Письменное вычитание с переходом через десяток вида 52 – 24
Образовательная система « Школа России»
Учебник «Математика» для 2 класса начальной школы в двух частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
Тема урока: Письменное вычитание с переходом через десяток вида 52 – 24
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы работы: Словесный, наглядный, поисковый, практический
Формы работы: Фронтальная, коллективная, работа в паре.
Цель урока: познакомить с приемом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида 52-24; развить умение применять на практике изученные ранее приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; закрепить умение решать задачи и выражения изученных видов; воспитывать интерес к предмету.
Задачи: усвоить математическое действие «вычитание двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом;
сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из двузначного числа столбиком с переходом через десяток;
формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Ресурсы урока: учебник; раздаточный материал
Предметные результаты: Второклассники познакомятся с приёмом вычитанием двузначного числа из двузначного в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом, меньше, чем в вычитаемом. Закрепят знания состава чисел, устных и письменных приёмов вычисления примеров разного вида; усовершенствуют умения решать задачи в одно и два действия; повторят понятия уравнения, подбор корня уравнения; усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметра.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Познавательные УУД: ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать друг друга; - высказывать свое мнение при обсуждении задания. - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Личностные результаты: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки; формирование нравственно-эстетических ценностей; умение оценивать трудность предлагаемого задания; восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Время реализации занятия: 40 минут.
Оборудование:
Для учителя: Учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова; Компьютер, экран, мультимедийный проектор; Указка, мел, доска.
Для учеников: Тетрадь. Учебник. Ручка, карандаш, линейка, ножницы
Сценарий урока:
1 этап – Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поделимся с ними своим хорошим настроением, улыбнемся и начнем наш урок!
«Встали ровненько, красиво!
Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
Присаживайтесь!
Мотивационный этап:
- Послушайте, какие оценки просятся к вам сегодня в гости (показ слайдов презентации).
Слайд 1 Вот лентяйка Единица!
He хочу с тобой водиться.
Слайд 2 Не люблю
И цифру 2,
Слайд 3 Цифру 3
Терплю едва.
Слайд 4 Ай, да умница 4.
Но не всех прекрасней
В мире.
Слайд 5 А вот это цифра 5.
Вот всегда бы
Пять опять!
Кто готов пригласить сегодня в гости «4» и «5»? Поднимите руку. Ну, что ж, вперёд. На уроке нас ждёт что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Давайте подготовимся к открытию.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами отправляемся в космическое путешествие. Но любое путешествие преследует определенную цель. А какова цель нашего полёта вы узнаете, если внимательно прочитаете девиз, под которым мы с вами сегодня будем работать! (Слайд 6)
Девиз: «В космос полетим отважно, чтоб открыть секреты важные»
- Кто догадался, какова цель сегодняшнего полета? (открытие важных секретов)
Перед тем как отправится в путешествие, для открытия важных секретов, мы должны сделать записи в своих бортовых журналах. Ваши тетради – это и есть бортовые журналы!
Посмотрите на Слайд 7 и ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число? (8 февраля)
Дайте полную характеристику этого числа. (однозначное, четное, состоит из 8 единиц, соседи предыдущее число 7, последующее - 9)
Что вы можете мне сказать о словах –февраль, работа? (словарные слова)
Откройте свои бортовые журналы и выполните грамотную, аккуратную запись.
А теперь проведем минутку чистописания.
Запишите числа от 0 до 20 через одно число (четные числа)
- ПРОВЕРЯЕМ (несколько человек называют какие числа записали)
Молодцы!
2 этап – Актуализация знаний:
Итак, наш космический корабль отправляется в путешествие! На нашем пути встречается множество звезд, которые объединяются в созвездия. Ребята, а вы знаете, что такое созвездие?
Слайд 8 Созвездие - это группа звезд, которая объединена общим названием. Это словарное слово, написание орфограмм в котором мы должны запомнить. (жетон?)
Взгляните на Слайд 9 в окошках нашего космического корабля нашему взору открыты созвездия: Кассиопея, Большая медведица и Близнецы.
Из скольки звезд состоит созвездие - «Большая медведица»? - «Кассиопея»? - «Близнецы»?
На сколько больше звезд в созвездии «Большой медведицы», чем в «Кассиопее». Сколько всего звезд на 3-х созвездиях? (жетон?)
Молодцы! Устно мы немножко поработали. Я надеюсь, что и с другими заданиями мы справимся без труда.
