СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Жизненный и творческий путь Владимира Ивановича Даля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     22 ноября 2015 года, в день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля, в рамках празднования Года литературы Министерство образования и науки России проводит Всероссийский словарный урок.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля ? явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный», ? писал Даль. Таким образом лексикограф определяет неразрывную связь русских говоров и литературного языка, что и отразилось в его словаре. В разных словарных статьях Даль приводит и толкует около тридцати тысяч пословиц и поговорок русского народа, тысячи устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. Словарь В.И.Даля ? прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала, словарные статьи содержат самые разнообразные сведения о жизни народа ? его называют энциклопедией народной жизни XIX в.

Словари и в современном мире являются сокровищницей не только языка, но и культуры народа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Жизненный и творческий путь Владимира Ивановича Даля»»

Конспект урока

«Жизненный и творческий путь Владимира Ивановича Даля»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля.
2. Развивать познавательные и творческие возможности.
3. Формировать языковые умения учащихся, развивать теоретические знания.
4. Показать величие русского языка, используя словарь В.И. Даля.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

– воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

– умение работать со словарём В.И. Даля;

– умение добывать информацию из словаря;

– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

– развитие речи, мышления, языковые умения;

– освоение первоначальных знаний о лексике;

– умение работать со словарём В.И. Даля.

Планируемые результаты: учащиеся научаться реализовывать коммуникативные задачи в своих высказываниях; умение пользоваться словарями и с помощью слова приобретать новые знания.

Тип урока. Комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г).

Необходимое техническое оборудование: ИД, проектор, флипчарт к уроку.

Используемые технологии: технология групповой поисковой (творческой) деятельности на основе эмоционально-образного мышления»:

метод «динамических пар», методика группового обучения.

Сдоровьесберегающие технологии: приём компенсаторно-нейтрализующий (физминутка).



ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


2. Актуализация знаний

Словарная-орфографическая работа.

- Разобрать по составу слово словарный.

- Составить словообразовательную цепочку (словарный – словарь – слово). Это позволит детям сделать вывод о том, что ближайший «родственник» слова словарный – слово словарь, а значит, работа на уроке будет посвящена словарю.


3. Самоопределение к деятельности

- Какие словари вы знаете?


4. Постановка темы и целей урока. Первичное усвоение новых знаний

- На уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, с его словарём.

В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года на юге России, в местечке  Лугань (ныне г. Луганск). Его отец, Иоганн Даль, – выходец из Дании, разносторонне образованный человек, лингвист, богослов, медик. Мать – Мария Фрейтаг, немка по отцу и француженка по матери, владела пятью языками и детей почти всему учила сама. Не раз Володя Даль слышал от неё: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперёд, что в жизни пригодится». Позже семья Далей переезжает в Николаев. В 1814 году Иван Даль везёт своих сыновей Володю и Карла учиться в Петербургский Морской кадетский корпус.
Большим счастьем для кадетов были учебные морские походы. Весной 1816 года Владимир Даль был произведён в гардемарины (младшие офицеры). Окончив кадетский корпус в 1819 году, Даль служил морском офицером на Черноморском, а затем на Балтийском флотах.

Когда В.И. Даль был в армии, у него накопилось столько записей, что Чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Таскал этот верблюд непростую поклажу – записки к будущему толковому словарю, который собирал Даль.
Флотская служба мичмана Даля оказалась недолгой. В 1826 году Даль решает сменить профессию, и поступает на медицинский факультет Дерптского университета  (г. Дерпт – ныне г. Тарту). Студенческие годы останутся в его памяти «одним из самых светлых воспоминаний». Здесь он познакомится с известным писателем В.А. Жуковским. «В его читанных нам тогда отрывках попадалось уже множество собранных им, очевидно в разных уголках  России, поговорок, прибауток и пословиц». (Н.И. Пирогов).
«Читая  Словарь В.И. Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием» А сам В.И. Даль шутил так: «Словарь не от того назван «толковым», что  мог получиться «бестолковым», а от того, что слова объясняют и растолковывают» .

С 1833 года Даль на правительственной службе: он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, в Нижнем Новгороде. В эти годы к В.И. Далю приходит литературная известность, он пишет сказки, рассказы, повести. Подписывает их псевдонимом «Казак Луганский» (по названию своего родного города)

В 1859 году В.И. Даль, уйдя в отставку, переезжает  в Москву. Здесь он, наконец, целиком отдаётся любимому делу. Это любимое занятие – изучение языка русского народа. В.И. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов.

В Москву Даль привёз почти готовую рукопись Даль вставал очень рано и сразу же принимался за работу. С утра до полудня он писал, не отрываясь, в час обедал и, независимо от погоды, выходил на прогулку. Отдохнув, снова садился за письменный стол, но по вечерам не писал, а только переписывал и подклеивал, вносил исправления. Ровно в 11 часов вечера шёл спать. Работал он в зале, стол его стоял у окна, выходящего в палисадник.

Надписанные в алфавитном порядке коробки складывались на полках – так выглядела рукопись словаря. Когда родные уговаривали его отдохнуть, не работать так много, он отвечал: «Ах, дожить бы до конца словаря! Спустить бы корабль на воду!».

Словарь был впервые издан в 1863 – 1866 годах. Работа над словарём длилась 53 года. На последней странице своего словаря Даль записал «конец».

