Этап урока, длительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД, задачи |
Организационный момент (2 мин) | Здравствуйте, ребята. Наш урок будет похож на сказку, Нам без знаний никуда. Взяв с собой, тетрадь, учебник, ручку и указку Отправляемся туда. Итак, готовы вы отправиться в сказку? (слайд 1) Но пойдем мы не одни, с нами хочет уму-разуму научиться ученик 2 класса Вовка из Тридевятого царства. Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо произнести 1, 2, 3 - сказка в гости приходи! (слайд 2) | (Присаживаются за свои рабочие места) (проверяют готовность к уроку) | Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку; Осознание себя ценной частью коллектива класса Воспитательная задача: Воспитывать у обучающихся познавательный интерес к математике. |
Актуализация ЗУН (5 мин) | Тут Вовка оказался в сказке. Смотрит, а впереди у ворот в Тридевятое царство царь на троне сидит, а рядом с ним кисти да ведра с красками стоят. Хотел Вовка пройти мимо, да Царь не пущает: «Пока, - говорит, не покрасишь мне забор не пущу в мое царство. Вот тебе инструкция, изучай.» (слайд 3) - Давайте, ребята, поможем, Вовке. (слайд 4) Смотрите, а тут ведь подсказка есть, как забор покрасить. На каждой дощечке выражение записано. В инструкции числа записаны, а рядом соответствующие им цвета. Надо решить эти примеры, может тогда мы, и узнаем, в какие цвета нам нужно покрасить забор. Устные вычисления: Вам нужно найти значения выражений и назвать цвет, который ему соответствует: (35+12) К тридцати пяти прибавить 12 (24+17)Чему равна сумма чисел 24 и 17? (25+25) 25+25 (43+26) Первое слагаемое 4, второе слагаемое 26. Найдите значение выражения. (80-16) Из восьмидесяти вычесть 16. Чему равно значение выражения? (85-15) Найдите значение разности чисел 85 и 15. - Какие знания нам пригодились? - Ребята, вспомните, какое значение выражения у нас получилось последнее? - Вам это число ничего не напоминает? Если мы его свяжем с Великой Отечественной войной? - Совершенно верно, ребята. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, это война 1941-1945 годов. Победа в ВОВ показала всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. - Поэтому наш Вовка как настоящий герой пойдет за знаниями по сказке и узнает много важных событий, произошедших в годы войны. (слайд 5) - Тогда посмотрел царь на забор и рад- радёхонек. Такой славный получился. И пустил он нашего Вовку в свое царство. | 47- синий 50-красный 100-белый 64-черный 69- зеленый 72-оранжевый 70-коричневый 35-фиолетовый 41-желтый Отвечают: 47 - синий 41 - желтый 50 - красный 69 - зеленый 64 - черный 70 - коричневый - что такое целое, часть, сумма, вычитание, разряд, знание как переходить из разряда в разряд. - 70 - 70 лет победы в Великой Отечественной войне | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать, принимать речь других Образовательная задача: Систематизировать, повторять и закреплять ранее изученный материал. (определять целое, часть; сумма, вычитание, разряд, знание как переходить из разряда в разряд.) Воспитательная задача: Воспитывать у обучающихся познавательный интерес к математике. |
Постановка учебной задачи (10 мин) | Идет наш герой дальше, и видит бабку у разбитого корыта. Сидит бабка да плачет. (слайд 6) Вовка решил помочь ей. А бабка ему в ответ: - Ну как мне поможешь, тут надо слова волшебные знать. Вот если скажешь что такое уравнение,то корыто мое как новое будет. - Что такое уравнение? (слайд 7) - Ой, корыто-то мое новое теперь, а землянка прохудилась совсем. Вот кто бы сказал, какие бывают уравнения. Тогда б у меня бы и дворец появился. - Какие бывают уравнения? - Объясните, ребята Вовке, чем отличается составное уравнение от простого? - Ну вот, бабушка, я тебе корыто починил, дворец у тебя есть. А теперь подскажи мне дорогу как знания найти да умения приобрести. - Ну, на словах ты мастер, Вова. Дойди до горы двух уравнений, а там еще у кого-нибудь спросишь. (слайд 8) -Чтобы горы перейти, надо уравнения решить. Посмотрите на гору, какие уравнения вы видите? Выберите одно, и решите его. Х+7=208 А ответом также будет одно из чисел важной даты. -А