Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Войскоровская основная общеобразовательная школа»
Муниципального образования
Тосненский район Ленинградской области
КОНСПЕКТ
урока математики в 3 классе
по теме «Задачи – расчёты»»
учитель начальных классов
А.Н. Бородкина
2016 год
Урок № 52 07.12.2016
Тема урока: «Задачи - расчёты»
Тип урока – комбинированный урок.
Цель урока: познакомить с различными видами решения задач-расчётов.
Задачи урока:
познакомить с различными видами решения задач-расчетов;
применять знания сложения и вычитания двузначных чисел;
применять знания табличных случаев умножения и деления;
совершенствовать вычислительные навыки;
формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
развивать умение решать логические задачи;
создавать условия для развития интереса к предмету, логического мышления, наблюдательности, внимания, математической речи;
Методы обучения: репродуктивный, проблемно – деятельный, объяснительно-иллюстративный, словесный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
М. И. Моро, М. А. Бантова и др. Математика, учебник для 3 класса;
мультимедиа; презентация «Задачи - расчёты», слайды презентации настроены на анимацию;
дидактический материал для самостоятельной работы (карточки с заданиями в этапе актуализации знаний, карточки с дифференцированными заданиями для учащихся АООП).
Урок предполагает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Проявлять интерес к учебно-познавательной деятельности, понимать личностный смысл учения; понимать необходимость математических знаний в жизни.
2. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Метапредметные результаты
- Познавательные УУД:
1. Формулировать познавательную цель.
2. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для решения задач-расчётов.
3. Выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
4. Строить высказывание, пользуясь математической терминологией.
5. Развивать внимание, мышление, речь, самостоятельность, активность.
- Регулятивные УУД:
1. Ставить учебную задачу.
2. Составлять план и последовательности действий при решении задач.
3. Прогнозировать результат решения задач.
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала в соответствии с поставленной задачей.
5. Осуществлять самоконтроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
6. Определять степень успешности своей работы.
- Коммуникативные УУД:
1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Уметь слышать и слушать, уважать в общении и сотрудничестве одноклассников.
3. Достаточно чётко и полно выражать свои мысли.
Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
- возможные способы решения конкретных задач-расчётов.
Обучающийся будет уметь:
- объяснять алгоритм решения задач в 2 действия;
- решать задачи и выражения изученных видов;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- решать задачи на смекалку;
- применять полученные знания в новой ситуации.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Постановка проблемной ситуации.
Постановка цели урока. Самоопределение к деятельности.
Решение задач-расчётов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Самостоятельная работа с дальнейшей фронтальной проверкой.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика (предполагаемые ответы) | хронометраж |
Организационный момент. На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формирование личностных УУД. | Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочий лад и стремимся к открытиям новых знаний. -Откройте тетрадь, запишите число, «Классная работа» - Сегодня урок я вам предлагаю начать с народной поговорки. - Прочитаем её. - Скажите, как можно понять её смысл. - Как вы думаете, почему эта поговорка нужна людям и не только на уроках математики? | Учащиеся выполняют запись в тетрадь Учащиеся читают поговорку. Учащиеся объясняют смысл поговорки. - Надо думать и правильно решать различные ситуации, тогда не совершишь ошибок. | 1 мин. |
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для решения поставленных задач. Формирование регулятивных УУД. Формирование метапредметных (коммуникативных) УУД. | Задание 1. Решение числовых выражений - Решите числовые выражения. - Проверьте значения выражений. - Запишите на первой строке ответы в порядке убывания. - Проверьте, правильно ли вы записали. -На второй строке подставьте буквы под ответы. -Какая запись у вас получилась? Прочитайте. - Если вы справились с заданием, то поставьте себе в голубой квадратик «+». Задание 2. Повторение табличных случаев умножения и деления. - Приближается Новый год. - Что является главным украшением этого праздника? - У нас тоже появилась елочка, но на ней нет украшений. - Давайте её украсим, повесив на неё бусы и фонарики. - А для этого надо решить примеры. - Начинайте с примера 3*6, получив ответ, переходите к примеру, который начинается с ответа, который вы получили. И так по цепочке, пока не решите все примеры. -Назовите ответ последнего примера в цепочке, который вы решали. (ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД - УКРАШЕННАЯ ЕЛКА) - Если вы справились с заданием, то поставьте себе в зелёный квадратик «+». - Кто является символом наступающего года? (ПОЯВЛЯЕТСЯ на СЛАЙДе - ПЕТУХ) Задание 3. Решение ребусов. - Хотите узнать, кого пригласил Петушок к себе на Новый год? Тогда вам нужно разгадать ребусы и узнать это. - За каждый решенный ребус поставьте себе в фиолетовый квадратик «+». | Учащиеся решают числовые выражения. Учащиеся осуществляют проверку; записывают ответы в порядке убывания. Учащиеся читают запись «Новый год!» Ёлка. Учащиеся решают примеры на табличное умножение и деление. - 4 - Петух Учащиеся разгадывают ребусы. | 9 минут |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | Под музыку повторяют движения | Учащиеся выполняют физкультминутку. | 1 минута |
