СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике"Целые уравнения и их корни"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

– Решение уравнений

6. Тип урока:  Урок обобщения   и систематизации знаний

7.Цель урока: обобщить и систематизировать  знания  по  теме  «Уравнения»                                                                 

8.Задачи

8.1 Образовательные:

обобщение и систематизация  умений обучающихся решать  линейные, квадратные, дробно – рациональные уравнения;

применение знаний при подготовке и сдаче ГИА

Познавательные УУД

- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 

8.2 Развивающие:

                     развивать логическое мышление, умение, навыки

            развивать коммуникативные  компетенции  обучающихся;

 Коммуникативные УУД

- Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

            развивать  самостоятельность

Регулятивные УУД

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Определять успешность выполнения своего задания.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по математике"Целые уравнения и их корни"»

МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации

МО «Оршанский муниципальный район»

МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа»





















Решение уравнений


Конспект открытого урока

в рамках заседания районного методического объединения учителей математики






Кленова Лидия Николаевна

учитель математики




















Лужбеляк

26 апреля 2012 года

-2-

Паспорт

открытого урока


1.Класс - 9

2.Место проведения - кабинет математики

3.Продолжительность – 45 минут

4.Дисциплина: алгебра

5.Тема – Решение уравнений

6. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

7.Цель урока: обобщить и систематизировать  знания по теме «Уравнения»

8.Задачи

8.1 Образовательные:

обобщение и систематизация умений обучающихся решать линейные, квадратные, дробно – рациональные уравнения;

применение знаний при подготовке и сдаче ГИА

Познавательные УУД

- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


8.2 Развивающие:

развивать логическое мышление, умение, навыки

развивать коммуникативные компетенции обучающихся;

Коммуникативные УУД

- Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

развивать самостоятельность

Регулятивные УУД

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Определять успешность выполнения своего задания.


8.3 Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать желания выполнять учебные действия. (Личностные умения)



9. Основной дидактический метод Индивидуальная, групповая, фронтальная.


10. Частные методы и приемы – беседа, объяснение, упражнения, проблемно-поисковые


11.Дидактические средства обучения: раздаточный материал - карточки, учебная доска.


12. Список использованных источников:

1.Учебник «Алгебра 9» Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.

2.Математика 9 класс. Тематические тесты. Подготовка к ГИА – 9 Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова















-3-

План урока

1.Организация начала урока (Приветствие, Формулирование темы урока. Постановка задач урока)


2. Актуализация опорных знаний

а) устная работа по теории.


3. Самостоятельная работа по карточкам. Взаимопроверка.


4. Работа у доски и в тетрадях


5.Математический диктант.


6. Решение уравнений у доски.


7.Тестовая работа


8.Задание на дом


9. Рефлексия





























Тема: Решение уравнений

Ход урока

I Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь! Тему урока узнаете, если выполните следующее задание:

Решить анаграммы.

таиимдкисрнн (дискриминант), ниваренуе (уравнение), фэкоцинетиф (коэффициент), ерокнь (корень) , шиеерен (Решение)

- Какая тема объединяет эти слова? (уравнения.) Как вы думаете какова тема нашего урока?

Итак, откройте тетради и запишите тему урока: "Решение уравнений".

Давайте, определим цель нашей совместной работы. (наша цель повторить решения уравнений)

Наша задача на сегодняшний урок отработать навыки решения уравнений. Мы продолжаем повторять один из фундаментальных разделов алгебры – уравнения.
У каждого из вас своя планка, кому-то для успешной сдачи экзамена достаточно решать правильно линейные и квадратные уравнения, кому-то интереснее изучать уравнения сложного вида, знать их методы, поэтому, сегодня постараюсь исполнить желания всех.

Девиз урока: «Я знаю, что я умею делать. Я знаю, как это сделать».

II Актуализация опорных знаний.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как называется равенство, содержащее переменную (уравнение с одной переменной)

  2. Как называется число, обращающее уравнение в верное равенство? (корень уравнения)

  3. Как называется уравнение вида ах+в = 0 (линейным)

  4. Как называется уравнение вида , где а, в, с – некоторые числа и а≠о число? (квадратным)

  5. Как называется уравнение вида ах2 + вх + с = 0?

  6. Сформулируйте теорему Виета.

  7. Как называется квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или с =0? (неполным квадратным уравнением)

  8. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

  9. Как называются уравнения вида ах4 + вх2 + с = 0 , где а, в, с – некоторые числа и а≠о число? (биквадратным)

  10. Алгоритм решения биквадратного уравнения?

  11. Определение дробно рационального уравнения?

  12. Алгоритм решения дробно рационального уравнения?

