СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Выделение корня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Выделение корня"»





Урок по русскому языку

На тему: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.























Учитель начальных классов

1 категории

Филонова Елена Викторовна

Цели и задачи: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; развивать интерес к родному языку; наблюдение над однокоренными словами; сформировать вместе с детьми определение «корень слова».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Словарный диктант ( упр. 115, с. 72)

На доске два ряда слов:

Ру (с, сс)кий п (а,о)года

М (а, о)розная ч (е,и)ловек

(а, о)ртистичный (е,я)зык

Р (а, о)бочий н (а,о)род

Задание базового уровня: вставьте правильную букву.

Задание повышенного уровня: соедините слова в пары.

  1. Наблюдение над однокоренными словами.

1 На доске изображение дерева.

Учитель. В стране слов растут необыкновенные деревья, на них вместо фруктов вырастают слова. А какие слова растут на словесном дереве, зависит от его корня.

Давайте, как садовники, вырастим сами словесное дерево. Возьмем корень –лес-.

У всех слов должен быть общий корень. Какие слова вырастут от корня –лес- ?

Варианты: лесок, лесной, лесник, лесничий.

Учитель. Я подобрала еще одно слово – лестница. В этом слове тоже есть часть –лес-.

А может, кроме общего корня между этими словами есть еще что-то общее?

Значит слова объединяет не только общий корень, но и общий смысл. Почему не подходит слово «лестница»?

Дети. Нет общего смысла с нашими словами.

Учитель. Эти слова, которые имеют общий корень и общий смысл, называют однокоренными.

2 Закрепление. Работа по учебнику.

а) упр. 116 (с.74)

Учитель. От какого корня «выросли» эти слова?

Дети. От корня – голос-.

Учитель. Запишите эти слова. Выделите корень.

Дети работают в тетрадях.

Задание повышенного уровня. Придумайте словосочетание с любым из этих слов с графическими обозначениями.

б) упр.117 (с.74-75).

Учитель. Что нужно сделать в упражнении?

Дети. Записать слова, найти и выделить в них корень.

Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в словах корень?

Дети. Найти слово, от которого «выросли» все другие однокоренные слова.

3 Работа над правилом. (с.75)

Учитель. Давайте сделаем выводы.

Что такое корень?

Роль корня в слове?

Как выделить корень в слове?

А теперь давайте проверим, к правильным ли выводам мы пришли. Для этого прочитайте правило на странице 75.

4 Работа по карточкам (разного уровня сложности).

Учитель. Перед вами два варианта заданий.

В первом варианте три группы слов по четыре слова в каждой. В каждой группе нужно найти лишнее слово. Выделить корень у однокоренных слов.

Во втором варианте три группы слов по пять слов в каждой. Здесь могут быть два лишних слова.

Выберите себе вариант карточки.

Вариант № 1

Уши корм нос

Ушки крошки носик

Услышал кормить носатый

Ушастый кормушка носит

Вариант № 2

Мед дом рисунок

Медик домик рис

Медведь домашний рисовать

Медовый домино нарисовал

Сладкий хижина картинка

4 Итог урока.

Учитель. Что мы узнали на уроке о корне слов?

Дети. Корень – главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

Чтобы выделить корень, нужно найти слово, от которого «выросли» все однокоренные слова.

Домашнее задание: упр. 100, с. 48 (дидактический материал)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!