СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Тундра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по программе «Перспектива» (автор Плешаков А.А.) на тему: «Тундра», 4 класс.

Цель урока:

Создать условия для формирования у учащихся представления о тундре, как о природной зоне.

Результаты:

Предметные:

- уметь определять географическое положение зоны тундры;  

- знать климатические особенности тундры;

-знать объекты животного и растительного мира;

-знать о жизни и особенностях трудовой деятельности человека в тундре;  

- развивать умение выстраивать цепи питания.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

Умение строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать; умение классифицировать материал; умение работать с текстом.

  • Личностные УУД.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке; бережное отношение к природе; осознание значения тундры для  растений, животных, человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Тундра"»

Приложение 3


Конспект урока по окружающему миру по программе «Перспектива» (автор Плешаков А.А.) на тему: «Тундра», 4 класс.

Цель урока:

Создать условия для формирования у учащихся представления о тундре, как о природной зоне.

Результаты:

Предметные:

- уметь определять географическое положение зоны тундры;

- знать климатические особенности тундры;

-знать объекты животного и растительного мира;

-знать о жизни и особенностях трудовой деятельности человека в тундре;

- развивать умение выстраивать цепи питания.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

Умение строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать; умение классифицировать материал; умение работать с текстом.

  • Личностные УУД.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке; бережное отношение к природе; осознание значения тундры для растений, животных, человека.







  • Регулятивные УУД.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную цель

( что такое тундра); умение планировать свою деятельность; проявлять познавательную инициативу в решении задач.

  • Коммуникативные:

Умение выражать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение одноклассников.














































Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!


Положительный настрой на работу.







2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Повторим:

Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

Какой зверь является хозяином Арктики?

Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?

Самостоятельное выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону.

Тест «Арктика»

  1. Природная зона арктических пустынь расположена ... 
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.

  2. Территория зоны... 
    а) густо заселена людьми;
    б) не имеет коренного населения.

  3. В Арктике для растений и животных сложились ... 
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.

  4. В ледяной зоне растут ... 
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.

  5. В Арктике обитают животные: ... 
    а) бобры, нутрии, хомяки;
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи.

  6. Найдите верную цепь питания: 
    а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь;
    б) водоросли — рачки — сайки — тюлени.

  7. Арктический заповедник расположен ... 
    а) на земле Франца Иосифа;
    б) на Северной земле;
    в) на острове Врангеля.

  8. Большое скопление птиц на скалах называют ... 
    а) «птичьи рынки»;
    б) «птичьи базары».

  9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
    а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
    б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
    в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Сегодня мы узнаем о новой для нас природной зоне, а как она называется, попробуйте отгадать:


НТУРАД


Молодцы!


Что вы знаете о тундре?

А где находится тундра? Кто может показать?



Работа с картой


Белый медведь

Это компоненты одной цепи питания


Выполняют тест самостоятельно.













































Тундра!


Что там холодно и есть олени

Затрудняются ответить



3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Почему мы не смогли ответить на вопрос?

Какова будет цель нашего урока?

Мы еще не изучали тундру и мало знаем о ней


4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.


Что нам нужно узнать?

На какие вопросы хотите получить ответ?





Для этого составим план урока:

1. Географическое положение

2. Особенности климата

3.Растительный мир тундры

4. Животные тундры

5. Человек и тундра

6. Экологические проблемы

Узнать, где расположена тундра

Какие в тундре животные, кроме оленей?

Чем занимаются люди в тундре?

Какой там климат?

Есть ли растения?



5 этап. Реализация построенного проекта.

Формирование образного представления с помощью картины.

Посмотрите на слайд. Это тундра.

Что вы можете сказать о ней?




Все верно.

Какой первый пункт нашего плана?

Прежде чем работать с картой, давайте разберемся в происхождении слова «тундра». Где мы можем узнать значение слова? А происхождение слова?

Посмотрите на слайд и скажите, что же значит слово «тундра»:

Большая Советская энциклопедия:

Тундра – произошло из финского языка - безлесная, голая возвышенность.

Толковый словарь Ушакова:

Безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью.