Слайд 10 Вот мы прибыли с вами на планету МАРС! Это четвертая планета по удалённости от Солнца. Её ещё называют красной планетой из-за того, что планета имеет красноватый цвет. Названа планета так в честь древнегреческого бога войны – Марса.
Здесь нас встречают местные жители – марсиане, которые приготовили вам интересные задания. Они хотят узнать, насколько хорошо мы с вами изучили математику и сможем ли мы им помочь раскрыть важный секрет!!!
3 этап – Ознакомление с новым материалом
Ребята, давайте покажем марсианам как мы умеем решать примеры в столбик с объяснением (у доски - 1 ученик): (жетон?)
94 – 42 (52)
62 + 28 (90)
50 – 27 (23)
Слайд 11: Обратите внимание на наших друзей – марсиан, посмотрите, как их много собралось, и они явно чем-то обеспокоены! Догадались? А я догадалась, они не знают, как решать примеры такого вида 52-24?
Что делать? Вы знаете, как помочь марсианам и раскрыть для них этот секрет?
- Поднимите руки, кто знает, как помочь марсианам?
- Поднимите руки, кто не знает, как помочь марсианам?
Ребята, а я ведь тоже могу решать такие примеры. Когда я была маленькая и училась в школе, меня научили решать такие примеры в строчку. Я сейчас вам покажу, как учили меня. (КЛАСТЕР)
52-24= (52-20)-4=32-4=32-2-2=30-2=28
Вот так!
-Как вам такое решение примера? Нравится? Нет? Почему?
Учитель выносит пример на доску. 52-24=28 (с объяснением).
(КЛАСТЕРы)
Давайте найдем значение разности. Начинаем с единиц. Единицы вычитаем из единиц: Из 2 вычесть 4 нельзя. Занимаем 1 дес. у 5 дес., ставлю точку над цифрой 5, чтобы не забыть. 1 дес и 2 ед. – это 12:
12-4 = 8. Пишем под единицами 8.
Вычитаем десятки из десятков. Т.к. 1 дес. мы заняли осталось 4 дес.: 4-2= 2. Пишем под десятками 2.
Разность равна 28.
Откройте свои учебники на стр.29. прочтите алгоритм вычисления (читает 1 ученик) и сравните объяснение в учебнике с нашим открытием.
Правильно ли мы решили секрет решения примеров данного вида? (ДА).
Наше исследование прошло успешно. Выражение решили правильно. Марсианам помогли.
5 этап – Физкультминутка - а теперь давайте отдохнем, в гости к марсианам, как и мы прилетел «Медвежонок». Давайте поможем ему развлечь жителей.
6 этап – Закрепление изученного материала:
Хорошо отдохнули.
Давайте поработаем в парах. (работа по карточкам). Карточки -звездочки эти с секретом, и тот, кто правильно решит все примеры, увидит секрет, который придумали марсиане! (ответ 49)
86 – 37 = 49 65 – 16 = 49
78 – 29 = 49 97 – 48 = 49
-Какая пара первая догадается, что же это за секрет, поднимет звездочку? (жетон?)
А теперь марсиане предлагают нам потренироваться в решении новых выражений, выполнить задание № 1 с.29 с последующей проверкой сложением. Молодцы хорошо справились с заданием!
Ну а как же наше путешествие без решения задач? (самостоятельная работа) (жетон?)
Прочитаем задачу №2. Что вы заметили? (Нет вопроса, нужно дополнить)
На доске краткая запись – обговариваем опорные слова что известно, что нужно найти.
Один ученик у доски, остальные в тетрадях записываю решение и ответ!!!
Кто справился - !!! Задание на смекалку - на полях (с.29) (жетон?)
Найдите значение выражений. На какие 2 группы можно разбить эти примеры? (1-я: примеры с ответами – 30; 2-я: с ответами – 40. Либо – 1-я: суммы; 2-я - разности)
7 этап - Итог урока. Рефлексия
Ребята, марсиане очень рады, что мы с вами справились с их заданиями и открыли им секрет решения примеров нового вида, а нам пора возвращаться домой, на Землю!
Оцените свою работу на уроке:
5-6 жетонов – Зеленая ракета
3-4 жетона – Оранжевая ракета
Меньше 3 жетонов – Розовая ракета
8 этап - Домашняя работа
Слайд 14 домашнее задание:
Стр.29 №3, №4 (по выбору)
Вы сегодня замечательно работали на уроке. Молодцы! Всем спасибо за урок.