «Лес, точно терем расписной, … Просветы в небо, что оконца.» - сказочной, нарядной. - сравнения, знаки препинания. - нарядный, сказочный, волшебный, разноцветный. - «лес лиловый, золотой, багряный», «веселой, пестрою стеной», «над светлою поляной» - потому что осень и листья на деревьях, желтые, красные. Ученик зачитывает вторую часть стихотворения. «Лес пахнет дубом и сосной, … Расслышать листика шуршанье» - отличается, если в первой части автор восхищался красотой, то здесь настроение уже грустное. «осень тихою вдовой», «пустой поляне», «последний мотылек», «мертвое молчанье» «лес пахнет дубом и сосной» (запахи леса) «такое мертвое молчанье», «листика шуршанье» (тишина в лесу) Выразительно читает ученик по выбору учителя. - первую часть нужно читать радостно, передавая восхищение автора от осени. - Вторую часть я буду читать медленно, тихо, делая паузы. - интонация будет отличаться, в первой части автор восхищается увиденной красотой, а в последней части, он хочет остановить время, и медленно все рассматривает и от этого замирает. Поэтому последнюю часть нужно читать как можно медленнее и размеренно. | Будут формировать навык анализа поэтического текста Будут выделять смысловые части произведения. Смогут анализировать прочитанное стихотворение. Познакомятся с новым литературоведческим термином – эпитет и узнают его значение Смогут анализировать прочитанное стихотворение. Смогут устанавливать причинно-следственные связи. Будут развивать умение выразительно читать стихотворение. Формируют умение видеть образные языковые средства – эпитеты Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения |
Обобщение |
- Итак, ребята, мы проанализировали отрывок из поэмы «Листопад», поделились друг с другом своими чувствами и переживаниями, а теперь подумайте, что же вдохновило Бунина написать это стихотворение?
- Но обратите внимание, как назвал автор свое стихотворение? - Как вы считаете, почему «Листопад»? Мне кажется, что здесь совсем ничего не рассказывается о листопаде. Правильное ли мое мнение?
- Теперь, ребята, я с вами согласна. Действительно поэт говорит о листопаде в своем стихотворении, но мы должны понимать, что авторы учебника предложили нам лишь отрывок из этой поэмы, поэтому не исключено, что в другой части о листопаде говорится намного больше. - На самом деле, ребята, мы с вами счастливые люди, что сами можем наблюдать эту необыкновенную и сказочную красоту осенью на Урале. |
красота осенней природы
- Листопад - Ваше мнение не верно, потому что в тексте мы можем найти такие слова «расслышать листика шуршанье», а листья у нас шуршать могут только под ногами, значит, листопад уже был, и часть листьев опала на землю. | Развивают умение рассуждать и обосновывать свои суждения |