СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: «С лукошком за грибами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока   (ФГОС) по  окружающему миру 1 класс  УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «С лукошком за грибами»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: «С лукошком за грибами»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45

г.о. Самара









Урок по окружающему миру

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «С лукошком за грибами»






Класс 1 «А»Учитель начальных классов:

Игнатьева Оксана Вячеславовна














Самара, 2015

Урок по окружающему миру

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «С лукошком за грибами»

Место урока в КТП: Второе полугодие года. На изучение темы отводится 2 урока. Данный урок – первый.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  1. Выяснить, что такое грибы;

  2. Узнать строение гриба;

  3. Познакомиться со съедобными и несъедобными грибами;

  4. Научиться распознавать грибы.

Задачи урока:

  1. Обобщить признаки растений и животных;

  2. Уточнить детские представления о грибах;

  3. Выяснить черты сходства и отличия растений, животных и грибов;

  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

  5. Совершенствование навыков чтения на материале урока.

Оборудование и материалы для занятия:

  • Персональный компьютер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Презентация «С лукошком за грибами»

  • Раздаточный материал: карточки с изображением живой природы (животных, растений, грибов), неживой природы (дождя), изделия человека (вертолёт);

  • Настоящие грибы (шампиньоны);

  • Перчатки;

  • Толковый словарь, энциклопедии;

Методическая литература:

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир: Учебник: 1 кл /Федотова О.Н. , Трафимова Г.В.,. ТрафимоваС.А – М.: Академкнига /Учебник, 2014.- 80 с.: цв. ил.

  2. Федотова О.Н.;Тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир» 1 кл /Федотова О.Н. , Трафимова Г.В.,. Трафимова С.А . – М.: Академкнига /Учебник, 2014.-48 с.: ил.

  3. Федотова О.Н. Окружающий мир: Хрестоматия: 1 кл.| Федотова О.Н. , Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова. – М.: Академкнига /Учебник 2011,- 80 с.: ил.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока

І.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Целевая направленность.(1мин)

II. Актуализация темы и целей урока. (7мин)

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

ІІІ. Изучения нового материала (26 мин)

    1. Выявление темы урока.Постановка целей урока.

    2. Первичное восприятие и усвоение учебного материала.

    3. Работами с дополнительными источниками информации;

    4. Динамическая пауза(эмоциональная и физическая разгрузкаучащихся);

    5. Дифференцированная работа;

    6. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий;

    7. Практическое задание;

IV. Итог урока (3 мин)

V. Рефлексия деятельности (3 мин)





















Формируемые УУД

Лууд

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

-развития познавательных интересов,

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству;

- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;

- ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу;

- формирование и экологической культуры : как ценностное отношение к природному миру.

Рууд

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации);

Пууд

общеучебные

- выделение познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- работа со словарём;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

информационные

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

-сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; -дополнение таблиц новыми данными;

-запись, фиксация информации об окружающем мире

логические

-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ; синтез; сравнение;

-построение логической цепи рассуждений,

- обучение работе с разными видами информацией.

Кууд

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и - вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательной линии «Человек и природа»

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, -

- выделять новое:

- используя дополнительные источники информации(словарик учебникаУМК, словари, интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.),

- использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение);

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни


Ход урока

І.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Целевая направленность(1 мин)

Эмоциональный настрой класса.

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите мне. -

- Улыбнитесь друг другу, солнышку, новому дню.

Проверка готовности к уроку.

- Ну-ка, проверяй дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация темы и целей урока. (7 мин)

-Для того, чтобы обозначить тему нашего урока, которую я надеюсь, как

всегда сформулируете вы, мы немного поиграем.

Игра «Найди себе дом» (карточки из расчета количества детей в классе )

(Дети берут из мешочка карточки, на которых нарисованы разнообразные животные, растения и добавлены карточки с изображением гриба, вертолёта и дождя).

Задание: поскорее найти свой домик.

1 домик - животные (звери, рыбы, птицы, насекомые, паукообразные)

2 домик – растения (деревья, кустарники и травянистые растения)

На вопрос «Почему каждый объединился именно в этот домик?», звучит ответ – отличительные признаки каждой группы (животные и растения). Эти группы относятся к живой природе: они рождаются, дышат, питаются, растут, передвигаются, размножаются, болеют, умирают. (Параллельно можно спросить про отличительные признаки зверей, рыб, птиц, насекомых, паукообразных,деревьев, кустарников и травянистых растений).

- Почему в стороне стоят дети, у которых в руках карточка с изображением гриба, дождя, вертолёта? Вам не хватило домиков?

Предполагаемые ответы детей:дождь – неживая природа (признаками живой природы не обладают), вертолёт – изделие человека.Это просто лишние карточки.

