Конспект урока по развитию речи в 3 а классе
Тема: «Чистый ручеёк нашей речи».
г. Новокузнецк, 2017
Цели:
Задачи:
1) Раскрытие в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.
3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Оборудование: презентация по теме занятия, зеркала.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, если посмотрите на слайд и прочитаете то, что на нём написано. (слайд 1)
Артикуляционная гимнастика.
Детям выдаются индивидуальные зеркала.
- Я раздаю вам зеркала, и мы с вами выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнения для нижней челюсти: широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд, жевательные движения с сомкнутыми губами, легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
Упражнения для губ: «Улыбочка», «Трубочка», чередование трубочки и улыбочки.
Упражнения для языка: «часики», «качели», «лошадка», «лопатка», «иголочка», «грибок», «чашечка».
- Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки).
1. Водовоз вёз воду из водопровода.
2. В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.
3. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
4. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
3. Сообщение темы и цели урока.
- О чём же мы будем с вами сегодня разговаривать? (о нашей речи)
- Скажите, а что такое речь? Для чего речь нужна человеку?
- Да, речь - это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями и чувствами. А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель: «Приятная речь для слуха – своего рода музыка». (слайд 2) Как вы понимаете его слова? Что значит приятная речь?
- Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных и грубых слов. А чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. (слайд 3) Что же такое этикет? (Этикет (фр.) – установленный порядок поведения где-либо)
Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Но может стать и врагом, если обратите внимание на слайд. (слайд 4)
Речь - средство общения если
ДРУГ ВРАГ
1. Помогаешь. 1. Ругаешься, оскорбляешь.
2. Предаёшь.
3. Сплетничаешь, наушничаешь
2. Сочувствуешь, утешаешь.
3. Радуешься.
Упражнение в умении здороваться.
- Ребята, а с чего начинается общение людей или любая встреча? (с приветствия)
- Правильно. Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: с чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте».
- Как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)
- Давайте с вами обсудим ситуации.
Обсуждение ситуаций.
А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?
Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?
- Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами речевого этикета? Вот они - то и называются красивым словом этикет. Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.
5. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.
- Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд 5) Его стихи красивы, музыкальны. Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте его. (слайд 6)
- Какую картину ты себе представляешь?
- Перечитайте название темы занятия. (слайд 7) Почему в названии есть слово ручеёк?
- Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?
Часто |
Извините, прошу, благодарю, пожалуйста, разрешите, здравствуйте, будьте добры, спасибо. |
- Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь.
Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк. (слайд 8)
ФИЗМИНУТКА:
- Прежде чем продолжить наш урок, проведём физминутку.
Утром солнышко встаёт (руки вверх и в стороны).
Деток завтракать зовёт (махи ладонями к себе).
Днём ребята занимаются (имитация письма на ладошке)
И обедать собираются (ладоням гладят живот)
Вечером играют, ужин ожидают (хлопки и ходьба на месте).
Ну, а ночью детвора спит до самого утра (сложенные ладошки положить на щечки).
- Молодцы! Присаживайтесь.
- Я вам прочитаю интересную ситуацию, а потом мы с вами ее обсудим.
Герои: Лёня и Коля.
- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
-Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова – сорняки, они засоряют речь.
- Ну а кто всё время говорит «ну»?
- Да ты только что сказал.
- Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
- Опять говоришь так!
- Ну как же с тобой говорить?
- Без ну и без значит!
- Ну, значит, буду говорить, как ты советуешь.
- Скажите, чем недоволен мальчик Коля?
- Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?
- Как их называют? Почему?
- Какой вывод из этой ситуации можно сделать?
- А какие слова не помешают, а украсят нашу речь? (слайд 8. Слова по середине)
- Давайте с вами пройдем маленький тест. И узнаем, как хорошо вы знаете хорошие слова.
Тест – выбор правильного ответа. (слайды 9, 10, 11, 12, 13)
Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.
а) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
б) Здравствуйте, позовите Машу.
2. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?
а) Можно войти?
б) Я войду?
в) Извините, можно войти?
3. Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?
а) Пропустите меня, я выхожу.
б) Разрешите пройти
в) Извините, можно пройти?
4. Вам вручают подарок.
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые –
В них застёжки золотые.
Вы его принимаете и отвечаете:
9. Обобщение знаний. Рефлексия.
- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. О чём мы с вами сегодня разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека? Какие советы мы можем дать человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 14)
- Скажите, какие слова «загрязняют» нашу речь? («Лишние» слова (слова-сорняки)
Плохие, скверные, нецензурные слова). Скверна – нечистота, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. (слайд 15).
- Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.