Постановка проблемной ситуации. Работа в парах, формирование метапредметных (коммуникативных) УУД: | - К Новому году необходимо подготовиться. Петушок предлагает вам вот такую задачку. -Работать будем в парах. Советуйтесь друг с другом. Задание 4. Решение задач. - К новогоднему празднику для салата хозяйка сварила 5 яиц за 20 минут. Сколько минут варилось 1 яйцо? Назовите ответ. - Почему не надо было выполнять деление? - За решение задачи поставьте себе в розовый квадратик «+». - Попробуем решить следующую задачу. - К новогоднему празднику дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? - Получилось её решить сразу? - Почему? | - 1 яйцо варилось 20 минут - Потому что яйца варились одновременно. - Нет. - Решение требует расчётов. | 3 минуты |
Постановка цели урока. Самоопределение к деятельности. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Формирование метапредметных УУД (осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме) | - Сформулируйте тему урока. - Будем решать задачи, требующие расчётов. (ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД – ЗАДАЧИ-РАСЧЁТЫ) | - Задачи, требующие расчетов | 1 минута |
Решение задач - расчетов. Учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, слушание, чтение. Формируются познавательные и коммуникативные УУД: использование полученной информации в учебной деятельности, развитие мыслительных операций, решение заданий с использованием математической терминологии, слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения или отстаивать ее аргументировано. | Работа по учебнику и в тетради. - Эта задача есть в учебнике. Откройте учебник, с.90 №1 -Прочитаем её ещё раз. - Выполним краткую запись для того, чтобы было понятно, как выполнять решение. - Что ребята хотят изготовить для украшения? - Из чего они их соберут? - Какие величины выделим для краткой записи? - По сколько фонариков идет на 1 гирлянду? - Сколько гирлянд хотят сделать? - Знаем, сколько надо всего фонариков? - О чем есть еще информация в задаче? - Значит, в задаче появится еще одна краткая запись. - Какие величины можно выделить для этой краткой записи? - По сколько фонариков получается из 1 листа? - Сколько листов бумаги есть? - Знаем, сколько надо всего фонариков? - Сколько простых задач получилось? - Одинаковые ли вопросы получились в задачах? - Прочитайте ещё раз вопрос задачи. - Как вы думаете, если ответы при решении совпадут, то какой вывод можно сделать? - А если не совпадут? - Каким действием решим 1 простую задачу? Почему? (решение записывает учитель) - Каким действием решим 2 простую задачу? - Посмотрите на ответы. Они совпали? - Сделайте вывод. Ответьте на вопрос задачи. - За работу при решении задачи поставьте себе в розовый квадратик «+». (назвать фамилии) | Чтение задачи вслух. -Гирлянды. -Из фонариков. - На 1 гирлянду, количество гирлянд, всего фонариков - по 9 фонариков - 4 гирлянды -Нет. - О том, что из 1 листа делают 2 фонарика; есть 16 листов бумаги. - Из 1 листа, количество листов, всего фонариков - по 2 фонарика - 16 листов - Нет -2 - Да. - Бумаги хватит. -Бумаги не хватит. - Умножением, одинаковые слагаемые - Умножением - Нет | 10 минут |
Самостоятельная работа с дальнейшей фронтальной проверкой. Формирование познавательных УУД. Применение полученных знаний при решении заданий. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез. Учатся находить информацию в тексте задачи, применять новые знания в другой ситуации. Формирование регулятивных УУД. Учатся определять степень успешности своей работы. Понимать причины неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации. | Самостоятельное решение задачи-ребуса - Рассмотрите внимательно рисунок. - Что увидели одинакового? - Цену какого фрукта можно найти первой? - Как будете рассуждать дальше? - Попробуйте сами решить данную задачу. ПРОВЕРКА - За правильный ответ к задаче поставьте себе в розовый квадратик «+». | | 10 минут |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Формирование регулятивных УУД. Учатся определять степень успешности своей работы. Понимать причины неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации. | - Чему учились сегодня на уроке? - Какие задания для этого выполняли? - Все ли было понятно? Что вызвало затруднения? - Посмотрите на слайд. Какой смайлик вы выберите? - Подсчитайте количество «+», которые вы заработали на уроке. - Встаньте те, кто заработал 2–4 «+» - поставьте в жёлтый квадрат «3», 5-6 «+» - поставьте «4», 7-8 «+» - поставьте «5». - Я довольна вашей работой на уроке и рада вашим успехам, поэтому вас ждёт сюрприз. | - Решать задачи – расчеты. - Сложение и вычитание двузначных чисел. - Вспомнили таблицу умножения и деления - Отгадывали ребусы. - Решали примеры и задачи. ДЕМОНСТРАЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМА | 2 минуты 4 минуты |
Домашнее задание. Формирование регулятивных УУД. | –Домашнее задание: с.90 № 2. –Всем спасибо за работу. С наступающим Новым годом! | Записывают домашнее задание в дневник. | 1 минута |