Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент | - Сядьте ровно, подтянитесь, И друг другу улыбнитесь. Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем. | Хором говорят: Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок, Мы за парты сели ровно. |
Актуализа-ция. Создание учебной ситуации. Микроцель: закрепление знаний устных вычислений в пределах 100. | Математический диктант: 1. Вычислите сумму чисел 31 и 34. 2. Увеличьте число 92 на 8. 3. Найдите сумму, если первое слагаемое 72, второе 18. 4. Уменьшите число 76 на 32. 5. Вычислите разность чисел 50 и 32. 6. Сколько нужно добавить к 27, чтобы получить 60? 7. Сколько нужно отнять от 60. чтобы получить 37? При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов, предложенные классом, находится и обосновывается правильный ответ, после чего учитель выставляет на доску карточку с этим числом, на обратной стороне которой спрятана буква. В завершение карточки переворачиваются и дети читают слово: граница. - Как вы понимаете слово «граница»? - Сейчас вошло в моду покупать дачные участки. Вот продаются 4 участка, их планы изображены на этой картинке. Посмотрите, что в них интересного? - Точки, стоящие на границах фигур, - это ворота, а внутри — постройки. Какой участок, с вашей точки зрения, лишний?
- этого ему нужно составить два слова — одно из букв, стоящих на границах фигур, а другое — из букв, стоящих внутри границ, - и объяснить их отличие. Слова дают ключ к его участку. Поможем ему? - Молодцы, ребята. Винни-Пух вам очень признателен. Попросил построить план участка в тетради. | Обучающиеся пишут математический диктант. На скрытых досках работают девочка и мальчик. Дети выражают смысл этих терминов своими словами. Например, могут сказать, что граница — это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю» или у каждой страны, государства есть граница, её охраняют пограничники, или линия разделения территории государства. - Это геометрические фигуры, некоторые точки обозначены буквами. - Лишний круг — остальные многоугольники. - Лишний треугольник — у него одни ворота, а у остальных — трое. - Лишний квадрат — у него домик расположен не в центре, а у остальных — в центре. - Слово круг получается из букв, стоящих на границах слова. - Слово окружность получается из букв, стоящих внутри границ фигур. Двое обучающихся чертят на доске, остальные в тетради.Они пытаются провести её от руки, но, очевидно, точного изображения круга (окружности) у них не получится. Эта ситуация ими фиксируется. |
Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулиро-вание темы урока. Целеполага-ние и мотивация. | - Почему получились неровные круги ? -А посмотрите, как я это сделаю! Учитель отмечает на доске точку О, берёт в руки ленту или тесёмку. Один конец тесёмки левой рукой фиксирует в точке О, а второй вместе с мелом вращает вокруг этой точки. - Когда я чертила круг, что вы заметили? - Какие 3 слова мы вывели? Связаны ли они между собой? - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? - Ребята, какие цели поставили перед собой? - Зачем вам надо научиться чертить окружность ? Где в жизни пригодится? - Вы правы, сегодня мы познакомимся с понятиями «круг», «окружность», узнаем свойства окружности, её элементы, будем учиться чертить окружность с помощью нового чертёжного инструмента — циркуля. Сегодня Знайка — верный друг - Расскажет про окружность и круг. Есть у него помощник лихой, Он чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и — ни шагу. Что за друг у Знайки? Подумай, отгадай-ка. | - От руки не проведёшь? - Не было инструментов. - Тесёмка всё время была одной длины. - Круг, окружность, граница. - Круг. Окружность. - Узнать связь между словами: граница, круг, окружность. - Научиться чертить красивый круг. - Узнать есть ли инструмент, чтобы построить красивый круг. - Необходимо для уроков черчения, геометрии в старших классах. - Циркуль. |
Первичное усвоение материала. Микроцель: познакомить с понятиями: «окруж-ность», «радиус окружности», «центр окружности» и с инстру-ментом для построения окружности — циркулем. | Игра «Круг и окружность». К доске выходят 10 обучающихся и встают «в кружок». Затем к доске приглашаются ещё 2 ученика, изображающих «точки». Дается задание: «побегать вдоль окружности», «побегать по кругу». К доске вызывается ещё одна «точка» учитель ставит её в центр круга. - Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности центр будет дальше всего? Ближе всего? Важная фигура в геометрии — круг. Многие предметы в быту имеют форму круга. Назовите их. Но особенно часто круги используются в технике. Чтобы изобразить круг на бумаге удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкин помощник. Учитель показывает циркуль: для работы на доске, ученический, чертёжный. Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите круг. (Работа выполняется на альбомном листе.) - Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните, как она называется. Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга. А сейчас найдите границу круга. - Что это? Граница круга — это окружность. Начертите рядом окружность. Выделите точку, оставленную иголочкой — это центр окружности. Обозначим точку буквой О. Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности — это радиус. Радиус — это ещё расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем. (Учитель выполняет вместе с детьми на доске на цветной бумаге, в конце работы получается такой рисунок: Учитель убирает карточки-названия и предлагает детям воспроизвести: - Что такое окружность? Радиус? - Кто запомнил пошаговое построение окружности? Повторим и запомним алгоритм построения окружности: 1. Отметили центр окружности. 2. По линейке отмеряем радиус окружности. 3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем. Учитель вывешивает плакат с алгоритмом на доску. | - На одинаковом расстоянии от всех точек. - Колесо, циферблат и др. - Круг. - Линия, которую оставил грифель. - Окружность — это граница круга. - Радиус - это расстояние от центра до окружности. |
Осознание и осмысление учебной информа-ции. Микроцель: выяснить уровень понимания материала, ещё раз раскрыть основную суть новых знаний или способов действий. | Работа по учебнику: с. 82. - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 82. - Прочитаем хором тему урока. - Прочитайте всё, что написано там, где красная линия. - Прочитайте, что такое окружность? - С помощью какого инструмента можно начертить окружность? - Зачитайте, как нужно пользоваться циркулем. - Рассмотрите рисунок 2. В какой точке находится центр окружности? - Чем являются отрезки ОМ, ОС? - Что можете сказать о радиусах одной окружности. - Как это можно проверить? - Давайте измерим. - Кто может выйти к доске и рассказать об окружности по плану: 1. Что такое окружность? 2. С помощью какого инструмента можно начертить её и как правильно пользоваться инструментом? 3. Назови основные элементы окружности и покажи на чертеже. 4. Свойства окружности. | Обучающиеся открывают учебник, учитель ходит между рядами и проверяет все ли открыли учебник. Все дети читают: «Круг. Окружность». Каждый обучающийся читает вполголоса читают. - Окружность — граница круга. -Окружность можно начертить с помощью циркуля. - Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. - В точке О находится центр окружности. - ОС, ОМ являются радиусами окружности. - Радиусы одной окружности равны. - Измерить радиусы на рисунке 2. Обучающиеся измеряют радиусы, они равны. - Окружность — это граница круга. Окружность можно начертить с помощью циркуля. Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Основные элементы: радиус, центр, диаметр. Свойства окружности: 1. Все точки окружности равноудалены от центра. 2. Радиусы одной окружности равны. |
Первичное закрепление учебного материала. Микроцель: отрабаты-вать полное воспризведение нового материала и действий обучающимися | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите тему урока. Запишите её. Задание из учебника № 2 на странице 83. - Найдите на странице 83 № 2. Прочитайте задание. Расскажите как будете выполнять это задание. Что нужно сделать сначала, потом? - Кто запомнил пошаговое выполнение этого задания - поднимите руки? Для слабых обучающихся учитель даёт карточку-помощник: Учитель ходит по классу, помогает тем, у кого что-либо не получается. Оценивание самостоятельной работы. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте у друг друга выполненное задание. Что будете проверять? - Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно, у кого ошибка в измерении радиуса, у кого - в плавном построении окружности, кто не справился с заданием? Почему? - Какие выводы сделали для себя? - Из окружностей можно составить разные узоры, посмотрите. Учитель показывает узоры из окружностей.
| - Круг. Окружность. Обучающиеся находят этот номер. Читают задание. - 1. Измерю радиус первой окружности, потом радиус второй окружности. 2. Поставлю точку, отступив от темы урока 8 -10 клеток вниз. Это будет центр окружности. 3. Начерчу 1 окружность, потом другую так, чтобы острый конец циркуля оставался в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не менялось. 4. Обозначаю точки на окружностях: О — центр окружностей, ОК- радиус «меньшей» окружности, ОК и ОМ — радиусы другой окружности. - Кто запомнил — поднимают руки. Дети выполняют задание в тетради. - Проверим: точное измерение радиусов, плавность окружности. - ОМ и ОК — равные радиусы одной окружности. - Изучить алгоритм построения окружности. - Потренироваться в измерении радиуса. - Потренироваться в черчении окружности. |
Информация о домашнем задании. | - Дома придумайте и раскрасьте любой узор из окружностей. | |
Рефлексия. (подведение итогов урока) | - Чему учились на уроке? - Кто сможет воспроизвести алгоритм построения окружности? - Продолжите фразы: «Окружность — это...» «Радиус — это ...» - Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»: - Я – молодец! - Мне надо поработать! - Я ничего не понял! Помогите! | - Узнали новые понятия «окружность», «радиус», «центр окружности». -Учились чертить окружность, познакомились с инструментом для построения окружности. - Алгоритм: 1. Отметили центр окружности. 2. По линейке отмеряем радиус окружности. 3. Ставлю в центр острый конец циркуля, а расстояние между ножками циркуля не меняем. - Окружность — это граница круга. - Радиус — это расстояние от центра до окружности. Обучающиеся оценивают свою работу. |