СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "МЕТР. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДЛИНЫ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с соотношениями между единицами длины – метром, дециметром и сантиметром; создать условия для ознакомления с единицами длины на Руси; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию навыков решать задачу разными способами

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике во 2 классе на тему "МЕТР. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ДЛИНЫ"»

Урок 16. Метр. Соотношения между единицами длины

Цели деятельности учителя

Познакомить с соотношениями между единицами длины – метром, дециметром и сантиметром; создать условия для ознакомления с единицами длины на Руси; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию навыков решать задачу разными способами

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: называть единицы длины; выполнять измерения с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки; сравнивать величины, выраженные в единицах длины; воспроизводить соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; получат возможность научиться: выбирать единицу длины при выполнении измерений; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Решите задачу.

От дома до колодца 20 метров. Сколько метров надо пройти, чтобы принести ведро воды? А кружку воды?

Решают

задачу

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

• Найдите примеры с ответом 13.

15 – 2 14 – 4 16 + 3

18 – 3 12 + 4 11 + 2

16 – 3 13 + 0 18 – 5

Вычисляют значения выражений

Фронтальная

Устные ответы

• Решите задачу.

Винни-Пух решил навестить ослика Иа. От дома до моста он прошел 20 метров, по мосту – 10 метров и от моста до домика Иа – еще 10 метров. Какова длина пути, который должен пройти Винни-Пух, чтобы навестить ослика Иа и вернуться домой?

Решают

задачу

Фронтальная

Устные ответы

• Какова масса каждого мешка с мукой?

Определяют массу мешка

Фронтальная

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня мы продолжим работу с единицами длины. Будем решать задачи на определение длины предметов.

– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки и получаем результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить ткань на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку длиной 1 метр

Слушают

и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Практическая работа

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Измерьте длину своей парты. Сколько получилось сантиметров?

– Сколько дециметров?

– Покажите на рулетке отрезок 10 дм.

– Как называется эта единица длины? (1 метр.)

– Как можно начертить отрезок длиной 12 дм?

Варианты выполнения задания:

I вариант – можно отложить 1 дециметр двенадцать раз;

II вариант – можно отложить 1 метр и еще 2 дециметра (так как 12 дм = 1 м 2 дм).

– Какой вариант более рациональный?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют практическую работу

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 5
(с. 36)

– Прочитайте задание. Можно ли этот текст назвать задачей?

– Придумайте вопрос задачи.

Варианты вопросов:

• Какова длина всей ленты? (5 + 4 = 9.)

• На сколько метров один кусок длиннее (короче) другого? (5 – 4 = 1.)

– Объясните план решения каждой задачи

Придумывают вопрос к задаче

Фронтальная

Устные ответы

Задание 6
(с. 36)

– Прочитайте условие задачи. Что вам известно?

– Какой вопрос можно поставить к данному условию?

Вопросы:

• Чему равна ширина комнаты?

• Чему равен периметр этой комнаты?

Решение:

1) 5 – 2 = 3 (м) – ширина.

2) 5 + 5 + 4 + 4 = 18 (м) – периметр комнаты.

Ответ: 18 м.


Объясняют план решения каждой задачи

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 7
(с. 36)

• Положите перед собой оранжевую и белую палочки. Длина оранжевой палочки – 10 см, или 1 дм, а белой – 1 см. Роль рейки будет играть оранжевая палочка, так как ее длина – 1 дм.

Выложите вдоль оранжевой палочки белые палочки. Их получится ровно 10.

5 раз по 2 белые палочки.

Так как длина каждой белой палочки – 1 см, то видно, что в оранжевой палочке укладывается 5 раз по 2 см. Следовательно, чтобы получить 1 дм, надо от рейки отмерить 5 раз по 2 см


Решают
задачу

Индивидуальная

Выполнение задания

IV. Путешествие

в прошлое

Фронтальная работа

Учитель и заранее подготовленные ученики рассказывают по теме «Как появились меры длины. Как измеряли на Руси».

– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.

Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получилось разное. (См. ресурсный материал.)

Заранее подготовленные ученики выступают с сообщениями

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: демонстрируют интерес к изучению математики.

Познавательные: определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Наблюдение

V. Первичное осмысление и закрепление

Практическая работа

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Учитель берет непрозрачный пакет и на глазах детей кладет в него 2 яблока и 3 груши (или любые другие предметы разной формы, которые легко узнать на ощупь).

– Сколько в пакете груш и сколько яблок? (3 груши и 2 яблока.)

– Давайте подумаем, сколько раз можно вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать грушу. Смотрите, я вытаскиваю один фрукт. (Рука учителя в пакете.)

– Обязательно ли это груша? (Нет, так как в пакете не только груши, но и яблоки.)

Учитель вытаскивает яблоко.

