СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе, « Н.К.Абрамцева. Авторская сказка «Чудеса, да и только!» »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ авторской сказки Н.К.Абрамцевой «Чудеса, да и только!».  С учащимися на уроке составляется план произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе, « Н.К.Абрамцева. Авторская сказка «Чудеса, да и только!» »»

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО

Уральский государственный педагогический университет

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах




Конспект урока по литературному чтению во 2 «З» классе,

МАОУ СОШ №69

« Н.К.Абрамцева. Авторская сказка «Чудеса, да и только!» »








Дата проведения урока: 5.03.2015

Работу выполнила:

Панова Мария, студентка группы БО-32



Проверили:

Белоцерковская Е.Г., учитель 2 «З» класса

____________________________________

Привалова С.Е., методист

____________________________________











г.Екатеринбург, 2015г.

Тема урока: Н.К.Абрамцева. Сказка «Чудеса, да и только!».


Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.


Цель урока: раскрыть смысл сказки «Чудеса, да и только!».


Ожидаемые результаты:


Предметные:

  • смогут определить идею произведения

  • смогут определить мотивы поступков героини рассказа

  • будут выделять смысловые части произведения

Метапредметные:

  • смогут устанавливать причинно-следственные связи

  • смогут анализировать прочитанный текст

Личностные:

  • будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению

  • будут развивать умение выразительно читать текст

  • развивают культуру речи

  • обогащают словарный запас

  • развивают умение работать в паре



Оборудование:

а) у учителя: учебник Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2-х кН. Книга 2. Слово в сказке. / Е.И.Матвеева – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 176 с. (стр.105-110); презентация, карточки с заданием.

б) у учеников: учебник Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2-х кН. Книга 2. Слово в сказке. / Е.И.Матвеева – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 176 с. (стр.105-110); Матвеева, Е.И. Тетрадь №2 по литературному чтению для 2 класса начальной школы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.




Схема оформления доски:


5 марта.

Н.К.Абрамцева

«Чудеса, да и только!».


План:

1. Удивительные старые сахарницы.

2. Сказочные существа – Струмышки.

3. Появление в семье Струмышки.

4. Струмышкины чудеса.

5. Окончание странных неожиданностей.


































Ход урока

Этап урока,

длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и самоанализ


Организационный этап

(1 мин)

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь соседу по парте, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению.

Начинаем урок литературного чтения.


Дети приветствуют учителя, улыбаются друг другу.

Создать условия для формирования регулятивных УУД, создать положительный эмоциональный настрой.



Актуализация опорных знаний

(3 мин)

Сегодня мы начинаем новый раздел «Герой в авторских сказках о волшебстве»

- Для начала давайте вспомним, какие сказки называют авторскими и почему?









- Какие авторские сказки вы уже знаете?




- Литературные сказки этого раздела не совсем похожи на русские народные волшебные сказки. Авторы-сказочники этого раздела поселили среди людей каких-то непонятных сказочных существ. Это очень добрые и потешные домовята.


- Как вы думаете, будет ли волшебство в этих сказках?





- Конечно, ребята. Но в таких историях волшебство не лежит на поверхности, оно глубоко спрятано в тексте. Сегодня мы вместе попробуем отыскать это волшебство.



-Познакомимся с еще одним детским писателем Натальей Корнельевной Абрамцевой.


- Кто-нибудь из вас раньше встречался с этой писательницей?





- авторскими называют сказки у которых известен автор. Мы знаем, кто именно написал эту сказку; авторские сказки часто напоминают нам народные, но у авторских сказок в отличие от народных, которые сочинял народ, есть конкретный автор.


- сказки В.И.Даля: «Ворона», «Девочка-Снегурочка», Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»










Высказывают свои предположения.

















Ответы учеников.










Создать условия для формирования коммуникативных УУД





Определение темы и задач урока

(2 мин)

Наталья Корнельевна Абрамцева. Годы жизни 1954-1995. Это детская писательница.


Всего ей написано более 120 сказок, 12 пьес. Издано 16 книг.


Переводы ее произведений появляются в Японии, Бельгии, Германии, Венгрии. По сказкам Натальи Корнельевны созданы мультфильмы и диафильмы.


- Можете ли вы назвать сказки Н.К.Абрамцевой?


- Давайте откроем учебник на с. 105 и посмотрим, с каким произведением Натальи Корнельевны Абрамцевой мы сегодня познакомимся.



- Тема нашего урока: «Н.К.Абрамцева. Сказка «Чудеса, да и только!»















Говорят, что нет, так как не знакомы с творчеством писательницы.


