Учитель: Цепкова О.С.
Тема | Правописание безударных гласных в корне слова. |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Цель | Образовательная: Отрабатывать умение подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление. Развивающая: Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания. Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка. Здоровьесберегающая: Способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова, орфограммы о непроверяемых безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне слова ( изменение формы слова и подбором однокоренных слов); Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: Формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности |
Методы и формы обучения | по характеру познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. По способам организации познавательной деятельности: деятельностный, словесный, наглядный. Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Средства обучения | Учебник для 3 класса «Русский язык», авторы Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Русский язык», авторы Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах. |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects |
Основные понятия | Безударная гласная, однокоренные слова. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к учебнику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово учителя: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Коммуникативные: Учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: Осуществляют для ре-шения учебных задач операции, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности |
2.Актуализация опорных знаний Цели: - повторить знания об орфограммах в различных частях слова - формировать умения группировать слова по типу орфограмм | Минутка чистописания Проведение работы по актуализации опорных знаний. | На доске буквы о, а, е, и, я. -С чего же мы начинаем наш урок? -Для чего нужна минутка чистописания? – Какие это буквы? – Что вы знаете о них? – Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. – Пропишите эти буквы в тетради. | Отвечают на вопросы. - С минутки чистописания - Чтобы писать красиво, аккуратно… Гласные произносятся с голосом, образуют слог, при произношении не встречают препятствия. Прописывают. | Коммуникативные: Учатся оформлять свои мысли в устной Ии форме, слушать и понимать речь других. Познавательные: Учатся искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: Учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Личностные: Осознают свои трудности и стремятся к их определению; проявляют способность к самооценке своих действий. |
Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации с заданием «Правописание безударных гласных в корне слова», «Однокоренные слова» Обсуждение результатов работы по заданию презентации | Задает вопросы, создает ситуацию, при которой возникает необходимость проверки полученных знаний. 1) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су. Во дв..ре рыхлая л..дяная горка. Тр..пинки в с..ду поч..рнели. (Слайд 1) 2) Подумайте, по какому принципу слова можно разделить на три группы. Двор, избегать, грибник, дворик, беготня, грибница, дворник, грибной, бегство, дворняга, беглый, гриб, бегунок, дворовый, грибок. (Слайд 2) -Запишите слова в три столбика, выделите корень, поставьте ударение. Контролирует правильность выполнения задания. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы, и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов. Задают вопросы для уточнения. Читают слова и делят их на группы, записывают, выполняют задание. |
|
3. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока Цели: - повторить знания о безударных гласных и способах их проверки - выявление учащимися места причины затруднения. | Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием. Просмотр мультимедийной презентации с заданием. Работа с презентацией. | Задает учащимся вопросы, с целью определения целей урока: 1)Посмотрите на данные слова и скажите, чем они похожи, как их можно назвать и какое слово может быть проверочным для всех этих слов? 1) Сн..жок, сн..говик, сн..гопад, сн..жинка, сн..гоход, Сн..гурочка (слайд 3) 2) Посмотрите на данные слова и подберите к каждому проверочное слово. Что вы для этого сделали? З..ма - Сн..га – Г..ра – Л..са- (слайд 4) - Сделайте выводы о способах проверки безударных гласных в корне слова. - С помощью опорных слов определите цели урока. ПОВТОРИМ… УЗНАЕМ… ПРОВЕРИМ… (слайд 5) | Учащиеся читают слова и определяют способы проверки безударных гласных в корне слова: - Однокоренные. (Снег) - ЗИМЫ - СНЕГ - ГОРЫ - ЛЕС - С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока: - правила правописания безударных гласных в корне слова - новое по этой теме - свои умения применять правила | Познавательные: Извлекают необходимую информации, систематизируют собственные знания. Регулятивные: Учатся совместно с учителем определять цели урока, планируют с учителем и учащимися необходимые действия. |
4. Работа по теме урока Первичное закрепление. Цель: - Организовать усвоение учениками нового знания в правописании безударных гласных в корне слова. - Повторить и закрепить умения учащихся правильно подбирать проверочные слова двумя способами | Беседа. 1) Работа по учебнику. 2) Работа в рабочей тетради. 3) Работа с памяткой. | Практическая деятельность 1) ПОВТОРИМ - Прочитайте «Узелки на память». - Буквы, каких гласных звуков в слове надо проверять? - В какой части слова должны находиться эти гласные? - Составим алгоритм проверки безударных гласных. Памятка. Алгоритм проверки безударных гласных. Ставим ударение в слове. Подчеркиваем букву безударного гласного звука. Находим и обозначаем корень слова. Подбираем однокоренное слово или изменяем форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. (слайд 6) - Как можно проверить безударную гласную? Назовите два способа проверки. - Какой способ выбрали? | - А, О, И, Е, Я - В корне слова. Работа цепочкой у доски. Упр.36 (с.24) Работа в паре. Упр.38 (с.25) 1.Подбор однокоренного слова. 2.Изменение формы слова. - Изменение формы слова. | Познавательные: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочей тетради. Регулятивные: Учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретно Учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения. Личностные: Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
Динамическая пауза (физкультминутка) Цель: - смена вида деятельности | | Организует. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Все как один плывём как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Выполняют упражнения для осанки, (дети наклоняются и выполняют движение). | |
| Усвоение новых способов учебной деятельности учащихся. Работа по карточкам. (Приложение №1.) | 2)УЗНАЕМ - Организует самостоятельную работу по карточкам. - Выявляет места и причины затруднений, проводит работу над ошибками. Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите проверочные слова. Докажите правильность выполнения заданий. | Выполняют задания. | Познавательные: Учатся использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: - Повторить и закрепить умения учащихся правильно подбирать проверочные слова. - Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Работа с презентацией. Письменная работа, подбор своих примеров. | 3)ПРОВЕРИМ 1) -Организует работу с текстом, в котором допущены ошибки на изучаемое правило. (слайд 7) Вада в рике потимнела. Бирега огалились. Асенний ветер обрывал листья. Небо покрывалось тижёлыми аблаками. - Организует выявление места причины затруднений, работу над ошибками. - Самопроверка. 2) -Организует работу по картинкам, на которых изображены: пч..ла, с..ва, скв...рец, р..ка, гн..здо, кл…сты, л..са, леб…ди, зв..зда, стр..ла. (слайд 9) Задание. Напишите названия предметов и проверочные слова к ним. Выделите в словах корень. Подчеркните безударные гласные. | 1) - Читают текст, находят ошибки, исправляют их, подобрав проверочные слова. Списывают. Выполняют самопроверку по образцу. (слайд 8) 2) Работают с заданием. Отвечают на вопросы. Групповая, индивидуальная работа. Выполняют взаимопроверку по образцу. (слайд 10) | Познавательные: Выполняют Учебно-познавательные действия в умственной форме. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Регулятивные: Учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Личностные: Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. Цель: выявить достигнуты ли цели урока, что получилось, что вызвало затруднения. | Заключительная беседа по вопросам. | Предлагает вопросы, чтобы подвести к самостоятельному объяснению своего выбора. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку своей работе: дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение. (Приложение №2.) | Отвечают на вопросы. | |
Вечером после д…ждя Наташа вышла во двор.
Вдруг она увидела маленького к…тёнка.
Он был маленький и мокрый.
Девочка принесла к…тёнка д…мой.
Мама его пок…рмила.
К…тёнок поел и громко замурлыкал.