Одинаковое ли описание получилось у нас по фото и когда мы работали со значениями слова «тундра»? Какой можно сделать вывод?


Молодцы.

Прочитаем в учебнике, где располагается тундра. Найдем тундру на карте природных зон.

Формирование пространственных представлений о тундре с помощью карты.

На слайде:











Где же расположена тундра?


Что вы можете рассказать о ней? Если дети затрудняются, то рассказывают по опоре:


Тундра протянулась с ………(запада) на ………(восток), почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится ………(южнее) зоны ……….(арктических) ……….(пустынь). Тундра расположена на материке …….. (Евразия).


Определение температурных факторов в зависимости от уровня освещенности.


Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.







Характеристика поверхности.

Что собой представляет поверхность тундры? (Вернуть слайды с фото, карту природных зон).

Все верно.


Постепенно мы с вами перешли к характеристике особенностей климата.

Вы уже верно отметили, что солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают её. Что зима должна быть холодная, суровая. Давайте посмотрим, что сказано об этом в учебнике.


При помощи учебника, заполните таблицу с характеристикой погодных условий по сезонам:


Зима

Лето

Долгая, 7-8 мес

Суровая (мороз до -50)

Пурга

Сильные ветры круглый год

Короткое, холодное

Поверхность оттаивает на полметра в глубину

Молодцы! В учебнике не сказано про температуру летом. Знаете сколько градусов летом в тундре?

Нет, ребята, всего +10, +12

У нас в Пермском крае, когда такая температура?


Откройте карту природных зон и ответьте на вопрос: зона тундры проходит через Пермский край? Где?

Правильно. Видите, какую большую площадь занимает наш край: кажется, что тундра далеко на севере, а оказалось, что она есть в нашем крае.


Вы читали про многолетнюю мерзлоту, что это?



Характеристика водоемов. Почвенного покрова.

Куда девается дождевая и талая вода?



Как вы представляете себе такие озера и болота?





Молодцы!

Найдите в учебнике, что же сказано про почву?


Мы заговорили про почву, к какому пункту нашего плана мы можем перейти?

Правильно.





Это разные времена года, т.к. на первом фото нет снега.

Нет деревьев, кустарников, холодно, мало растительности, у жителей тундры особые жилища.
















Географическое положение




В толковом словаре

В этимологическом









Безлесная, голая возвышенность, болотистая, каменистая, с мелкой растительностью.



Да, одинаковое.


Что значение, происхождение слова связано с тем, как тундра выглядит.




Чтение учеником с.82 первый абзац.





В учебнике с.74-75








Вдоль берегов СЛО













Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, которые скользят по поверхности и не прогревают землю (с.76), а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега.


Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской.






Чтение на с.82-83.




Самостоятельно заполняют таблицу с последующей проверкой






Варианты детей.

Поздней осенью, в начале зимы, в начале весны.


Нет

Да, на севере нашего края




Это такой ледяной слой почвы, который никогда не оттаивает и не пропускает дождевую и талую воду на глубину.



Остается на поверхности, образуя болота и озера.

Т.к. зона тундры располагается на равнине и многолетняя мерзлота не пропускает воду на глубину, то озера и болота неглубокие.


Почва влажная, почва тундры бедна перегноем.

К характеристике растительного мира.

6 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Комфортно растениям произрастать на влажной почве?

Почему же в тундре так мало растительности? С чем это связано? Ответ вы найдете на с.84 учебника.

Какие особенности у растений тундры? Как они приспособились к жизни?

Это связано с географическим положением и особенностями климата, почвы? Объясните.




На слайде:


Кто питается ягелем?

А какие еще животные обитают в тундре? Об этом вам расскажут ваши одноклассники (текст сообщений детей после конспекта).

Характеристика животного мира.

Показ фото животных и птиц по ходу рассказа в презентации.







Как животные и птицы приспособились к таким условиям обитания?


Как песец приспособился к жизни в такой суровой зоне?



Правильно. Олень имеет подкожный слой жира.


Что изучим дальше?

Сообщение учащегося (текст сообщения после конспекта).

О чем вы узнали?





А какие же экологические проблемы в тундре?