Поменяться листочками и проверить у соседа

III. Решение уравнений (работа у доски)

1.Решите уравнения а) - 9х + 5 = 6х – 4

б) 3 (2 – 3х) = 5 – 11х

2.Найдите дискриминант уравнения 3х2 + 9х + 1 = 0

3.Найдите сумму корней уравнения: 8х2 + 2х - 3 = 0

4.Найдите корни уравнения: х4 – 5х2 + 4 = 0

IV. Математический диктант.

Да -   поднять  красный круг,    нет – жёлтый прямоугольник.

1.Является ли уравнение 2х2 - 3х + 4 = 0 квадратным?

2.В уравнении 3х2 + 3х - 3 = 0 число 3 является свободным членом?

3. Является ли уравнение 2- 4х + х2 = 0 приведенным?

4. Является ли число 0 корнем уравнения х2 – х = 0?

5. Является ли полным уравнение: 5х + х2 - 1 = 0?

6.Может ли квадратное уравнение не иметь корней?

7. Правда ли, что число 0 является корнем для любого квадратного уравнения?

V. Решите уравнения. Найдите сумму всех получившихся корней и узнайте, какая отметка будет выставлена в ГИА.



Ответы

Отметка

34

пять

0

два

8

три

18

четыре

7

два

14

три

22

пять

Физкультминутка (вместо многоточия вставить слово по рифме)

Уравнение

Когда уравнение решаешь дружок,

Ты должен найти у него . . . (корешок)

Значение буквы проверить несложно,

Поставь в . . .(уравнение) его осторожно

Коль верное . . . .(равенство) выйдет у вас,

То . . .(корнем) значение зовите тот час.

VI. ТЕСТОВАЯ РАБОТА (индивидуальная)

1 вариант.

  1. Какое из уравнений не является квадратным?

  1. 2х – х2 – 8 = 0

  2. 2 + х = 4х – 2

  3. 3 + х2 = 0

  4. х2 = (х-2)(х+1)

  1. Найдите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения х – 2х 2 + 7 = 0.

  1. 1, -2, 7

  2. -2, 1, 7

  3. 0, -2, 7

  4. другой ответ

  1. Выберите уравнение, дискриминант которого равен 49.

  1. 2+3х + 2= 0

  2. 2 – 3х – 5 =0

  3. 2 – 3х – 7 = 0

  4. 2 – 3х + 5 = 0

  1. Найдите сумму и произведение корней уравнения х2 + 17х+ 52 = 0

  2. Решите биквадратное уравнение х4 – 7х2 + 12 = 0

2 вариант.

  1. Какое из уравнений является квадратным?

  1. 2х – 3х2 = х +5

  2. 4 + х = 4х – 2

  3. 3 + х2 = х2

  4. х2 = (х-2)(х+1)

  1. Найдите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения 3х2 – 2х + 7 = 0.

  1. 3, -2, 7

  2. -2, 3, 7

  3. 3, -2, -7

  4. другой ответ

  1. Выберите уравнение, дискриминант которого равен 25.

  1. х2+3х + 4= 0

  2. 2 + 3х – 1 =0

  3. 16х2 – 3х = 0

  4. 2 – 3х + 2 = 0

  1. Найдите сумму и произведение корней уравнения х2 - 15х+ 36 = 0

  2. Решите биквадратное уравнение х4 +5х2 - 36 = 0



Вариант 1

Вариант 2

1

Какое из уравнений не является квадратным?

4)

Какое из уравнений не является квадратным?


1)

2

Найдите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения х – 2х 2 + 7 = 0.

2)

Найдите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения 3х2 – 2х + 7 = 0.


1)

3

Выберите уравнение, дискриминант которого равен 49.

2)

Выберите уравнение, дискриминант которого равен 25.


2)

4

Найдите сумму и произведение корней уравнения х2 + 17х+ 52 = 0


х12 = - 17

х1 ∙х2 = 52

Найдите сумму и произведение корней уравнения х2 - 15х+ 36 = 0


х12 = 15

х1 ∙х2 = 36

5

Решите биквадратное уравнение х4 – 7х2 + 12 = 0


2

- 2

√3

- √3

Решите биквадратное уравнение х4 +5х2 - 36 = 0


2

- 2



Учащимся предлагается оценить себя самим.

Критерии оценки:

“5” – если все задания выполнены верно.

“4” – если допущено одна ошибка.

“3” – если допущены две ошибки.

“ - ” – если допущено три и более ошибок



VII. Рефлексия. Подходит к концу наш урок, мне кажется, что сегодня многие из вас сделали хоть маленькое открытие, кто-то решил без ошибок, для кого-то стали яснее методы…

Мне хотелось, чтобы вы продолжили предложение: «Сегодня я на уроке хорошо понял(а)…

Сегодня на уроке для меня было важным…»

  • Классификацию уравнений.  

  • Методы решения

  • Свойства коэффициентов в квадратном уравнении

  • Без ошибок решать уравнения для успешной сдачи ГИА

  • Приводить мысли в порядок

  • ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Знаю ли я алгоритм решения квадратного уравнения?




