СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова » 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: закрепление изученной темы.

Цель урока:формирование умений у учащихся правильно писать парные звонкие и глухие согласные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова » 4 класс»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья- специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида школа №10 города Асино Томской области

Конспект урока по письму и развитию речи

на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова » 4 класс

Программа для 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Подготовила: учитель начальных классов Ващенко Зоя Ивановна







Пояснительная записка:

В соответствии с концепцией СФГОС уроки письма и развития речи предусматривают два компонента «академический» и «жизненная компетенция».

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребёнок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

Компонент "жизненной компетенции" рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненнаякомпетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Цель уроков письма и развития речи: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, орфографии.

В результате изучения письма и развития речи на ступени начального образования у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия как основа умения учиться.


Тип урока:

-закрепление изученной темы

Цель урока:

-формировать умение у учащихся правильно писать парные звонкие и глухие согласные.



Планируемые достижения:

-умение составлять предложения, правильно определять парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова, осуществлять взаимопроверку, ставить ударение в словах, анализировать слова по звуковому сотаву









Формирование УУД:

Личностные:

-самоопределение (мотивация учения)

-умения оценивать действия и поступки свои и одноклассников;

-первоначальные умения сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты;

-работать в группах, парах;

-развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

Регулятивные :

  • -принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью учителя;

  • -планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью учителя;

  • -адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками.

Познавательные:

  • -пользоваться условными знаками, схемами, таблицами по русскому языку;

  • -воспринимать смысловое содержание текста;

  • -проводить сравнение;

  • -наблюдать и делать выводы по результатам учебного сотрудничества с помощью учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-осуществлять взаимопроверку, обсуждать, оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение.

Оборудование урока:


Карточки для индивидуальной работы, карточки для игры «Почтальон» , ИКТ

Организация работы:




фронтальная, групповая, индивидуальная

План урока:

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

III. Минутка чистописания

IV.Работа в тетрадях

V. Работа над темой урока

VI.Физминутка

VII. Работа с книгой

VIII. Итог (рефлексия учебной деятельности)



Список использованных источников:

Учебник А. К. Аксёновой «Русский язык» для 4 класса в коррекционных образовательных учреждений VIII вида;

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Коррекция дизорфографии у учащихся 1-4 классов»- методические рекомендации и упражнения,

издательство «Школьная пресса»2003,Москва

«Коррекция нарушений письменной речи»-учебно-методическое пособие под редакцией Н.Н.Яковлевой,Спб,КАРО

«Учим русский с увлечением» О. Е. Жиринко, Москва, 2005


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

(2 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.Начинается урок.

Наши буквы проснулись,
Нам всем мило улыбнулись.
Можно начинать урок,
К нам пришел в класс Ветерок.
Невидимка-ветерок
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид.
Но на нас всегда глядит.
Хоть и очень он устал,
Телеграммы нам прислал.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные УУД: самоопределение

(мотивация учения)

2. Постановка учебной задачи

(4 мин) Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Тему нашего урока вы попробуйте определить сами.Сейчас мы поиграем в игру, которая называется:«Найди лишнее слово» ( на доске карточки со словами)

дед,дуб,молоко,бабка,репка,сапог, морковь, тетрадка, кошка. мышка

Скажите , на какую орфограмму записаны слова?

Ребята,какое слово лишнее?

А почему это слово лишнее?Правильно, это словарное слово.

Молодцы, ребята!Наташа, подчеркни, пожалуйста, это слово на доске.Ребята, давайте произнесём остальные слова: дед, дуб, бабка, репка.сапог, морковь,тетрадка, кошка, мышка

Ребята, кто готов сформулировать тему нашего урока?

Какая цель урока?

Научиться правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными, составлять предложения, делить слова на слоги и ставить ударение.

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

Регулятивные УУД:

  • -принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью учителя;

  • -планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью учителя;

  • -адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками.


3 .Минутка чистописания (2мин)

Цель:

-запоминание словарного слова;

-формулирование вывода

Ребята,пропишите словарное слово-молоко.Скажите, откуда появляется молоко?Для того, чтобы корова давала много молока, нужны условия.Как вы думаете, какие нужны условия?

Индивидуальная работа, фронтальная беседа

Познавательные УУД: запоминать,наблюдать и делать выводы

4.Работа в тетрадях (3 мин)

Цель:

-принимание и сохранение учебной задачи;

-планирование шагов, которые необходимо сделать;


Пропишите буквы:б,п,г,д,ж,з

Какие звуки обозначают эти буквы?

Это парные звонкие согласные звуки.А теперь под ними напишите парные глухие согласные( проверка по цепочке)

Дайте характеристику звукам-ж,-ш, в чём их особенность?

Эти звуки всегда твёрдые.Какое правило правописания связано с особенностью этих звуков?Жи и ши пишу с и.