Коренные жители края веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе, меры защиты и сохранения ее богатств. 
Однако сейчас взаимоотношения человека и природы резко изменились. В последние десятилетия зона тундр подвергается интенсивному хозяйственному освоению; затронуто уже более 50% ее территории. Здесь развивается разведка и добыча нефти, природного газа и других полезных ископаемых.


Материал на слайде:

В тундре возникли экологические проблемы:

  1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;

  2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи;

  3. незаконная охота – браконьерство;

  4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

На слайде:



Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?


Обратить внимание на экологическое равновесие.

Что будет, если исчезнет кречет?



А чем питаются грызуны?


Сделайте вывод.


Да.



Работа с текстом учебника. Обсуждение.


Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.

Олени









Открыт учебник на с.83(рисунок обитателей тундры)























У птиц густое оперение, белое, чтобы прятаться от хищников зимой. Куропатка покрывается перьями даже на лапах, чтоб пережить зиму.

У него лапы короткие и широкие.



Олень имеет густой мех, слой жира, копыта особой формы, чтоб раскапывать мох и не проваливаться в снег.

Жизнь человека в тундре.

 


Тундра занимает большую площадь

Чтобы жить в тундре, нужно быть сильным и выносливым.

Народы тундры занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Их одежда шьется мехом внутрь, чтоб было теплее.













































Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.



Грызуны (лемминги и полевки) будут усиленно расти в своем количестве.

Растительной пищей, семенами, мхом.

Если грызунов будет слишком много, то они могут уничтожить корм, которым питаются также куропатки, олени. И этим животным станет не хватать корма, они могут оказаться на грани гибели.

7 этап. Самостоятельная работа (3-5 мин)

Когда ваши одноклассники выступали с сообщениями о животном мире, они рассказывали также, кто кем питается. Как называется такой вид взаимоотношений, при котором происходит перенос энергии и

вещества?

Если мы знаем, что белая куропатка питается растениями, а белая сова куропатками, что мы можем составить?

Установление связей между компонентами природных сообществ.

Пожалуйста, составьте. Что у вас получилось?


Кто поможет? Почему нельзя писать растение? Исправьте.

Теперь составьте самостоятельно цепи питания из данных компонентов:

Песец, ягель, тундровый волк, морошка, лемминг, олень, тундровый волк.

Проверка.

Что общего у этих цепей питания?






Пищевые связи




Цепь питания





Растение -белая куропатка - белая сова



Нужно написать конкретное растение.

Например, морошка.






Морошка -лемминг -песец - тундровый волк

Ягель -олень -тундровый волк





Заканчиваются тундровым волком.


8 этап. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных знаний о природном сообществе.

Опираясь на план урока охарактеризовать изучаемую природную зону.



Опираясь на план урока, повторяют компоненты данной природной зоны.


9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Что вы узнали сегодня на уроке?










Молодцы! Вы все очень хорошо работали сегодня на уроке!

Д/з: с.82-85 чтение, ответы на вопросы. Узнать, почему в тундре можно увидеть северное сияние.

Что представляет собой природная зона тундра.

Где она расположена.

Узнали, какой климат, почему он такой, как это влияет на растения и животных.

Узнали о деятельности людей в тундре, об экологических проблемах этой зоны.





Карточки с сообщениями для детей.


Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки.


Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек . Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.


Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.


Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток.


Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.


Жизнь в тундре.

Тундра занимает 3 млн км2 от площади нашей страны. Бескрайние неприветливые просторы тундры, где на расстоянии нескольких дней пути даже животное встретишь не часто, стали родным домом для самых выносливых и сильных народов Севера. С давних времен здесь живут и трудятся, занимаются охотой и рыболовством, оленеводством, чукчи, эскимосы, ненцы, коряки, алеуты и др. Общая численность населения не превышает 300 тыс. человек.


 Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. В комплект традиционной мужской одежды входит мал с капюшоном (глухая просторная рубаха оленьим мехом внутрь), штаны, сапоги мехом наружу и чулки мехом внутрь. Подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади - зуб медведя. Женская одежда, в отличие от мужской - распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками или тесемками и украшают вставками белого и темного меха. Сумочки для швейных принадлежностей, кроят из шкурок со лбов оленей.

Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай. Конечно же, цивилизация пришла и в тундру. Оленеводы приобретают снегоходы, дизельные электростанции. В чумах появилось радио, и даже телевизор. 










Приложение 4

Тест по природному сообществу:  «ТУНДРА»


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

 

1.Характерными климатическими особенностями тундры являются: 
а) среднее количество тепла и отсутствие многолетней мерзлоты
б) малое количество тепла и наличие многолетней мерзлоты
в) большое количество тепла, но недостаточное количество влаги
г) большое количество тепла и влаги


2.Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.


Лишайник, мхи, брусника, грибы, морошка, карликовая берёзка, яблоня.


3. Какие животные обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов.

а) песец

б) тюлень

в) волк

г) лемминг

д) северный олень


4.В тундре …

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето




5. Какие птицы прилетают в тундру? Обведи буквы правильных ответов.

а) журавли б) гуси

в) кукушки г) кулики д) лебеди


6.Восстанови цепи питания.

голубика - …………. – сова

ягель - северный олень - ………….


7.По каким причинам в тундре много болот и озер?

а) Постоянно идут дожди

б) Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину

в) Почва бедна перегноем

г) Много перелетных водоплавающих птиц


  1. Что такое ягель?

а) карликовый кустарник

б) олений лишайник

в) маленький зверек

г) насекомое


  1. Объясни, почему говоря о полярной иве, мы указываем, что она достигает пяти метров в длину, а не в высоту?

______________________________________________________________________________________________________________________


  1. Поиски и добыча каких полезных ископаемых ведётся в тундре?

а) железной руды б) песка и глины

в) нефти и газа г) торфа и каменного угля



Приложение 5

Блок 1 состоит из 12 тестовых вопросов с вариантом выбора одного правильного ответа из трех предложенных.

1 балл - верный ответ

0 баллов – ответ неверный или нет ответа

Максимальное количество баллов за Блок 1 – 12.

Блок 2 состоит из двух заданий.

Первое задание: составить две цепи питания из предложенных компонентов.

1 балл - цепочка питания составлена верно, а именно: правильное расположение компонентов цепочки, от того что (кто) съедается, к тому кто ест; правильное направление стрелок в пищевой цепи.

0 баллов - элементы цепочки перепутаны местами; неверное направление стрелок; задание не выполнено.

За каждую верно составленную цепочку – 1 балл. Максимальное количество баллов за первое задание - два.

Второе задание: Распределить предложенных животных и птиц на две группы: по месту обитания - тайга и степь.

0,5 балла - за каждый верно распределенный элемент

0 баллов – все элементы распределены неверно

Максимальное количество баллов за второе задание – четыре.

Итого: максимальное количество баллов за второй блок – шесть.

Блок 3 состоит из шести заданий.

Первое задание: объяснить связь сойки и белки в зимнем лесу.

1 балл - если раскрыта связь между элементами природного сообщества с точки зрения сходного рациона питания.

1 балл – если раскрыта связь между элементами природного сообщества с точки зрения их участия в расселении деревьев.

0 баллов – если связь не раскрыта

Максимальное количество баллов за задание - два.

Второе задание: объяснить причины движения косилки по лугу, опираясь на иллюстрацию.

1 балл – указано, что такое движение косилки по лугу позволяет сохранить жизнь его обитателям, которые успевают убежать или улететь; из ответа учащегося ясно, что он понимает, что луг это природное сообщество и движение косилки обусловлено тем, что на лугу есть обитатели.

0 баллов – причины такого движения косилки объяснены с точки зрения рационального использования топлива косилки, времени, затрачиваемого на работу или качества выполняемой работы.

0 баллов – нет ответа.

Максимальное количество баллов за задание - один.

Третье задание: объяснить причины, по которым нужно срезать грибы при сборе.

1,5 балла - есть указание на грибницу и связь всех грибов между собой; связь грибов и деревьев; описаны последствия вырывания гриба и нарушения целостности грибницы.

0 баллов - неверный ответ или нет ответа.

Максимальное количество баллов за задание- полтора.

Четвертое задание: записать в таблицу, из каких зерен делают манную, перловую и пшенную крупу.