– Действительно, в первый раз я могу вытащить не грушу, а яблоко. Сколько груш и яблок теперь осталось в пакете? (3 груши и 1 яблоко.)

– Вытаскиваю фрукт второй раз. Как вы думаете, это обязательно груша? (Нет, потому что в пакете остались не только груши, но и 1 яблоко.)

Учитель опять вытаскивает яблоко.

– Буду вытаскивать в третий раз. Как вы считаете, это обязательно груша? (Да, так как в пакете яблок больше нет.)

– Делаем вывод: число возможных попыток у нас зависит не от числа груш, а от числа яблок.

Учитель кладет яблоки в пакет.

– Сколько раз надо вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать яблоко? (Число попыток в этом случае зависит не от числа яблок, а от числа груш. Так как в пакете 3 груши, то мы можем гарантировать, что только в четвертый раз обязательно достанем яблоко.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Проводят практическое решение задачи. Решают логическую задачу.

Решают старинную задачу

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно

продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

Задание 17

(с. 39)

– Прочитайте логическую задачу. Как вы будете рассуждать?

Выводы:

1) так как в коробке 4 плитки шоколада «Люкс», то надо взять 5 плиток шоколада, чтобы вытащить «Аленку»;

2) так как в коробке 3 плитки шоколада «Аленка», то надо взять 4 плитки, чтобы обязательно вытащить «Люкс»




Задание 18

(с. 40)

– Прочитайте старинную задачу.

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Какую новую единицу длины содержит эта задача?

(Аршин.)

I способ:

1) 6 + 2 = 8 (аршин) – высота 1-й березы.

2) 8 + 2 = 10 (аршин) – высота 2-й березы.

II способ:

1) 2 + 2 = 4 (аршина) – выше 2-я береза, чем изба.

2) 6 + 4 = 10 (аршин) – высота 2-й березы.

Ответ: 10 аршин

Решают задачу разными способами

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 19

(с. 41)

– Сравните числа, построив схемы


Сравнивают числа

с помощью схемы

Индивидуальная

Выполнение

задания

в тетради

Задание 20

(с. 41)

– Запишите какое-нибудь двузначное число, не используя цифру 0. Поменяйте местами цифры в записи этого числа. Запишите получившееся число и сравните его с первоначальным

Записывают и сравнивают двузначные числа

Фронтальная

Устные ответы

Задание 21

(с. 41)

– Перепишите числа в порядке увеличения. (0, 6, 12, 21, 30, 40, 54, 77, 100.)

– Перепишите числа в порядке уменьшения. (100, 99, 91, 89, 64, 60, 14, 7, 1.)

Записывают числа в порядке увеличения, уменьшения

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 22

(с. 41)

– Выполните сложение величин.

2 дм 5 см + 4 см = 2 дм 9 см

8 дм 3 см + 1 дм = 9 дм 3 см

3 м 6 дм + 2 дм = 3 м 8 дм

8 м + 7 м = 15 м

Выполняют сложение величин

Фронтальная

Выполнение задания в тетради

Задание 23

(с. 41)

– Рассмотрите чертеж. Какие фигуры здесь изображены? (Луч и точка А.) Как доказать, что точка А расположена на луче? (Надо продолжить луч.) Каким инструментом надо воспользоваться для доказательства? (Линейкой.)

Выполняют построения с помощью линейки

Индивидуальная

Задание 24

(с. 41)

– Оля начертила два отрезка и отметила на них 3 точ-
ки так, что на каждом отрезке получилось по 2 точки.

Попробуйте и вы выполнить такой же чертеж

Строят

чертеж

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Работа в печатной тетради № 1.

Задание 7

– Какие числа ввели в «машину»?

Учащиеся. В «машину» ввели неизвестное число. «Машина» прибавила к нему 7. Вышло из «машины» число 13. К неизвестному числу стрелка не идет. Изображаем «машину», обратную данной, «–7».

Идем по стрелке: 13 – 7. Выполняем вычисление. Получаем 6. Значит, неизвестное число 6. Записываем его в «окошко». Выполняем проверку. Идем по верхней стрелке: 6 + 7 = 13 (верно)

Заполняют пустые клеточки

Фронтальная, индивидуальная

Выполнение задания в тетради. Устные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите старинные русские единицы длины.

– Назовите признаки пирамиды

Отвечают на вопросы

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 16, 17 (учебник); № 6, 8 (рабочая тетрадь).

Ключ (задание 16, учебник): заполненная таблица должна выглядеть так:

Точка Число

А 39

В 44

С 48

D 50

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,54 см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см 48 мм, или 12 дюймов) в переводе с английского – «нога»; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».

– А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин.) О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Он равен 71 см.

Учитель может предложить следующие вопросы-задания:

1. Измерить длину парты в локтях, ладонях.

2. Какого роста была Дюймовочка?

3. Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?

4. 7 футов под килем – это сколько метров?

Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!