СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по развитию речи в 3 а классе Тема: «Чистый ручеёк нашей речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи-составная часть общей культуры человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи в 3 а классе Тема: «Чистый ручеёк нашей речи».»












Конспект урока по развитию речи в 3 а классе

Тема: «Чистый ручеёк нашей речи».



















г. Новокузнецк, 2017

Цели:

Задачи:

1) Раскрытие в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.


Оборудование: презентация по теме занятия, зеркала.


Ход занятия:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, если посмотрите на слайд и прочитаете то, что на нём написано. (слайд 1)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Детям выдаются индивидуальные зеркала.

- Я раздаю вам зеркала, и мы с вами выполним артикуляционную гимнастику.

  1. Упражнения для нижней челюсти: широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд, жевательные движения с сомкнутыми губами, легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

  2. Упражнения для губ: «Улыбочка», «Трубочка», чередование трубочки и улыбочки.

  3. Упражнения для языка: «часики», «качели», «лошадка», «лопатка», «иголочка», «грибок», «чашечка».

- Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки).

  • 1. Водовоз вёз воду из водопровода.

  • 2. В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.

  • 3. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  • 4. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

3. Сообщение темы и цели урока.

- О чём же мы будем с вами сегодня разговаривать? (о нашей речи)

- Скажите, а что такое речь? Для чего речь нужна человеку?

- Да, речь - это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями и чувствами. А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель: «Приятная речь для слуха – своего рода музыка». (слайд 2) Как вы понимаете его слова? Что значит приятная речь?

- Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных и грубых слов. А чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. (слайд 3) Что же такое этикет? (Этикет (фр.) – установленный порядок поведения где-либо)

Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Но может стать и врагом, если обратите внимание на слайд. (слайд 4)

Речь - средство общения если

ДРУГ ВРАГ

1. Помогаешь. 1. Ругаешься, оскорбляешь.

2. Предаёшь.

3. Сплетничаешь, наушничаешь

2. Сочувствуешь, утешаешь.

3. Радуешься.

  1. Упражнение в умении здороваться.

- Ребята, а с чего начинается общение людей или любая встреча? (с приветствия)

- Правильно. Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: с чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте».

- Как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

- Давайте с вами обсудим ситуации.

Обсуждение ситуаций.

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

- Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами речевого этикета? Вот они - то и называются красивым словом этикет. Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

5. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

- Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд 5) Его стихи красивы, музыкальны. Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте его. (слайд 6)

- Какую картину ты себе представляешь?

- Перечитайте название темы занятия. (слайд 7) Почему в названии есть слово ручеёк?

- Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?


Часто

Извините, прошу, благодарю, пожалуйста, разрешите, здравствуйте, будьте добры, спасибо.

- Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь.

Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк. (слайд 8)

ФИЗМИНУТКА:

- Прежде чем продолжить наш урок, проведём физминутку.

Утром солнышко встаёт (руки вверх и в стороны).

Деток завтракать зовёт (махи ладонями к себе).

Днём ребята занимаются (имитация письма на ладошке)

И обедать собираются (ладоням гладят живот)

Вечером играют, ужин ожидают (хлопки и ходьба на месте).

Ну, а ночью детвора спит до самого утра (сложенные ладошки положить на щечки).

- Молодцы! Присаживайтесь.

- Я вам прочитаю интересную ситуацию, а потом мы с вами ее обсудим.

  1. Герои: Лёня и Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

-Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова – сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит «ну»?

- Да ты только что сказал.

- Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без ну и без значит!

- Ну, значит, буду говорить, как ты советуешь.


- Скажите, чем недоволен мальчик Коля?

- Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

- Как их называют? Почему?

- Какой вывод из этой ситуации можно сделать?

- А какие слова не помешают, а украсят нашу речь? (слайд 8. Слова по середине)

- Давайте с вами пройдем маленький тест. И узнаем, как хорошо вы знаете хорошие слова.

  1. Тест – выбор правильного ответа. (слайды 9, 10, 11, 12, 13)

  1. Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

а) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

б) Здравствуйте, позовите Машу.

2. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?

а) Можно войти?

б) Я войду?

в) Извините, можно войти?

3. Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?

а) Пропустите меня, я выхожу.

б) Разрешите пройти

в) Извините, можно пройти?

4. Вам вручают подарок.

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки непростые –

В них застёжки золотые.

Вы его принимаете и отвечаете:

9. Обобщение знаний. Рефлексия.

- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. О чём мы с вами сегодня разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека? Какие советы мы можем дать человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 14)

  • - Скажите, какие слова «загрязняют» нашу речь? («Лишние» слова (слова-сорняки)

  • Плохие, скверные, нецензурные слова). Скверна – нечистота, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. (слайд 15).

- Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!