Урок русского языка с учётом требований ФГОС в 7 классе
Тема урока: Причастие как часть речи
Тип урока: открытие нового знания (первый урок в теме)
Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс». Авторы: Баранов М. Т. Ладыженская Т. А.
Портрет Леонардо да Винчи. Листы со схемой.
Цели урока: 1. создать условия для ознакомления с термином и понятием «причастие», формировать умения узнавать причастие по его признакам.
2. Способствовать формированию УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки причастия, выделяют его в тексте.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации. | |
Ребята, мы закончили тему повторение и теперь можем открывать для себя новое, неизвестное для вас. Все, что вы знаете, нам очень поможет, Великий художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи сказал: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена дадут добрые всходы». ( Запись на доске) Как вы понимаете это высказывание? | Записывают дату. Работают со смыслом высказывания. Определяют лексическое значение слов. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД) |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения |
Давайте определим части речи в этом предложении. (один ученик работает у доски) Что это за часть речи? Какие у вас есть предположения? | Один ученик работает у доски. Определяет части речи. Слово «посеянные» вызывает затруднение. Оно имеет признаки глагола, но отвечает на вопросы прилагательного. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные УУД) Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (Познавательные УУД) |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Беседа по определению части речи. Как называется эта часть речи? Предположите. Учитель – это и будет нашей новой темой, но мы точно не знаем ее формулировки. Запишем наши предположения. Определим наши цели. (На доске записи предполагаемой темы.) | Ученики предполагают, записывают на доске свои предположения. ( предполагаемые варианты: неизвестная часть речи, совместная, Глаголо-прилагательное, глагольно-прилагательное и т.д) Ученики определяют цели: узнать новую часть речи, определить ее грамматические категории и синтаксическую роль в предложении. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
Давайте вспомним, что нужно знать, чтобы определить часть речи. | Каждая часть речи имеет: общее значение, грамматические категории. Синтаксическую роль | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. |
Давайте разделимся на три группы и каждая группа поработает и попробует в какой- либо форме: схема, таблица, рисунок выразить, все, что узнала о новой части речи по схеме. Схема: 1.Общее значение. 2.Грамматические категории 3.Синтаксическая роль. Учитель раздает схемы и листы для работы в группах. | Дети делятся на группы. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД) |
5. Реализация построенного проекта. (Работа в группах) |
Учащиеся работают в группах | Работа в группах | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД) |
6. Первичное закрепление с проговариванием. | Представитель каждой группы выходит к доске и представляет свой материал. ( В виде схемы, таблицы и т.д.) После презентаций учитель вместе с учениками анализируют результаты работы групп. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. |
А теперь сравним, что наработали мы с тем, что дано в учебнике. | Ученики сравнивают с образцом в учебнике, анализируют и делают выводы: что правильно, а что нет. Читают правило. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
На доске появляется запись: Причастие как часть речи. Обращаемся к высказыванию Да Винчи. Разберем причастие «посеянные». Задаем вопрос- какие? Посеянные. Как признак проявляется во времени? Их уже посеяли, Прошедшее время. Посеянные образовано от глагола СЕЯТЬ -несовершенного вида, значит, и причастие несовершенного вида. Посеянные – множественное число. В предложении является определением. | | |
8. Включение в систему знаний. |
Особое внимание уделяем признакам причастий: особые суффиксы причастий и значение, а так же то, что причастие образовано от глагола. Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик) или действием над этим предметом (брошенный камень). | Учащиеся выполняют упражнение. Отмечают признаки причастия. (Работа у доски) | |
Работа по определению причастия. Учитель называет слова: прыгающий мальчик, сорванный цветок, поющая девочка, плавающий предмет, потерянное время, спящий человек. | Образец объяснения: Прыгающий, тот который прыгает. Образовано от глагола, особый суффикс- ЮЩ-. | |
Поработаем в парах. Один человек называет глагол, а сосед образует от него причастие и наоборот.(учитель дает устный образец) | | Умение работать в паре (коммуникативные УУД) |
Выполняем упражнение по определению причастий и отличие его от прилагательного. Выписываем причастие и глагол, от которого оно образовано. (по очереди у доски) Образец: побледневшем- побледнеть. В побледневшем, вымороженном небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавшейся перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находившемуся уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Мы подъехали к горам, поросшим лесом. | Учащиеся выписывают причастия (Один человек у доски) | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД) |
9.Рефлексия Что вызвало затруднение? Что не понятно? Что поняли о причастии? Понравилась ли форма урока? Что не понравилось на уроке? | Анализируют свою работу. Отмечают недостатки и понравившиеся моменты урока. | Оценивание усваиваемого содержания (Личностные УУД) Контроль, коррекция, оценка (Регулятивные УУД) |
Д. З. Придумать сказку о причастии. |
Ход урока
Приветствие класса.