- А гриб? (Если ученик встал с карточкой гриба к растениям, то учитель спрашивает: по каким признакам гриб отнесли к растениям?)

После ответа ученика учитель кратко рассуждает вместе с детьми:как и растения, грибы неподвижны, но, у грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям: отсутствует стебель, лист, цветок, и обычно, гриб не имеют зеленой окраски.

-Возникает проблема.Так что же это гриб?Куда его можно отнести: к растениям или животным?

ІІІ. Изучения нового материала (26 мин)

1. Постановка темы и целей урока.

-Ребята, так кто же понял о чём пойдёт сегодня на уроке речь? (о грибах).

-Правильно. Кстати, а где растут грибы? (в лесу). Так давайте туда полетим на нашем вертолёте.

Сели в вертолёт. Пристегнули ремни. Завели двигатель. Полетели.… Отклоняемся вправо, прямо, влево, вниз, вверх, прямо(Дети выполняют движения, ориентируясь в пространстве и подходят к своим рабочим местам).

Дети открывают учебники и по содержанию ищут тему урока, открывают нужную страничку и зачитывают тему урока «С лукошком за грибами».

-Кто ходил в лес за грибами? А во что складывают грибы? Какие грибы вы собирали?

-Ребята, правильно ли мы с вами выявили тему урока?

- Правильно, тема нашего урока «С лукошком за грибами».

- Посмотрите внимательно вокруг.Что вы видите? (мы на полянке, где растут грибы. Видим разнообразные грибы; на левой страничке - строение гриба; по условному значку можно понять, что будем делать длительное наблюдение; на развороте видим грибы; на правой страничке – как правильно собирать грибы, но про это мы поговорим на следующем уроке).

- Какие цели мы должны тогда себе поставить на урок?

      1. Выяснить, что такое гриб

      2. Узнать строение гриба;

      3. Познакомиться со съедобными и несъедобными грибами;

      4. Научиться распознавать грибы.

      5. Выяснить, какая польза в грибах.

- Как будем достигать наши цели? (по нашему плану). Помним, что пункты плана можно менять местами(план значками записывается на доске).

План

1.Вспомним всё, что знаем про грибы сами; ()

2.Спросим, что знают другие; ()

3. Обратимся к учебнику; (УЧ.)

4. Обратимся к хрестоматии за дополнительным материалом; (ХР)

5. Обратимся к словарю; (СЛ.)

6. Дополнительная информация - энциклопедии, книги, интернет и прочее (ДИ).

2.Первичное восприятие и усвоение учебного материала.

Вначале каждый ученик индивидуально пытается вспомнить про грибы любую информацию.Затем ученики делятся своей информацией со всем классом.

Работа с учебником (стр. 58-59)

-А какие грибы, вам знакомые, вы видите на поляне? (дети читают названия грибов по учебнику).

-Так что же это такое – гриб? Проблемная ситуация.. Нам её нужно разрешить.

3.Работами с дополнительными источниками

-Грибы появляются, растут, умирают.Если сравнить гриб и растения (у каждого ученика есть схема:«Отличительные признаки растений»), то при сравнение можно увидеть: как и растения, грибы неподвижны, но, у грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям: отсутствует стебель, лист, цветок, и обычно, гриб не имеют зеленой окраски.

Гриб – это не растение.

-Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные, питаются готовой пищей (органическим веществом).То есть, по некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим – к животным. Значит, грибы – это что-то другое. Они образуют особое царство природы – грибы.

Смотрим на наш план. За необходимой информацией можем обратиться к дополнительным источникам.

Выясним, что же означает слово «гриб»? Где мы можем посмотреть, и узнать, что это слово означает? (В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова).

-На какую букву будем искать слово? (на «г»). Чтобы быстрее найти нужную нам

букву необходимо знание по русскому языку.

- Какое? (знание алфавита). После какой и перед какой буквой стоит буква «г»?

Зачитываем: Гриб - это особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами. Царство грибов - одна из четырёх высших сфер органического мира.

-Значит, живая природа состоит из четырёх царств: животные, растения, грибы и ?царство - узнаем про него попозже (кому интересно поищите информацию дома).

Прочитаем вывод в учебнике на стр. 58.

Проблемная ситуация наша разрешена и можем дальше достигать следующие цели.

Возьмём листок А3 и зафиксируем кратко, нужную нам информацию (у каждого ученика есть папка по предмету «Окружающий мир», где практически каждая тема фиксируется в виде рисунков или в виде схем).

Строение гриба (стр.58).

Самая главная часть гриба – это грибница, которая находится в земле. То, что вырастает над землей, и что мы кладем в корзинки, только плодовое тело гриба. В плодовом теле находятся споры, которыми размножаются грибы.
Рассмотрите части гриба. Фиксируем себе в листок рисунок строение гриба.

- Все ли грибы можно употреблять в пищу?

