СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница" в 6 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект эвристического урока по литературе, включающий необычные задания и опорную схему.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница" в 6 классе.»

Урок литературы по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»


« Была ли счастлива «песчаная учительница?»


Цели урока:

  • определить основную идею рассказа Платонова

  • обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства»

  • отрабатывать умение анализировать замысел автора, композицию литературного произведения, определять роль пейзажа.

  • через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа

  • дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.


Ход урока.

  1. Викторина – проверка знания текста.

    1. Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

    2. Почему дети в селе не ходили в школу?

    3. Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

    4. Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

    5. Осталась ли она в Хошутове навсегда?

    6. Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?


  1. Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.

Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.

Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики. Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:

Раскалённые барханы – пылающие костры

Стонущий песок

День = ночи

Саван солонца

Солнце меркло

Верхушки барханов дымятся

Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.

Можно ли быть счастливым в аду?


  1. Проведём интервью с Марией Никифоровной.

Задание: в паре придумать три вопроса учительнице о её жизни в Хошутове и ответить на них. Затем проводится «пресс – конференция с учителем».

Вопросы, придуманные детьми:

  • Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?

  • Почему дети в вашем селе не ходили в школу?

  • Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?

  • Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?

  • Почему Вы не уехали домой к родителям?

  • Почему Вы стали преподавать новый предмет?

  • Учились ли Вы земельному делу?

  • Почему Вы решили победить пустыню?

  • Платили ли Вам деньги за дополнительную работу?

  • Каких успехов Вы достигли в Хошутове?

  • Как относятся к Вам дети и взрослые в Хошутове?


  1. Составим опорный конспект.


«Почему Мария Нарышкина могла бы заведовать целым народом?»

Что выбрала «песчаная учительница»?


Назначение в Хошутово


Вернуться домой к родителям?

Поехать по назначению?


Долг, ответственность


Дети не ходят в школу, село бедствует.


Отказаться от работы

или

ждать, когда всё само наладится и получать зарплату

Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету - песчаному делу


Целеустремлённость,

активная жизненная позиция


Посадки шелюги уничтожены кочевниками.


Безрезультатно жаловаться,

Ненавидеть другой народ и его правду.

Встать на место противника.

«Умный вождь»: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.



Справедливость, гуманность, терпимость


Учить кочевников культуре песков?


Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

«Похоронить молодость среди диких кочевников». Награда – памятник-шелюга



Ответственность за судьбу двух народов.

Оптимизм: « Приеду … по лесной дороге».


5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?


6. Домашнее задание: Ответить на один из этих вопросов письменно. Прочитать рассказ Платонова «Корова». Что общего между героями двух рассказов?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!