Первые читатели «Толкового словаря» Даля восхищались: «Какой необычный словарь – совсем не похож на справочник! Какое занимательное чтение!». Многие заметки в словаре Даля - это маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаём, какие дома строили русские люди, на каких телегах ездили, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, как поле пахали, как хлеб убирали, как сады садили, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили. Одновременно с  работой над словарём В.И. Даль работал и  над сборником  «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он  переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» – в словарь, как пример для пояснения слов; другой вклеивал в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. В.И. Даль собрал 30 130 пословиц. В сборнике пословицы расположены по темам 180 тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь-смерть», «Радость-горе», «Ум-глупость», «Правда-кривда», «Воля-неволя», «Стихия», «Вселенная» и другие.

А вот каковы некоторые пословицы «в неусечённом виде»:

«Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнётся»
«Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда».
«Собаку съел ,а хвостом подавился».
«Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее».
«Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя».
«Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
«Губа не дура, язык не лопатка, знают, что горько, что сладко».

Михаил Матусовский написал о В.И. Дале и его словаре такие строки:

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растёт строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарём одним,
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

Работа в группах

Задание для учеников 1 группы.
«Слово состоит, подобно дереву, из веток и корней…».
Вот, например, самое обычное слово – «дождь». Что о нём написано в словаре Даля?

(учащиеся читают по словарю).

ДОЖДЬ, ДОЖДИК, ДОЖЖ, ДОЗЖИК – вода в каплях или Струями из облаков
СИТНИЧЕК – самый мелкий дождь.
ЛИВЕНЬ – проливной, самый сильный.
КОСОХЛЁСТ,ПОДСТЁГА – косой дождь.
ГРОЗНЫЙ ДОЖДЬ – с грозою.
МОКРЫЕ ДОЖДИ – осенние.
ДРЯПНЯ, ЛЕПЕНЬ – снег с дождём.
СЕНОГНОЙ - дожди во время покоса.
МОРОСЬ, БУС – мельчайший дождь
КУПАЛЬНЫЙ ИЛИ ОКАТНЫЙ ДОЖДЬ – решето, через которое вода льётся дождём,
В банях и купальнях.
ДОЖДЕВОЙ  –  от дождя происшедший.
ДОЖДЕВИК – поганый гриб.
ДОЖДЕЙКА – кадка под кровельные, водосточные трубы.
ДОЗЖУХА – дождевая вода в каком-либо употреблении.
ДОЖДЕМЕР – снаряд, измеряющий количество падающего дождя.

И  пословицы:
«Даст Бог дождь, уродится рожь»,
«Будет дождичек, будут грибки, а будут грибки, будет и кузовок»,
«Дождик вымочит, а красно солнышко высушит»,
«Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет».


Задание для учеников 2 группы.

- Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном

Задание для учеников 3 группы.

1. Объясните, как Вы понимаете слово друг

2. Проверьте себя по словарю В.И. Даля.

3. Отличается ли Ваше толкование слова от того, которое дано в словарной статье? Какая новая информация о слове (по сравнению с Вашим толкованием) есть в словаре?

4. Составьте предложение с этим словом. Определите его роль в предложении.

Физминутка

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берёт.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему?

(развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идёт!

(Хлопок в ладоши.)


5. Первичная проверка понимания.

Словарная работа.

- Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз автомобиля; свежезамороженный дождь; «слово» регулировщика; «архитектурное строение» пчёл; родной или крёстный; лесной барабанщик»


6. Корректировка действий учащихся. Работа в парах

Игра «Верю – не верю». Например: Верите ли вы, что в словаре В.И. Даля есть слова скачивать, банить и монитор? Верите ли вы, что в словаре В.И. Даля нет слов милосердие, сострадание, достоинство?


6. Первичное закрепление

- Сколько лет работал В.И. Даль над своим «Толковым словарем...» (53 года)

- Что написал В.И. Даль внизу на последней странице своего четырехтомного словаря? (Конец)

- Сколько изданий «Толкового словаря...» вышло при жизни В.И. Даля? (Одно издание)




7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

КРОССВОРД  «ВЛАДИМИР ДАЛЬ».

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Утка в море, хвост на заборе.
2. Мостится мост без досок, без топора, без клина.
3. Что цветёт без алого цвету?
4. Вся дорожка обсыпана горошком.
5. По полу скок и по лавкам скок, сядет в уголок – не ворохнется.
6. Что растёт без кореньев?
7. сидят кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?
8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.
9. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц?
10. Один говорит: «Побежим, побежим». Это – вода. Другой говорит: «Постоим, постоим». Это берег. Третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся» что это?
11.Что выше лесу?
12. По сеням и так и сяк, а в избу никак.

Ответы на кроссворд:
1. Ковш.
2. Лёд.
3. Сосна.
4. Звёзды (на небе).
5. Веник.
6. Камень.
7. Три.
8. Гриб.
9.Одна.
10.Трава.
11.Солнышко.
12.Дверь.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- На родине В.И. Даля в городе Луганске (Украина) в его честь названа улица. Здесь на улице Даля, дом 12, открыт музей писателя.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Всё ж пробиваются сквозь плиты.

Кто нынче скажет  «окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»-
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко достать со дна
Родные россыпи жемчужин…
(Всеволод Рождественский)

Самоанализ

- Понравился ли вам урок? Чем понравился?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

Закончите предложения:

- Для меня важно уметь пользоваться словарём В.И. Даля, потому что…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!