Конспект урока по русскому языку
Тема: «Собирательные числительные»
Задачи урока:
Формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении и употреблении в речи; орфографической зоркости обучающихся посредством словарно-орфографической работы.
Развитие речевых навыков, логического мышления.
Воспитание нравственно-этических качеств личности школьника через умение слушать и слышать.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Анализ домашних работ (объяснение знаков препинания в числительных, употребление мягкого знака)
-опрос теоретического материала (фронтальный опрос)
2. Повторение ранее изученного
-просклонять по вариантам словосочетания (полтора яблока и полторы кружки)
-записать примеры (к 4/6+8/9, от 5/8 -1/6, от 8/10-1/3, к 2/6+7/10)
3. Изучение новой темы
– Обратите внимание на доску:стол, красивый, бежал, прыгать, линейка, Коля, синий, дециметр, трое.
-распределите на группы
-по каким признакам будете распределять?
-какое слово лишнее, осталось одно в столбике?
-какая это часть речи? Какое по разряду?
-слово трое относится к группе особых немногочисленных количественных числительных, которая называется собирательные числительные.
-найдите на с.274 в каких случаях они употребляются?
-приведите примеры?
-а как склоняются собирательные числительные?
-давайте просклоняем числительное пятеро (1 ученик к доске)
-выделите окончания
-на какую часть речи похоже склонение?(прилагательное во множественном числе)
-давайте проверим, просклоняем прилагательное звездные дожди (1 ученик к доске)
4. Упражнения на закрепление
Проблемный вопрос
На доске: двое (певицы, котята, ребята)
-с какими словами нельзя употребить числительное двое?
-сделайте сами вывод
-сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.275
Работа с учебником
-у.606 (комментированное письмо)
Работа по карточкам
– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.
Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш)
(взаимопроверка)
-задание на доске: 2 мужчина, 5 котеночек, 3 сестра, 4 щипцы, 6 ребята, 2 очки, 7 школьник, 3 брюки, 3 ложка
5. Рефлексия урока
6. Итог урока
Домашнее задание
-составить рассказ о дробных и собирательных числительных, у.607, у.605