-На какие две группы можно разделить грибы?(с.58)

-На съедобные грибы (правый разворот учебника) и несъедобные (левый разворот учебника). После просмотра разворота фиксируем информацию о съедобных и несъедобных грибах в листок (приклеиваем названия грибов, напечатанных заранее, в два столбика)

Работа в паре.

- Назовите соседу по парте съедобные грибы, которые ты зафиксировала.

- Перечислите соседу по парте несъедобные грибы.

-А в вашей местности растуттакиегрибы? (с.58) (Кто - то из ребятобязательнособиралгрибывместесо взрослыми, иеслиони вспомнят, то своими впечатлениямиобязательно поделятся).

4.Динамическая пауза(эмоциональная и физическая разгрузкаучащихся)

Учитель загадывает загадки про грибы (показ фото на слайдах) Если съедобные грибы – поднимаем руки вверх и хлопаем в ладоши; если несъедобные – приседаем, руки над головой делаем крестиком.

5.Дифференцированная работа

Обратимся за дополнительными сведениями в хрестоматию (работа по группам).

Но вначале работы с хрестоматией, предположите, пожалуйста,:

- А почему, например, подосиновик так назвали, а подберёзовик, а лисички, а сыроежки? (предполагаемые ответы: подосиновик, так как растёт под осиной; подберёзовик, так как растёт под берёзой; лисички, так как рыжие, как лиса; сыроежки, так как их едят сырыми).

– А сейчас мы с вами узнаем, правильны ли были наши предположения о том, почему так названы грибы.

Для этого разделимся на группы.Прочитаем тексты и приготовимся их пересказать для других детей (с. 70-72)

I группа (самые слабые дети, так как текст очень маленький – 6 предложений)

«Почему подосиновик – подосиновик»

II группа (средний уровень, так как текст побольше)

«Почему подберезовик растет под березой»

III группа (сильные ученики, так как текст большой по объёму)

«Разноцветные сестрички»

(IV группа (сильные ученики) – занимается поиском интересных сведенийпро грибы из энциклопедий).

Применение знаний о грибах в жизни

- А какая польза от грибов? (Питательная ценность, польза пеших прогулок на свежем воздухе в тишине леса, масса радостных впечатлений от грибных находок, ими питаются многие животные)

Например. Белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще 300 лет назад применяли при обморожениях. 

-А как вы думаете, ребята, а несъедобные грибы полезны? Для человека точно нет, они и называются несъедобными, а для кого- то другого?

-Несъедобные грибы собираютбелки, едят олени, ими лечатсялоси. А червивые грибы— это«дом» для личинокнасекомых. Например, мухиоткладываютв грибыяйца, из которыхвылупляютсяличинки(такойгриб мы и называемобычночервивым). Личинкамв грибеживетсявольготно. Ведь гриб — это склад питательныхвеществ. Личинкиедятгриб, а он всеравнорастет, обеспечиваявкуснойпищейчужихдетоки не забываяо ростесвоейгрибницы. На следующийгод на этом местебудутмолодые, красивыеи нечервивыегрибы.

6..Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий

Самостоятельная работа в тетради №36, с.37.(картинки грибов из приложения вырезаны заранее). Проверка в парах. Затем самооценка (по алгоритму самооценки)

7.Практическое задание

Отгадайте загадку:

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся (Гриб)

Откройте коробочку, которая лежит на каждой парте, и рассмотрите настоящий гриб (шампиньон), но вначале необходимо одеть перчатки (правила безопасности), так как гриб грязный. Рассмотрите внимательно, потрогайте его, понюхайте. Покажите соседу по парте все основные части гриба.

IV. Итог урока.(3 мин)

- Ребята, какие цели ставили. По нашему плану в достижении цели все пункты выполнили?

V. Рефлексия деятельности (3 мин)

- Что уже знали?

- Что узнали нового?

(1. Что такое гриб. 2. Строение гриба. 3.Грибы делятся на съедобные и несъедобные. 4. Живая природа состоит из 4-х царств.5. Почему грибы так называются. 6. Какую пользу и кому приносят грибы).

Какое открытие сделали? ( Гриб- это не растение).

-Чему научились? (Различать грибы).

- Где знания с сегодняшнего урока могут нам пригодиться?

-Кто хочет узнать ещё больше информации о грибах? Где же можно ещё посмотреть дополнительную информацию? (в энциклопедиях, в интернете и т.п.).

-Нарисуйте на своём листочке смайлик, который покажет то настроение, которое у вас осталось после урока.

-На лесной поляне встретимся снова на следующем уроке. Мы будем говорить о том, как правильно собирать грибы.

- Итак, все на уроке хорошо потрудились: многое узнали, многому научились, значит, наш урок прошел не зря. А сейчас послушаем весёлую песню «Мухоморы» и потанцуем.

На этом урок закончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!