2

Умею ли я применять его при решении уравнений?




3

Знаю ли я алгоритм решения биквадратного уравнения?




4

Умею ли применять его при решении уравнений?




5

Смогу ли решать уравнения самостоятельно?








VIII. Домашнее задание

Те, кто претендует на оценку «3», доделывают задания таблицы1 на карточке, выданной на уроке. Кто претендует на оценку «4» и «5» – делают задания из таблиц 2,3,4 и выполнить задания на листочках.

1) 2)

3) 4)

6.Ребята, у меня есть сюрприз, который я спрятала в классе. Для того чтобы узнать, где находиться надо решить следующее задание.

В уравнении x2 – рх +3 = 0, х =3

Если вы найдете р, то узнаете номер парты, а второй корень укажете ряд, на котором находится парта с сюрпризом (р=4, х=1)

Сюрприз: конверт, на котором надпись «Спасибо за урок!!! Вы замечательно поработали!»

































Алгоритм решения уравнений:

  • По возможности упростите выражение (раскройте скобки, приведите подобные слагаемые)

  • Перенесите слагаемые, содержащие неизвестное, в одну часть уравнения (обычно в левую), а остальные слагаемые в другую часть уравнения, изменив при этом их знаки на противоположные

  • Приведем подобные слагаемые

  • Найдем корень уравнения

  • Алгоритм решения линейного уравнения

  • 2-3(x+2)=5-2x

  • Шаг 1. Раскрываем скобки

  • 2-3x-6=5-2x

  • Шаг 2. Все члены, содержащие неизвестное, переносим в левую часть, а известные в правую с противоположным знаком.

  • -3x+2x=5-2+6

  • Шаг 3. Приводим подобные слагаемые.

  • -x =9

  • Шаг 4. Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

  • х=9

  • Не забудь написать ответ!!!

  • Ответ: 9.

Алгоритм решения квадратного уравнения общего вида

Коэффициенты – дискриминант – решение. D = b2 – 4ac.


D

D = 0 Уравнение имеет один корень: x = 

….

D 1 = , x2 = 

Пример решения уравнения.

2 + 3х – 5 = 0

a=2, b=3, c=-5

D = b2 – 4ac.

D =32 – 4 ∙2∙(-5) = 49, D0, 2 корня

х = 

х = , х1 = 1, х2 = -2,5

Ответ: - 2,5; 1

Биквадратное уравнение: ax4 + bx2 + c = 0

Алгоритм решения

1. Сделать замену переменной: x2 = t

2. Получится:

at2 + bt + c = 0

3. Найти корни квадратного уравнения:

t1,2 = …..

4. Обратная подстановка (возвращение к замене)

Биквадратное уравнение может иметь от 0 до 4 решений.


Пример решения уравнения

х4 – 17х + 16=0

пусть х2= t, тогда t2-17t + 16=0

D = 225

t1 = 21, t2=-4

вернёмся к замене: х2=21 или х2=-4

х1,2 =±√21 нет решений

Ответ: √21; - √21

1.Решите уравнения а) - 9х + 5 = 6х – 4

б) 3 (2 – 3х) = 5 – 11х



2.Найдите дискриминант уравнения 3х2 + 9х + 1 = 0



3.Найдите сумму корней уравнения: 8х2 + 2х - 3 = 0




1.Решите уравнения а) - 9х + 5 = 6х – 4

б) 3 (2 – 3х) = 5 – 11х



2.Найдите дискриминант уравнения 3х2 + 9х + 1 = 0



3.Найдите сумму корней уравнения: 8х2 + 2х - 3 = 0



1.Решите уравнения а) - 9х + 5 = 6х – 4

б) 3 (2 – 3х) = 5 – 11х



2.Найдите дискриминант уравнения 3х2 + 9х + 1 = 0



3.Найдите сумму корней уравнения: 8х2 + 2х - 3 = 0

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Знаю ли я алгоритм решения квадратного уравнения?




2

Умею ли я применять его при решении уравнений?




3

Знаю ли я алгоритм решения биквадратного уравнения?




4

Умею ли применять его при решении уравнений?




5

Смогу ли решать уравнения самостоятельно?







ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Знаю ли я алгоритм решения квадратного уравнения?




2

Умею ли я применять его при решении уравнений?




3

Знаю ли я алгоритм решения биквадратного уравнения?




4

Умею ли применять его при решении уравнений?




5

Смогу ли решать уравнения самостоятельно?







ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Знаю ли я алгоритм решения квадратного уравнения?




2

Умею ли я применять его при решении уравнений?




3

Знаю ли я алгоритм решения биквадратного уравнения?




4

Умею ли применять его при решении уравнений?




5

Смогу ли решать уравнения самостоятельно?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!