I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Решите задачу. От дома до колодца 20 метров. Сколько метров надо пройти, чтобы принести ведро воды? А кружку воды? | Решают задачу | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
• Найдите примеры с ответом 13. 15 – 2 14 – 4 16 + 3 18 – 3 12 + 4 11 + 2 16 – 3 13 + 0 18 – 5 | Вычисляют значения выражений | Фронтальная | Устные ответы |
• Решите задачу. Винни-Пух решил навестить ослика Иа. От дома до моста он прошел 20 метров, по мосту – 10 метров и от моста до домика Иа – еще 10 метров. Какова длина пути, который должен пройти Винни-Пух, чтобы навестить ослика Иа и вернуться домой? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
• Какова масса каждого мешка с мукой? | Определяют массу мешка | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня мы продолжим работу с единицами длины. Будем решать задачи на определение длины предметов. – Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки и получаем результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить ткань на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку длиной 1 метр | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Практическая работа | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Измерьте длину своей парты. Сколько получилось сантиметров? – Сколько дециметров? – Покажите на рулетке отрезок 10 дм. – Как называется эта единица длины? (1 метр.) – Как можно начертить отрезок длиной 12 дм? Варианты выполнения задания: I вариант – можно отложить 1 дециметр двенадцать раз; II вариант – можно отложить 1 метр и еще 2 дециметра (так как 12 дм = 1 м 2 дм). – Какой вариант более рациональный? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выполняют практическую работу | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 5 (с. 36) | – Прочитайте задание. Можно ли этот текст назвать задачей? – Придумайте вопрос задачи. Варианты вопросов: • Какова длина всей ленты? (5 + 4 = 9.) • На сколько метров один кусок длиннее (короче) другого? (5 – 4 = 1.) – Объясните план решения каждой задачи | Придумывают вопрос к задаче | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 6 (с. 36) | – Прочитайте условие задачи. Что вам известно? – Какой вопрос можно поставить к данному условию? Вопросы: • Чему равна ширина комнаты? • Чему равен периметр этой комнаты? Решение: 1) 5 – 2 = 3 (м) – ширина. 2) 5 + 5 + 4 + 4 = 18 (м) – периметр комнаты. Ответ: 18 м. | Объясняют план решения каждой задачи | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 7 (с. 36) | • Положите перед собой оранжевую и белую палочки. Длина оранжевой палочки – 10 см, или 1 дм, а белой – 1 см. Роль рейки будет играть оранжевая палочка, так как ее длина – 1 дм. Выложите вдоль оранжевой палочки белые палочки. Их получится ровно 10. 5 раз по 2 белые палочки. Так как длина каждой белой палочки – 1 см, то видно, что в оранжевой палочке укладывается 5 раз по 2 см. Следовательно, чтобы получить 1 дм, надо от рейки отмерить 5 раз по 2 см | Решают задачу | Индивидуальная | Выполнение задания |
IV. Путешествие в прошлое | Фронтальная работа | Учитель и заранее подготовленные ученики рассказывают по теме «Как появились меры длины. Как измеряли на Руси». – Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получилось разное. (См. ресурсный материал.) | Заранее подготовленные ученики выступают с сообщениями | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: демонстрируют интерес к изучению математики. Познавательные: определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Наблюдение |
