Урок по русскому языку
На тему: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Учитель начальных классов
1 категории
Филонова Елена Викторовна
Цели и задачи: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; развивать интерес к родному языку; наблюдение над однокоренными словами; сформировать вместе с детьми определение «корень слова».
Ход урока.
Организационный момент.
Словарный диктант ( упр. 115, с. 72)
На доске два ряда слов:
Ру (с, сс)кий п (а,о)года
М (а, о)розная ч (е,и)ловек
(а, о)ртистичный (е,я)зык
Р (а, о)бочий н (а,о)род
Задание базового уровня: вставьте правильную букву.
Задание повышенного уровня: соедините слова в пары.
Наблюдение над однокоренными словами.
1 На доске изображение дерева.
Учитель. В стране слов растут необыкновенные деревья, на них вместо фруктов вырастают слова. А какие слова растут на словесном дереве, зависит от его корня.
Давайте, как садовники, вырастим сами словесное дерево. Возьмем корень –лес-.
У всех слов должен быть общий корень. Какие слова вырастут от корня –лес- ?
Варианты: лесок, лесной, лесник, лесничий.
Учитель. Я подобрала еще одно слово – лестница. В этом слове тоже есть часть –лес-.
А может, кроме общего корня между этими словами есть еще что-то общее?
Значит слова объединяет не только общий корень, но и общий смысл. Почему не подходит слово «лестница»?
Дети. Нет общего смысла с нашими словами.
Учитель. Эти слова, которые имеют общий корень и общий смысл, называют однокоренными.
2 Закрепление. Работа по учебнику.
а) упр. 116 (с.74)
Учитель. От какого корня «выросли» эти слова?
Дети. От корня – голос-.
Учитель. Запишите эти слова. Выделите корень.
Дети работают в тетрадях.
Задание повышенного уровня. Придумайте словосочетание с любым из этих слов с графическими обозначениями.
б) упр.117 (с.74-75).
Учитель. Что нужно сделать в упражнении?
Дети. Записать слова, найти и выделить в них корень.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в словах корень?
Дети. Найти слово, от которого «выросли» все другие однокоренные слова.
3 Работа над правилом. (с.75)
Учитель. Давайте сделаем выводы.
Что такое корень?
Роль корня в слове?
Как выделить корень в слове?
А теперь давайте проверим, к правильным ли выводам мы пришли. Для этого прочитайте правило на странице 75.
4 Работа по карточкам (разного уровня сложности).
Учитель. Перед вами два варианта заданий.
В первом варианте три группы слов по четыре слова в каждой. В каждой группе нужно найти лишнее слово. Выделить корень у однокоренных слов.
Во втором варианте три группы слов по пять слов в каждой. Здесь могут быть два лишних слова.
Выберите себе вариант карточки.
Вариант № 1
Уши корм нос
Ушки крошки носик
Услышал кормить носатый
Ушастый кормушка носит
Вариант № 2
Мед дом рисунок
Медик домик рис
Медведь домашний рисовать
Медовый домино нарисовал
Сладкий хижина картинка
4 Итог урока.
Учитель. Что мы узнали на уроке о корне слов?
Дети. Корень – главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
Чтобы выделить корень, нужно найти слово, от которого «выросли» все однокоренные слова.
Домашнее задание: упр. 100, с. 48 (дидактический материал)