давайте посмотрим, что у вас получилось? Начнем-ка мы с маленькой горы, где уравнение простое. - Какой ответ получили? -Молодцы, эту гору перешли. Запишем это число 22. на доску. Еще одна гора осталась. Давайте и ее покорим. (254-40)+х=230 - Все остальные смотрят и проверяют. - Запишем рядом еще одно число 06. - Молодцы. Не только сами, вспомнили, как решать уравнения, но и Вовку научили. | Уравнение - это равенство, содержащее неизвестную величину. - Простые и составные. - В составном уравнении, прежде чем найти неизвестное значение целого, необходимо упростить уравнение, а после решить его как простое уравнение. - одно простое, а другое составное. Выбирают уравнение и решают его. Решают уравнение по выбору. х+208=230 х=230-208 х=22 Проверка: 22+209=230 230=230 - 22. У доски ученик решает составное уравнение. (254-40)+х=220 214+х=220 Х=220-214 Х=6 Проверка: 214+6=220 220=220 Проверяют решение уравнения. | Образовательная задача: Систематизировать, повторять и закреплять ранее изученный материал. (определять целое, часть; знание как переходить из разряда в разряд; знание как решать простые и составные уравнения) Развивающая задача: Развивать устную речь. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Развивающая задача: развивать навык сравнения, сопоставления и формировать доказательность суждений. Воспитательная задача: Воспитывать взаимопомощь, культуру общения. |
Открытие детьми нового знания (12 мин) | (слайд 9) - Эти задания показались Вовке слишком легкими. Настоящий солдат должен уметь преодолевать и трудности. Решил тогда Вовка отправиться к трем Василисам, премудростям набраться. (слайд 10) - Василисы тут как тут ему и говорят: Вовка, Вовка, а скажи-ка нам, какая тема была на прошлых уроках? - Ты уравнения сегодня уже решал. А теперь подумай, как можно усложнить решение уравнений. - Давайте поможем Вове. Какие уравнения мы еще не решали? - Совершенно верно. (слайд 11) Посмотрите, на доске написано уравнение с многозначными числами. Его нам нужно решить. А то Вовка один не справится. Записывайте уравнение в тетрадь и будем его все вместе решать. 228+х=2169 - А давайте проверим, какой ответ получился у Вовки. (на слайде правильный ответ) (слайд 12) Запишем число 1941. - Посмотрите, что у нас с вами получилось (на доске 22.06.1941) - О чем вам говорит эта дата? (слайд 13) - Действительно. 22 июня 1941 года в 4 часа утра был открыт огонь по немецким самолетам, которые вторглись в воздушное пространство СССР. Уже в 4 часа 30 минут немецкие войска перешли в наступление. Началась Великая Отечественная война. | - сложение и вычитание многозначных чисел. - уравнения с многозначными числами. Один ученик решает у доски. Остальные пишут в тетради. 228+х=2169 Х=2169-228 Х=1941 Проверка: 228+1941=2169 +1941 2169=2169 228 2169 - это дата начала Великой Отечественной войны. | Развивающая задача: Развивать устную речь. Образовательная задача: Познакомить детей с решением уравнений с многозначными числами. Познавательные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Развивающая задача: развивать навык сравнения, сопоставления и формировать доказательность суждений. Воспитательная задача: Воспитывать у обучающихся познавательный интерес к математике через дополнительную информацию, существующие факты. |
Первичное закрепление во внешней речи (3 мин) | - Но Василисы хитрые, спрашивают снова Вову: Какое ты уравнение сейчас решал? - Давайте снова проговорим, как решать такие уравнения. - Кто согласен, поднимите руку. | - Уравнение с многозначными числами Один ученик проговаривает алгоритм решения уравнений с многозначными числами: Подчеркиваю целое и части. Делаю чертеж Нахожу целое и части (проговаривает правило) Вычисляю (делаю вычисление столбиком справа от уравнения) Пишу ответ Подчеркиваю ответ Делаю проверку (вычисляю столбиком под словом «проверка») Проверяю ответ Поднимают руки те ученики, которые согласным с алгоритмом. | Регулятивные УУД: Уметь определять и формировать тему урока с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Воспитательная задача: Воспитывать взаимопомощь, культуру общения. Развивающая задача: развивать навык сравнения, сопоставления и формировать доказательность суждений. |