1.Этап мотивации.
Ребята, мы закончили тему повторение и теперь мы можем открывать для себя новое, неизвестное для вас. Все, что вы знаете, нам очень поможет,
Великий художник и ученый эпохи Возрождения сказал: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена дадут добрые всходы. ( Запись на доске)
Как вы понимаете это высказывание? Работа со смыслом высказывания ( ответы учеников)
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Давайте определим части речи в этом предложении. ( один ученик работает у доски)
Слово «посеянные» вызывает затруднение. Оно имеет признаки глагола, но отвечает на вопросы прилагательного.
Что это за часть речи? Какие у вас есть предположения? Что это за часть речи? Какие у вас есть предположения?
3. Выявление места и причины затруднения.
Беседа по определению части речи. Ученики предполагают, записывают на доске свои предположения. ( предполагаемые варианты: неизвестная часть речи, совместная, Глаголо-прилагательное, глагольно-прилагательное и т.д)
Учитель – это и будет нашей новой темой, но мы точно не знаем ее формулировки. Запишем наши предположения.
Определим наши цели.
Ученики: узнать новую часть речи, определить ее грамматические категории и синтаксическую роль в предложении.
На доске записи предполагаемой темы урока.
Учитель- Давайте вспомним, что нужно знать, чтобы определить часть речи.
Ученики – каждая часть речи имеет: общее значение, грамматические категории. Синтаксическую роль.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте разделимся на три группы и каждая группа поработает и попробует в какой- либо форме: схема, таблица, рисунок выразить, все, что узнала о новой части речи по схеме.
Схема: 1.Общее значение.
2.Грамматические категории
3.Синтаксическая роль.
Учитель раздает схемы и листы для работы в группах.
5. Реализация построенного проекта. (Работа в группах)
6. Первичное закрепление с проговариванием.
Представитель каждой группы выходит к доске и представляет свой материал. ( В виде схемы, таблицы и т.д.)
После презентаций учитель вместе с учениками анализируют результаты работы групп.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Учитель- А теперь сравним, что наработали мы с тем, что дано в учебнике.
Ученики сравнивают с образцом в учебнике, анализируют и делают выводы: что правильно, а что нет. Читают правило.
На доске появляется запись: Причастие как часть речи.
Обращаемся к высказыванию Да Винчи. Разберем причастие «посеянные».
Задаем вопрос- какие? Посеянные.
Как признак проявляется во времени? Их уже посеяли, Прошедшее время.
Посеянные образовано от глагола СЕЯТЬ -несовершенного вида, значит, и причастие несовершенного вида.
Посеянные – множественное число. В предложении является определением.
8. Включение в систему знаний.
Особое внимание уделяем признакам причастий: особые суффиксы причастий и значение, а так же то, что причастие образовано от глагола. Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик) или действием над этим предметом (брошенный камень)
Выполняем упражнение по определению причастий и отличие его от прилагательного. Выписываем причастие и глагол, от которого оно образовано. (по очереди у доски)
Образец: побледневшем- побледнеть.
В побледневшем, вымороженном небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавшейся перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находившемуся уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Мы подъехали к горам, поросшим лесом.
9.Рефлексия
Что вызвало затруднение?
Что не понятно?
Что поняли о причастии?
Понравилась ли форма урока?
Что не понравилось на уроке?
Д. З. Придумать сказку о причастии.