Индивидуальная работа, фронтальная беседа

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью учителя;

  • -планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью учителя



5. Работа над темой урока

(13 мин)

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера знания парных звонких и глухих согласных

1) Коррекционные упражнения:

1упр.Соедините ладошки вместе и потрите их друг о друга(10-15 сек)

2 упр.Разогретыми руками быстро потрите щёки (10-15 сек)

3 упр.Разогретыми руками быстро потрите уши (10-15 сек)

4 упр.Кончиками пальцев часто,словно по барабану, постучите по макушке(10-15сек)

2) Ребята, давайте вспомним правило правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова

Назовите слова на парную согласную на конце, в правописании которых есть жи и ши: жираф, живот-звуковой анализ слов

3).Игра «Почтальон». Класс разделится на две группы.Почтальон раздаёт вам приглашения, по словам вы должны определить , куда вас пригласили.

огород парк школа столовая

гря-ки доро-ки кни-ки хле-

кали-ка берё-ки обло-ки пиро-ки

реди-ка ду-ки тетра-ка сли-ки

ре-ка ли-ки ука-ка голу-цы

Ребята, у вас будут задания:

вставить пропущенные буквы, а для этого надо подобрать проверочные слова;

разделить слова на слоги;

составить предложения и записать;

составить схемы к предложениям;

поставить ударение.

Групповая работа, один ученик выполняет индивидуальную работу- в карточке (на правописание парных звонких и глухих согласных)

Ребята, давайте проверим, какие пропущенные буквы вставила первая группа.

А сейчас проверим какие пропущенные буквы вставила вторая группа .

Ребята, куда пригласили первую группу?(в огород и парк)

Куда пригласили вторую группу?(в школу и столовую)

Молодцы, ребята! Справились с заданием!

А сейчас из каждой группы вы выберите одного, кто пойдёт и напишет на доске два предложения, которые вы составили.




Карточка для индивидуальной работы:

Задание:прочитай пословицы и подумай, какую согласную из указанных в скобках надо вписать в слова.Для этого подбери проверочное слово, поставить ударение.

1) Сне(к,г) глубо(к,г)-го(т,д) хоро(ш,ж).2)Книга-твой дру(к,г), без неё как без ру(г,к).3) Сорвать пру(т,д)-небольшой тру(т,д).4)Огоро(т,д)-семье доход.5) Хле(п,б)-всему голова.

4). Комментированное письмо:

Все книжки и тетрадки у меня впорядке.

Я очень люблю голубцы.

Ребята, почеркните парные согласные в словах, составьте схему к предложениям и поставьте ударение.





















Групповая работа

(Игра «Почтальон»)































Индивидуальная работа




Регулятивные УУД:

  • -принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью учителя;

  • -планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью учителя;

  • -адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками.



Коммуникативные УУД:

-высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-осуществлять взаимопроверку, обсуждать, оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение.

Личностные УУД:

-умения оценивать действия и поступки свои и одноклассников;

-первоначальные умения сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты;

-работать в группах, парах;

-развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

Познавательные УУД: запоминать,наблюдать и делать выводы





Познавательные УУД: запоминать,наблюдать и делать выводы

Регулятивные УУД:

  • -принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью учителя;

6 .Физминутка (2 мин)

Мы капусту рубим, рубим,

рубим, рубим, рубим, рубим....( показывают руками, как рубят капуту)

Мы морковку трём, трём,

трём, трём, трём, трём...( показывают руками, как трут на тёрке)

Мы капусту солим, солим..

солим, солим...(показывают как солят)

А потом всё вместе жмём.(жмут руками)





7 . Работа с книгой(самостоятельная работа с взаимопроверкой)

(10 мин)

Цель:

- организовать закрепление знанийпарных звонких и глухих согласных;

-учить поверять написанное у товарища

Ребята, а сейчас выполните, пожалуйста, упражнение 23 на стр. 48

Cамостоятельно выполняют работу.

А теперь выполните взаимопроверку.

Самостоятельная работа, взаимопроверка


Личностные УУД:

-умения оценивать действия и поступки свои и одноклассников;

-первоначальные умения сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты;


Коммуникативные УУД:

-высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-осуществлять взаимопроверку

8. Итог урока (4 мин)

(Рефлексия учебной деятельности)

Цель:

-организовать адекватно воспринимаемую оценку своей деятельности на уроке;

-организовать высказывание учеников, аргументируя свою точку зрения



-В слове «медведь»как проверим парную согласную?-ответ детей- «медведи», значит пишем «д»;

«страус»- «страусы», пишем «с»; «ёж»- «ежи», пишем «ж»; «дикобраз»- «дикобразы»,пишем «з»; «жираф»- «жирафы», пишем «ф»; «крот»- «кроты», пишет «т»

Ребята, скажите над какой темой вы работали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Какие задания показались самыми лёгкими?

Какое задание было интересным?

Какое правило написания парной звонкой и глухой согласной мы знаем?

Оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой.

Запишите домашнее задание:с.48, упр.22

Урок окончен!Всем спасибо за урок!





Показ презентации «Парные согласные самые опасные»- загадки о диких животных, в названии которых есть парные согласные: медведь, страус, ёж, дикобраз, жираф,крот.

Фронтальная беседа

Личностные:

-умения оценивать действия и поступки свои и одноклассников;

Регулятивные :

  • -адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками.

Познавательные:

  • -проводить сравнение;

  • -наблюдать и делать выводы по результатам учебного сотрудничества с помощью учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- обсуждать, оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!