Открывают учебники на с.105 и читают заголовок сказки «Чудеса, да и только!»










Создать условия для формирования регулятивных УУД


Подготовка к первичному восприятию

(3 мин)

- Еще раз взгляните на заголовок этой сказки и предположите, о ком или о чем будет эта сказка.


- Давайте воспользуемся подсказкой, которую нам предлагает автор учебника.

Рассмотрите иллюстрацию после сказки и подумайте, кто же изображен на ней и в чем связь заголовка сказки и то, что изображено.

- Как вы думаете, кто это изображен?


- Посмотрите на предметы, которые окружают это существо.


- Теперь соотнесите иллюстрацию с заголовком сказки и постарайтесь предположить, что будет происходить в сказке.

Дети высказывают свои предположения: о чудесах, о волшебстве, о сказочных героях, о превращениях.



Открывают с.110 и рассматривают иллюстрацию.







- сказочное существо, о котором, возможно, будет говорится в сказке.


- это существо окружают чайный сервиз, конфеты, баранки, специи.






Высказывают свои предположения.

Смогут определить идею произведения




Первичное восприятие

(7 мин)

- Сейчас я предлагаю вам послушать волшебную историю.



«Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую ненужную сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. И тогда, может быть, в вашем доме некоторое время будут твориться разные удивительные вещи. А это совсем не плохо...»



- Подумайте, что же будет происходить дальше?


- Посмотрите, ребята, я тоже отыскала свою старую сахарницу. И принесла я ее не случайно. Она тесно связана с этой сказкой.


- Посмотрите, никаких чудес еще не произошло. Давайте же узнаем, какое волшебство нам встретится дальше и будет ли оно.

Слушайте внимательно и постарайтесь определить идею произведения.
















Высказывают свои предположения по развитию сюжета сказки.











Выразительное чтение обучающимися.



Создать условия для формирования коммуникативных УУД
















Будут развивать умение выразительно читать текст





Проверка первичного восприятия

(3 мин)

Учитель после прочтения задает вопросы.

- Какой жанр этого произведения?


- Понравилась ли вам сказка?



- Какие эмоции вызвало у вас это произведение?




- Теперь подумайте и скажите, почему эта сказка волшебная и о волшебстве ли она?





- Кто главный герой сказки и откуда он взялся?

- Как вы представляете главного героя Струмышку?





- Что вас удивило в этой сказке?


- сказка

- Да, понравилась



- удивление, любопытство, предвкушение чего-то интересного




- в сказке есть вымышленные, несуществующие персонажи – Струмышки. Они существуют, но их никто не видел. В сказке Струмышка творила разные чудеса



- существо Струмышка, которое живет в сахарнице.



- желтое, мохнатое, маленькое и доброе существо.



Высказывают свои предположения: волшебные существа, живущие в сахарницах; родители и дочка не удивлялись чудесам.

Смогут анализировать прочитанный текст



Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению








Смогут устанавливать причинно-следственные связи









Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению





Мотивация к анализу

(3 мин)

- Чтобы узнать про главного героя сказки подробнее, обратимся к тексту.


- Скажите, как выглядят Струмышки? Зачитайте описание внешности этих существ.













- Почему же тогда сказка называется «Чудеса, да и только!» ?




- А какие чудеса вытворяла Струмышка?


И объясните зачем?




- Кто такие Струмышки, откуда они появились, и что нам хочет донести автор этого произведения. Мы узнаем в ходе работы над этой сказкой.


«Струмышки — это совсем не мышки, не лягушки, не воробушки... Очень немногие видели Струмышек — такие они непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль: Но те, у кого легкий взгляд и веселые глаза, видели Струмышек и рассказывают, что они похожи на клубочки желтого, необыкновенно легкого, пушистого меха. А глаза у Струмышек... Одни говорят — карие, другие — фиолетовые, третьи — синие. »


- в сказке происходят разные чудеса, которые творит Струмышка.




- вертолет превратила в лягушонка, костюм в платье феи, наколдовала девочке букет цветов.

Пыталась сделать доброе, приятное дело для своих хозяев.


Смогут анализировать прочитанный текст







Будут развивать умение выразительно читать текст















Смогут определить мотивы поступков героини рассказа




Анализ

(10 мин)



- Обратите внимание на необычную экспозицию.

Кто может сказать, что такое экспозиция?



- Где мы можем найти определение этого термина?



- Зачитайте, пожалуйста.













- Найдите в сказке экспозицию и зачитайте ее.



















- Зачем автор использует такое вступление к сказке?





- Конечно, ребята. Даже простые старые вещи в сказке могут неожиданно стать волшебными.