Физминутка (1 мин) | Ребята, чтобы нам и Вовке быть сильными, здоровыми и крепкими, надо делать зарядку. Но не все ее делают, давайте это исправим. (слайд 15) Вовка утром умывался, Полотенцем растирался, Ножкой топнул – раз и два, Ручкой хлопнул – раз и два. На носочках потянулся И соседу улыбнулся. Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям большой привет. - Присаживайтесь за свои рабочие места. Теперь мы размяли свои ножки, ручки и готовы здоровые путешествовать дальше. | Повторяют движения за учителем. Наклоны головы влево, вправо Руки-ножницы Топают левой, правой ногой Хлопок слева, справа в ладоши Тянутся на носочках Улыбаются соседу Присаживаются за свои рабочие места. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (5 мин) | Василисы Премудрые не захотели отпускать Вову. Дали ему еще уравнение и велели решить как можно скорее. (слайд 16) Не понравилось Вовке самому уравнение решать. Слишком сложное. Решил он обратиться за помощью к сказочным героям. Тут как тут показались двое из ларца – одинаковы с лица. (слайд 17) Они в миг решили уравнение и получили ответ. Но вот Вовка задумался, правильно или нет? (слайд 18) - Решите, уравнение и найдите «ловушки» в том уравнении, которое решили двое из ларца. Ответ тоже будет не простой. Когда вы решите это уравнение, то узнаете, сколько дней длилась блокада Ленинграда. 5364-х=4492 - Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга решение. Если все верно поставьте плюсик на полях возле уравнения. - Какой ответ у вас получился? (слайд 19) - Действительно, 872 дня длилась блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Это была самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Все коммуникации с русской армией были разорваны. Город был полностью окружен немецкими войсками. * дополнительное задание, если останется время. - Ребята, а теперь я Вам предлагаю самостоятельно решить уравнение на оценку в тетради. Вы должны получить число важную дату. 4480+х=6425 - Теперь скажите мне, какая это дата? | Решают уравнение, проверяют свой ответ и решение с тем, что написано на слайде. 5364-х=4492 Х=5364-4492 Х=872 Проверка: 5364-872=4492 -5364 4492=4492 872 4492 - 872 4480+х=6425 Х=6425-4480 Х=1945 Проверка: 4480+1945=6425 +4480 6425=6425 1945 6425 - Год окончания войны 1945. | Образовательная задача: Систематизировать, повторять и закреплять ранее изученный материал (определять целое, часть; знание как переходить из разряда в разряд; знание как решать простые и составные уравнения; знание решения уравнений с многозначными числами) Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Коммуникативные УУД: Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Воспитательная задача: Воспитывать у обучающихся познавательный интерес к математике. Образовательная задача: Решение уравнений с многозначными числами. Познавательные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Домашнее задание | Дома я предлагаю вам ребята, придумать уравнение с многозначными числами, чтобы ответом был год окончания войны/ | Записывают домашнее задание в дневник. | |
Рефлексия (2 мин) | Вот и прошли мы всю сказку. Все испытания выдержали вместе с Вовкой. Кто-то вспомнил, а кто-то и узнал самые важные события Великой Отечественной войны. Вы, ребята, должны понимать, что математика тоже способна помочь вам открывать новые знания. Теперь Вовка как настоящий герой готов идти дальше и уже без нашей помощи. (слайд 20) Давайте подведем итоги нашему путешествию по сказке: - Чему мы учились? - Что повторили? (слайд 21) Когда колокольчик прозвенит 3 раза произнесите 1, 2, 3- из сказки выходи! - Урок закончен, ребята. Всем спасибо за работу. | - мы учились решать уравнения с многозначными числами с переходом через разряд. - повторили алгоритм решения уравнений; решение простых и сложных уравнений. | Личностные УУД: Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (повторили алгоритм решения уравнений, а также решение простых и сложных уравнений; научились решать уравнения с многозначными числами) |