За каждый верный ответ – полбалла.

0 баллов - ответ дан неверно или нет ответа.

Максимальное количество баллов за задание - полтора.

Пятое задание: объяснить, почему крупные животные не могут жить в поле.

1 балл - указаны такие причины, как крупные размеры животных, открытая местность (негде спрятаться) или недостаточное количество пищи.

0 баллов - объяснение неверное или нет ответа.

Максимальное количество баллов за задание - один.

Шестое задание: Надводные растения водоёма камыш, стрелолист, рогоз, тростник очищают воду от вредных веществ. Но сильное
разрастание этих растений приводит к замору рыб. Почему?

2 балла - учащийся установил связь между живой и неживой природой

1 балл – из ответа учащегося видно, что он понимает связь между живой и неживой природой, но недостаточно ясно сформулировал свою мысль

0 баллов - учащимся неверно понято словосочетание «замор рыб», неверный ответ или нет ответа. Максимальное количество баллов за задание - два.

Максимальное количество баллов за Блок 3 – девять.

Максимальное количество баллов за тест: 12+6+9=27 баллов.


Тест по теме «Природные сообщества» учени__ 4 класса «__» _____________________ ________________

1 блок.

Обведи верный ответ в кружок.

1) Для защиты почвы на полях необходимо:
1. удобрять, уничтожать насекомых и животных

2. обильно поливать, применять ядохимикаты

3. проводить снегозадержание, правильно пахать


  1. В чем состоит дружба насекомых и растений?

  1. насекомые питаются нектаром растений

  2. насекомые живут в цветках растений

3. насекомые питаются нектаром растений и опыляют их

3) Лес называют природным сообществом, потому что…

1. в лесу рядом друг с другом растут разные растения

2. все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

3. весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными


4) Чем славится степная зона?

1. многообразием животных и птиц

2. плодородными почвами

3. бескрайними просторами


5) В поле выращивают:


1.овёс, пырей, вьюнок

2. пшеница, просо, ячмень

  3. капуста, василёк, рогоз


6) От чего в большей степени зависит плодородие почвы?

1. от погодных условий

2. от содержания в ней перегноя

3. от географического положения


7) Выберите цепочку луга:


1.капуста   -  тля   - лягушка

2. рогоз  -  комар  -  стрекоза

    3. ромашка  -  бабочка  -  трясогузка


8)Из каких растений делают ткани?


1. хлопчатник, лён

2. пшеница, рожь

3. клевер, мятлик


9) «Живым» фильтром называют…

1. головастиков        

2. раков                

3. двустворчатых моллюсков


10) Почему карликовая береза имеет небольшие размеры?

1. чтобы не съели олени

2. у поверхности земли теплее, ветер слабее

3. это такой вид


11) Почему в тундре много болот?


1. часто идут дожди

2. многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду

3. влияет географическое расположение зоны


12) Разнообразные лишайники на деревьях – это показатели:

1. чистоты воздуха

2. загрязненной атмосферы

3. заболоченной местности








  1. блок.



  1. Составь цепи питания. Запиши их в окошко.



а) голубянка, клевер, кузнечик, коростель



б) рачки, тюлень, рыба, водоросли





  1. Где обитают эти животные? Распредели их в два столбика.

Суслик, глухарь, дрофа, степной орел, лось, заяц, белка, серая куропатка



Тайга

Степь









3 блок.

Ответь на вопросы, ответ запиши в окошко.

  1. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?










  1. Объясните причины такого движения косилки по полю.

















  1. Грибы при сборе нужно срезать. Объясните, почему.




  1. Ржаной хлеб делают из зёрен ржи, рисовую кашу - из зёрен
    риса, гречневую - из гречихи, овсяную - из овса. А из каких
    зёрен делают манную, пшённую и перловую крупы? Ответы впишите в таблицу.



Манная крупа



Пшенная крупа



Перловая крупа





          

  1. Крупные животные не могут жить в поле. Объясните, почему.







  1. Надводные растения водоёма камыш, стрелолист, рогоз,
    тростник очищают воду от вредных веществ. Но сильное
    разрастание этих растений приводит к замору рыб. Почему?









1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!