- Перейдем к главной героине сказки.

Струмышка – необычный герой.
Откуда она появилась?







-Почему никто не удивлялся Струмышкиным «чудесным странностям»? И когда происходили Струмышкины чудеса?







- Найдите в сказке тот отрывок, когда Струмышка «помогает маме». Прочитайте его выразительно.













- Почему говорится в тексте, что произошла радость. Ведь Струмышка превратила костюм, который так усердно шила мама в совсем другой наряд.





- Чем это существо Струмышка отличается от героев предыдущих изученных нами сказок?















Изучив сказку так подробно, нам не составит труда составить небольшой план.


- Для начала восстановите друг с другом события, которые происходят в этой истории. И попробуйте расположить в правильном порядке развитие событий.


- Сколько, по – вашему, пунктов будет в этом плане?





- Пунктов в плане будет 5.

Проверим, что у вас получилось.






Объясняют своими словами.


- в словарике в конце учебника


- Экспозиция – предыстория событий, о которых будет рассказано; сведения, необходимые автору для того, чтобы ввести читателя в создаваемый мир.



- «Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую ненужную сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. И тогда, может быть, в вашем доме некоторое время будут твориться разные удивительные вещи. А это совсем не плохо... »


- чтобы привлечь наше внимание, что сказка будет связана с сахарницей.








- Это существо появилось в старой сахарнице, про которую забыли и убрали за ненадобностью.



- чудеса происходили только ночью, когда все спали. Никто не удивлялся, потому что не верил в происходящее; может быть не обращал внимания; никто не видел, кто творит такие чудеса.



Находят отрывок, когда Струмышка «помогает маме» и выразительно читают.







- наряд стал сказочней и нарядней.






- Струмышка это не мышка, не лягушка, не воробышек. Это интересное существо, которое в реальной жизни не встретить. Также Струмышку никто не видит и никогда не видел. Но существуют версии, как они выглядят и где живут.







Проговаривают в парах события.



Высказывают свои предположения



План:

1. Удивительные старые сахарницы.

2. Сказочные существа – Струмышки.

3. Появление в семье Струмышки.

4. Струмышкины чудеса.

5.Окончание странных неожиданностей.

Развивают культуру речи





Обогащают словарный запас








Будут развивать умение выразительно читать текст
















Создать условия для формирования регулятивных УУД
































Развивают культуру речи







Будут выделять смысловые части произведения



Создать условия для формирования коммуникативных УУД



Развивают умение работать в паре



Домашнее задание

(2 мин)

Давайте запишем домашнее задание в дневник.

В рабочей тетради с.39 №2,4.


Задание 4. Написать сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»

Я предлагаю вам дома выразить свою точку зрения по данному вопросу в трех - четырех предложениях. Но для начала хорошо продумайте свою мысль.




Записывают домашнее задание в дневник.

Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению;


Смогут определить идею произведения;


Развивают культуру речи


Обобщение

(4 мин)



Подумайте, ребята, события, которые происходят в этой истории могут происходить на самом деле?


- А почему вы так считаете?


- Совершенно верно.



- Как вы думаете, эту сказку можно назвать мудрой и почему?









- Не забудьте дома отыскать свои старые сахарницы, возможно и у вас начнут случаться приятные неожиданности.




А пока мы с вами работали, и в моей сахарнице поселилась Струмышка.

(учитель показывает сахарницу с желтым песочком)







- события сказки не могут происходить на самом деле.


- потому что это сказка. Здесь вымышленные существа и волшебные превращения.



Высказывают свои предположения.

Эту сказку можно назвать мудрой, так как автор сказки призывает читателей быть более внимательными друг к другу, совершать добрые дела для других как маленькие чудеса.










Смогут определить идею произведения





Рефлексия

(2 мин)

Пришло время подвести итоги нашему уроку.



Продолжите фразу:

Я учился…

Я повторил..

Мне понравилось…



Спасибо всем за работу. Успехов в учебе!






Я учился составлять план.

Я повторил названия авторских сказок.

Мне понравилось работать в паре.


Создать условия для формирования коммуникативных УУД







Методическая литература:

  • Матвеева, Е.И. Литературное чтение. 2 класс. Контрольно-диагностические работы. ФГОС. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Официальный сайт Натальи Абрамцевой [электронный ресурс] / URL: http://www.strumishka.ru/
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).













План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.




План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.




План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.




План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.



План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.



План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.




План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.




План сказки «Чудеса, да и только!»

Появление в семье Струмышки.


Окончание странных неожиданностей.


Струмышкины чудеса.


Удивительные старые сахарницы.


Сказочные существа – Струмышки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!