V. Первичное осмысление и закрепление | Практическая работа | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Учитель берет непрозрачный пакет и на глазах детей кладет в него 2 яблока и 3 груши (или любые другие предметы разной формы, которые легко узнать на ощупь). – Сколько в пакете груш и сколько яблок? (3 груши и 2 яблока.) – Давайте подумаем, сколько раз можно вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать грушу. Смотрите, я вытаскиваю один фрукт. (Рука учителя в пакете.) – Обязательно ли это груша? (Нет, так как в пакете не только груши, но и яблоки.) Учитель вытаскивает яблоко. – Действительно, в первый раз я могу вытащить не грушу, а яблоко. Сколько груш и яблок теперь осталось в пакете? (3 груши и 1 яблоко.) – Вытаскиваю фрукт второй раз. Как вы думаете, это обязательно груша? (Нет, потому что в пакете остались не только груши, но и 1 яблоко.) Учитель опять вытаскивает яблоко. – Буду вытаскивать в третий раз. Как вы считаете, это обязательно груша? (Да, так как в пакете яблок больше нет.) – Делаем вывод: число возможных попыток у нас зависит не от числа груш, а от числа яблок. Учитель кладет яблоки в пакет. – Сколько раз надо вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать яблоко? (Число попыток в этом случае зависит не от числа яблок, а от числа груш. Так как в пакете 3 груши, то мы можем гарантировать, что только в четвертый раз обязательно достанем яблоко.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Проводят практическое решение задачи. Решают логическую задачу. Решают старинную задачу | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 17 (с. 39) | – Прочитайте логическую задачу. Как вы будете рассуждать? Выводы: 1) так как в коробке 4 плитки шоколада «Люкс», то надо взять 5 плиток шоколада, чтобы вытащить «Аленку»; 2) так как в коробке 3 плитки шоколада «Аленка», то надо взять 4 плитки, чтобы обязательно вытащить «Люкс» | | | |
Задание 18 (с. 40) | – Прочитайте старинную задачу. – Что вам известно? Что требуется узнать? – Какую новую единицу длины содержит эта задача? (Аршин.) I способ: 1) 6 + 2 = 8 (аршин) – высота 1-й березы. 2) 8 + 2 = 10 (аршин) – высота 2-й березы. II способ: 1) 2 + 2 = 4 (аршина) – выше 2-я береза, чем изба. 2) 6 + 4 = 10 (аршин) – высота 2-й березы. Ответ: 10 аршин | Решают задачу разными способами | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 19 (с. 41) | – Сравните числа, построив схемы | Сравнивают числа с помощью схемы | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 20 (с. 41) | – Запишите какое-нибудь двузначное число, не используя цифру 0. Поменяйте местами цифры в записи этого числа. Запишите получившееся число и сравните его с первоначальным | Записывают и сравнивают двузначные числа | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 21 (с. 41) | – Перепишите числа в порядке увеличения. (0, 6, 12, 21, 30, 40, 54, 77, 100.) – Перепишите числа в порядке уменьшения. (100, 99, 91, 89, 64, 60, 14, 7, 1.) | Записывают числа в порядке увеличения, уменьшения | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 22 (с. 41) | – Выполните сложение величин. 2 дм 5 см + 4 см = 2 дм 9 см 8 дм 3 см + 1 дм = 9 дм 3 см 3 м 6 дм + 2 дм = 3 м 8 дм 8 м + 7 м = 15 м | Выполняют сложение величин | Фронтальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 23 (с. 41) | – Рассмотрите чертеж. Какие фигуры здесь изображены? (Луч и точка А.) Как доказать, что точка А расположена на луче? (Надо продолжить луч.) Каким инструментом надо воспользоваться для доказательства? (Линейкой.) | Выполняют построения с помощью линейки | Индивидуальная |
Задание 24 (с. 41) | – Оля начертила два отрезка и отметила на них 3 точ- ки так, что на каждом отрезке получилось по 2 точки. Попробуйте и вы выполнить такой же чертеж | Строят чертеж | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 1. Задание 7 | – Какие числа ввели в «машину»? Учащиеся. В «машину» ввели неизвестное число. «Машина» прибавила к нему 7. Вышло из «машины» число 13. К неизвестному числу стрелка не идет. Изображаем «машину», обратную данной, «–7». Идем по стрелке: 13 – 7. Выполняем вычисление. Получаем 6. Значит, неизвестное число 6. Записываем его в «окошко». Выполняем проверку. Идем по верхней стрелке: 6 + 7 = 13 (верно) | Заполняют пустые клеточки | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради. Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите старинные русские единицы длины. – Назовите признаки пирамиды | Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 16, 17 (учебник); № 6, 8 (рабочая тетрадь). Ключ (задание 16, учебник): заполненная таблица должна выглядеть так: Точка Число А 39 В 44 С 48 D 50 | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |